Как писать сочинение 15.3 на ОГЭ по русскому языку 2016
В помощь девятиклассникам
Задание 15.3.
ЭТАП 1. Пишем 1 абзац (вступление).
Варианты формулировок тем.
Что такое
любознательность?
доверие?
дружелюбие?
трудолюбие?
Научитесь самостоятельно формулировать определение.
- Для этого познакомьтесь со словарными статьями (пользуйтесь толковыми словарями, например,
С.И. Ожегова).
Тренировочное задание.
- Найдите в толковом словаре и прочтите определения понятий:
- Сочувствие
- Сострадание
- Любопытство
- Вдохновение
- Постарайтесь понять и сформулировать своими словами смысл данных слов.
- Обратите внимание на принцип построения толкований.
Изучите принцип построения 1 абзаца сочинения 15.3.
Что такое сочувствие? По моему мнению, сочувствие – это способность человека к проявлению сострадания, сопереживания.
- Вопрос.
- Ответ – собственное мнение.
Вводные конструкции.
- В своё определение вставляйте вводные конструкции. Не забывайте выделять их запятыми .
,по-моему,
,по моему мнению,
,я думаю,
,осмелюсь предположить,
,мне кажется,
Тренировочное задание.
- Напишите по данной схеме вступление на тему
Что такое доброта?
Проверьте себя.
Что такое доброта? Доброта, как я это понимаю , - это проявление душевной теплоты, сердечной заботы, внимательности к окружающему.
1. Вопрос.
2. Ответ с вводной конструкцией.
3. Тире перед «это».
ЭТАП 2. Пишем 2 абзац.
Вы должны были заметить, что и 1 задание (сжатое изложение), и текст, с которым Вы работаете на протяжении всего экзамена, всегда взаимосвязаны по теме. Например, если в сочинении 15.3 задана тема «Что такое доброта?», то о доброте говорилось и в изложении, и в разбираемом Вами тексте. То есть Вам надо воспользоваться тем материалом, который там представлен.
О чём надо написать во 2 абзаце?
- Во 2 абзаце Вам надо написать, что думает автор текста по заданному вопросу (например, что он думает о доброте).
- Для этого надо кратко пересказать
содержание текста
так, чтобы было
понятно, как автор
текста отвечает на
заданный вопрос.
Тренируемся. Прочтите текст.
- По этому тексту надо ответить на вопрос: «Что такое доброта?»
- Обратите внимание на выделенные мною слова. Они передают доброту героя.
Напишите, как автор текста говорит о доброте (3-4 предложения).
- 1. Перескажите основную суть текста.
- 2. Начните с инициалов и фамилии автора текста.
- В конце абзаца упомяните понятие «доброта», чтобы подчеркнуть и подытожить мысль автора.
Проверьте себя.
В.Кондратьев в своём тексте рассказывает о солдате Сашке, который взял в плен немца. Несмотря на то, что перед ним враг, Сашка испытывает не ненависть, а сочувствие к пленному. Он видит в нём такого же солдата и человека , как и он сам. Проявляет доброту даже к врагу.
* Дополнение.
- В пересказ старайтесь включить
самые важные по теме слова из текста.
Их можно записать
или
в виде цитаты
(в кавычках)
своими словами
ЭТАП 3. Пишем 3 абзац.
- Здесь нужно написать о каком-либо случае или человеке, в котором проявилась доброта.
Напишите 3 абзац (3-4 предложения).
- Можно начинать с подобных фраз:
В своей жизни я тоже встречал(а) проявление доброты. …
В моей жизни тоже есть место доброте.
Я тоже могу рассказать о доброте.
Пишем 3 абзац.
- Стремитесь употреблять в своём рассказе слово «доброта» и синонимичные с ним понятия.
Проверьте себя.
Мне кажется, без доброты невозможна жизнь. Однажды, когда я болела, а в школе делали ремонт, моя подруга сохранила для меня картину, которая была мне очень дорога . И эта картина до сих пор радует и меня, и всех, кто её видит. Добрый поступок моей подруги осветил добротой всё вокруг.
ЭТАП 4. Пишем 4 абзац. Заключение.
- Подведите в 1-2 предложениях логический итог всему, о чём Вы написали раньше.
* Здесь можно использовать высказывания знаменитых людей, которые Вы помните; пословицы на данную тему.
Пишем 4 абзац.
- Можно начать с вводного слова
Действительно, …
Проверьте себя.
Действительно, доброта делает наш мир по-настоящему красивым. Известный поэт Г. Гейне говорил: «Доброта лучше красоты».
- Проверьте свою работу: орфография, пунктуация, грамматика, речь (избегайте повторов и «пустых» слов).
- Посчитайте общее количество слов.
Посмотрите, какое у Вас получилось сочинение!
Вот что получилось у меня:
Что такое доброта? Доброта, как я это понимаю, - это проявление душевной теплоты, сердечной заботы, внимательности к окружающему.
В.Кондратьев в своём тексте рассказывает о солдате Сашке, который взял в плен немца. Несмотря на то, что перед ним враг, Сашка испытывает не ненависть, а сочувствие к пленному. Он видит в нём такого же солдата и человека, как и он сам. Проявляет доброту даже к врагу.
Мне кажется, без доброты невозможна жизнь. Однажды, когда я болела, а в школе делали ремонт, моя подруга сохранила для меня картину, которая была мне очень дорога. И эта картина до сих пор радует и меня, и всех, кто её видит. Добрый поступок моей подруги осветил добротой всё вокруг.
Действительно, доброта делает наш мир счастливее. Известный поэт Г. Гейне говорил: «Доброта лучше красоты». (124 слова)
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ.
План работы.
- Вступление (ответ на вопрос).
- Мнение автора текста.
- Пример из жизни.
- Заключение.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ.
- Слово, звучащее в теме , должно проходить через всё сочинение красной нитью – буквально повторяться, служить опорой для каждого абзаца Вашего сочинения.
- Используем вводные конструкции
,ПО-МОЕМУ, и другие.
- Делим работу на 4 абзаца .
- План работы задан в задании (см. 15.3).
Потренируйтесь.
- Найдите в толковом словаре определение понятий: мужество, память, дружба, самоуважение, жизнелюбие, сострадание, красота, любовь.
- Сформулируйте их определения самостоятельно.
- Подберите к каждому понятию высказывание//пословицу (воспользуйтесь Интернет-ресурсами, например, http://citaty.su ).
ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ!