1. | Организационный момент. | |
2. | - Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению по картине Г.Г.Мясоедова «Страдная пора» («Косцы»). | Мясоедов Григорий Григорьевич был одним из самых самобытных и оригинальных, истинно самобытных русских художников. Картина «Страдная пора. Косцы», написанная в 1887 году, была лично приобретена императором Александром III, который, как известно, был истинным ценителем всего русского, и отдавал предпочтение народным традициям. |
3. | Слово о картине. | Картина Г.Г. Мясоедова "Косцы" полна поэзии, светлого чувства, чего-то здорового и торжественного. Художник Мясоедов, конечно, понимал, как тяжел крестьянский труд. Но он хотел показать, что работа для крестьянина не только тягота. Она и радость. Недаром народ воспел свой труд в песнях. |
4. | - "Русское богатство", - говорил Шишкин про золотую ниву. И Мясоедов, соглашаясь с ним, прибавляет: русское богатство - и эта золотая рожь, и эти сильные, красивые люди, которые растили ее. | Чтение стихотворения А.А.Фет «Ты видишь, за спиной косцов» Ты видишь, за спиной косцов Сверкнули косы блеском чистым, И поздний пар от их котлов Упитан ужином душистым. Лиловым дымом даль поя, В сияньи тонет дня светило, И набежавших туч края Стеклом горючим окаймило. Уже подрезан, каждый ряд Цветов лежит пахучей цепью. Какая тень и аромат Плывут над меркнущею степью! |
5. | Рассмотрение картины Г.Г. Мясоедова «Косцы». Какое второе название картины? Что такое страдная пора? - В каком жанре написана картина? ( Если художник изображает картины природы…) | Cтрадная пора – время уборки урожая, когда все крестьяне были объединены общей целью: собрать и сохранить налившуюся рожь. Пейзаж |
6. | Работа над планом сочинения. - Первый шаг на пути написания сочинения… - Во вступлении мы должны сказать о … - Далее мы приступим к описанию пейзажа. С чего начнем? - Затем… - Теперь начнем описывать косцов… - На кого из косцов вы обращаете внимание? - Можем ли мы ограничиться лишь описанием крестьян? Нет. Необходимо в сочинении показать отношение крестьян к труду. - Заключительный пункт нашего сочинения. Что мы расскажем в нем? | План: 1.Зачин. Сведения о художнике и картине (Мясоедов Григорий Григорьевич был одним из самых самобытных русских художников). 2. Основная часть: - Ржаное поле - Небо - Косцы и их отношение к труду. 3. Заключение. |
7. | Чтение текста В. Солоухина. Какова основная мысль текста В. Солоухина? | В каждой крестьянской работе должен быть свой талант. Но нигде он так ярко не проявляется, как на косьбе, потому что здесь все становятся в ряд, друг за дружкой, и сразу видно, кто на что способен. Каждая деревня знает своих лучших косцов, и сами они знают, что они лучшие косцы, и в тайне гордятся этим. У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец ли, старший ли брат, и каждый из нас хочет, чтобы именно у его отца был самый широкий, самый чистый прокос, чтобы именно он, а не кто-нибудь другой шел впереди и вел всю растянувшуюся цепочку. |
8. | 1) Опишите кратко пейзаж, изображенный на картине. Что мы видим на переднем плане? На заднем? | На картине Мясоедова изображено … (продолжите предложение) … бескрайнее ржаное поле, уходящее далеко за горизонт, голубое небо, отчасти покрытое облаками. Вся картина словно пропитана умиротворением и жарким солнцем. |
9 | Как художнику удалось передать необозримый простор, величие и мощь природы? | Природа изображена величественной, во всей своей мощи и торжествующей красоте. Ощущение её величия и простора создаёт высокое ясное небо, которое широко раскинулось над морем золотой ржи. |
10 | Опишите подробнее ржаное поле. Как выписаны колосья? Почему тонкие колоски согнулись к земле? Обратите внимание на ромашки и васильки. | Высокие колосья выписаны на фоне ясного неба. Тонкие стебли сгибаются под тяжестью зёрен. Они колышутся ветром и сейчас упадут под мощными взмахами косарей. Среди золота ржи белеют ромашки, голубеют глаза васильков, одиноко возвышается репейник. |
12 | Опишите небо. С чем можно сравнить небо? Какие облака на небе? Посмотрите на птиц? Какие они по сравнению с небом? Какое ощущение создается у зрителя? | Бескрайним шатром накрывает небо просторы полей. Небесный свод пронизан солнцем и сам излучает свет, сияет розовая гряда облаков. Две птицы на заднем плане теряются в необозримом пространстве, и это позволяет острее ощутить бесконечность неба. |
13 | Кого изобразил художник в центре полотна? Опишите их движения. Кто выступает первым? Какую роль играет старик? Чувствуете ли вы усталость в его движениях? Что у него на голове? Какое у него лицо? Куда прикован его взгляд? Кто идет вторым? Третьим? Опишите героев. Что делают женщины? | В центре полотна – фигуры косцов. С каждым взмахом косой они словно приближаются к нам, мерно и широко вздымаются плечи косарей, падают срезанные колосья. Первым выступает могучий старик с широкой седой бородой. Он ведёт за собой остальных, на него равняются, с ним сверяют свои силы более молодые косцы, стараясь не отстать. В его движениях нет усилия, нет тяжёлой усталости. Русые с сединой волосы крестьянина перехвачены венком из золотых колосьев . Лицо его спокойно и сосредоточенно, он поглощён работой. Суровый взгляд из-под седых кустистых бровей прикован к земле. За старшим косцом выступает широкоплечий, крепкий крестьянин в белой рубахе. Мощно и уверенно машет он косой. Третьим идёт кудрявый юноша. Ворот его красной рубахи расстегнут – видимо, нелёгок для него этот покос. Рядом с косцами сгребают и связывают скошенную рожь в снопы крестьянки. Они в светлых платках, в белых кофтах и свободных сарафанах. Женщины-крестьянки изображены на втором плане, но мы понимаем, что в этот знойный летний день они без устали трудятся наравне с мужчинами. |
14 | Как выдумаете, насколько тяжёл труд в страдную пору? | Этот труд был очень тяжёл. Крестьяне трудились с раннего утра до темноты, стремясь собрать урожай вовремя, ведь от этого зависело, как они проживут зиму. |
15 | Ещё раз внимательно рассмотрите и картину и скажите, стремился ли художник показать прежде всего тяжесть крестьянского труда или, наоборот, продемонстрировал на своём полотне красоту труда крестьян? | Но художник стремился воспеть крестьянский труд, передать на своём полотне всю его красоту и величие. Косцы одеты в светлую, яркую одежду: они выходят на уборку урожая как на праздник. Уборка урожая для изображённых на картине косцов не тяжкое бремя, а необходимый и радостный труд. |
16 | Какое настроение создаёт картина Г. Мясоедова? Чем мы любуемся? | Картина создаёт светлое, радостное настроение. Мы любуемся величественным пейзажем, золотым полем ржи, ясным, высоким небом. Художник сумел показать красоту и мощь русской природы. |
| Выберите из словосочетаний эпитеты и метафоры, запишите понравившиеся. Величественный пейзаж, бескрайнее ржаное поле, бесконечное небесное пространство, необозримый простор и мощь русской природы, торжествующая красота, высокое ясное небо, море золотой ржи, жаркая нива, золотистые груды срезанных колосьев, бескрайний шатёр неба, розовая гряда облаков; мощные взмахи косарей, могучий старик с широкой седой бородой; русые с сединой волосы, венок из золотых колосьев, достоинство и удивительное благородство, спокойное сосредоточенное лицо, суровый взгляд из-под седых кустистых бровей; широкоплечий, крепкий крестьянин в белой рубахе, мощно и уверенно машет, спокойная уверенность; убеждённость крестьян в важности происходящего, осознание собственной значимости в общем деле; воспевает и поэтизирует крестьянский труд, красота и величие. | |
| Домашнее задание | |