СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по картине Г.Г. Мясоедова "Косцы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок развития речи.

Цели  урока:

  1. подготовить учащихся к сочинению описанию с элементами повествования;
  2. показать взаимосвязь разных жанров искусства;
  3. привить интерес к русской природе и искусству: литературе, живописи, музыке.

 

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине Г.Г. Мясоедова "Косцы"»

Тема урока: Подготовка к сочинению по картине Г. Г. Мясоедова «Косцы»

Вид: урок развития речи.

Цели урока:

  1. подготовить учащихся к сочинению описанию с элементами повествования;

  2. показать взаимосвязь разных жанров искусства;

  3. закрепить знания учащихся по лексике (прямое и переносное значение, метафоры, эпитеты)

  4. закрепить знания учащихся по синтаксису (виды словосочетаний)

  5. привить интерес к русской природе и искусству: литературе, живописи, музыке.

Ход урока:

1.

Организационный момент.


2.

- Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению по картине Г.Г.Мясоедова «Страдная пора» («Косцы»).


Мясоедов Григорий Григорьевич был одним из самых самобытных и оригинальных, истинно самобытных русских художников.

Картина «Страдная пора. Косцы», написанная в 1887 году, была лично приобретена императором Александром III, который, как известно, был истинным ценителем всего русского, и отдавал предпочтение народным традициям.

3.

Слово о картине.


Картина Г.Г. Мясоедова "Косцы" полна поэзии, светлого чувства, чего-то здорового и торжественного. Художник Мясоедов, конечно, понимал, как тяжел крестьянский труд. Но он хотел показать, что работа для крестьянина не только тягота. Она и радость. Недаром народ воспел свой труд в песнях.

4.

- "Русское богатство", - говорил Шишкин про золотую ниву.

И Мясоедов, соглашаясь с ним, прибавляет: русское богатство - и эта золотая рожь, и эти сильные, красивые люди, которые растили ее.


Чтение стихотворения

А.А.Фет

«Ты видишь, за спиной косцов»

Ты видишь, за спиной косцов
Сверкнули косы блеском чистым,
И поздний пар от их котлов
Упитан ужином душистым.

Лиловым дымом даль поя,
В сияньи тонет дня светило,
И набежавших туч края
Стеклом горючим окаймило.

Уже подрезан, каждый ряд
Цветов лежит пахучей цепью.
Какая тень и аромат
Плывут над меркнущею степью!

5.

Рассмотрение картины Г.Г. Мясоедова «Косцы».

Какое второе название картины?

Что такое страдная пора?

- В каком жанре написана картина?

( Если художник изображает картины природы…)

Cтрадная пора – время уборки урожая, когда все крестьяне были объединены общей целью: собрать и сохранить налившуюся рожь.



Пейзаж

6.

Работа над планом сочинения.

- Первый шаг на пути написания сочинения…

- Во вступлении мы должны сказать о …

- Далее мы приступим к описанию пейзажа. С чего начнем?

- Затем…

- Теперь начнем описывать косцов…

- На кого из косцов вы обращаете внимание?

- Можем ли мы ограничиться лишь описанием крестьян? Нет. Необходимо в сочинении показать отношение крестьян к труду.

- Заключительный пункт нашего сочинения. Что мы расскажем в нем?


План:

1.Зачин. Сведения о художнике и картине (Мясоедов Григорий Григорьевич был одним из самых самобытных русских художников).

2. Основная часть:

- Ржаное поле

- Небо

- Косцы и их отношение к труду.

3. Заключение.



7.

Чтение текста В. Солоухина.

Какова основная мысль текста В. Солоухина?

В каждой крестьянской работе должен быть свой талант. Но нигде он так ярко не проявляется, как на косьбе, потому что здесь все становятся в ряд, друг за дружкой, и сразу видно, кто на что способен. Каждая деревня знает своих лучших косцов, и сами они знают, что они лучшие косцы, и в тайне гордятся этим.

У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец ли, старший ли брат, и каждый из нас хочет, чтобы именно у его отца был самый широкий, самый чистый прокос, чтобы именно он, а не кто-нибудь другой шел впереди и вел всю растянувшуюся цепочку.


8.

1) Опишите кратко пейзаж, изображенный на картине.

Что мы видим на переднем плане?

На заднем?


На картине Мясоедова изображено … (продолжите предложение)

… бескрайнее ржаное поле, уходящее далеко за горизонт, голубое небо, отчасти покрытое облаками. Вся картина словно пропитана умиротворением и жарким солнцем.

9

Как художнику удалось передать необозримый простор, величие и мощь природы?


Природа изображена величественной, во всей своей мощи и торжествующей красоте. Ощущение её величия и простора создаёт высокое ясное небо, которое широко раскинулось над морем золотой ржи.

10

Опишите подробнее ржаное поле.

Как выписаны колосья?

Почему тонкие колоски согнулись к земле?

Обратите внимание на ромашки и васильки.



Высокие колосья выписаны на фоне ясного неба. Тонкие стебли сгибаются под тяжестью зёрен. Они колышутся ветром и сейчас упадут под мощными взмахами косарей. Среди золота ржи белеют ромашки, голубеют глаза васильков, одиноко возвышается репейник.


12

Опишите небо.

С чем можно сравнить небо?

Какие облака на небе?

Посмотрите на птиц? Какие они по сравнению с небом?

Какое ощущение создается у зрителя?


Бескрайним шатром накрывает небо просторы полей.

Небесный свод пронизан солнцем и сам излучает свет, сияет розовая гряда облаков. Две птицы на заднем плане теряются в необозримом пространстве, и это позволяет острее ощутить бесконечность неба.


13

Кого изобразил художник в центре полотна?

Опишите их движения.

Кто выступает первым?

Какую роль играет старик?

Чувствуете ли вы усталость в его движениях?

Что у него на голове?

Какое у него лицо?

Куда прикован его взгляд?

Кто идет вторым? Третьим? Опишите героев.

Что делают женщины?


В центре полотна – фигуры косцов.

С каждым взмахом косой они словно приближаются к нам, мерно и широко вздымаются плечи косарей, падают срезанные колосья.

Первым выступает могучий старик с широкой седой бородой.

Он ведёт за собой остальных, на него равняются, с ним сверяют свои силы более молодые косцы, стараясь не отстать.

В его движениях нет усилия, нет тяжёлой усталости. Русые с сединой волосы крестьянина перехвачены венком из золотых колосьев . Лицо его спокойно и сосредоточенно, он поглощён работой. Суровый взгляд из-под седых кустистых бровей прикован к земле.

За старшим косцом выступает широкоплечий, крепкий крестьянин в белой рубахе. Мощно и уверенно машет он косой. Третьим идёт кудрявый юноша. Ворот его красной рубахи расстегнут – видимо, нелёгок для него этот покос.

Рядом с косцами сгребают и связывают скошенную рожь в снопы крестьянки. Они в светлых платках, в белых кофтах и свободных сарафанах. Женщины-крестьянки изображены на втором плане, но мы понимаем, что в этот знойный летний день они без устали трудятся наравне с мужчинами.


14

Как выдумаете, насколько тяжёл труд в страдную пору?


Этот труд был очень тяжёл. Крестьяне трудились с раннего утра до темноты, стремясь собрать урожай вовремя, ведь от этого зависело, как они проживут зиму.


15

Ещё раз внимательно рассмотрите и картину и скажите, стремился ли художник показать прежде всего тяжесть крестьянского труда или, наоборот, продемонстрировал на своём полотне красоту труда крестьян?



Но художник стремился воспеть крестьянский труд, передать на своём полотне всю его красоту и величие. Косцы одеты в светлую, яркую одежду: они выходят на уборку урожая как на праздник. Уборка урожая для изображённых на картине косцов не тяжкое бремя, а необходимый и радостный труд.

16

Какое настроение создаёт картина Г. Мясоедова?

Чем мы любуемся?


Картина создаёт светлое, радостное настроение. Мы любуемся величественным пейзажем, золотым полем ржи, ясным, высоким небом. Художник сумел показать красоту и мощь русской природы.


Выберите из словосочетаний эпитеты и метафоры, запишите понравившиеся.

Величественный пейзаж, бескрайнее ржаное поле, бесконечное небесное пространство, необозримый простор и мощь русской природы, торжествующая красота, высокое ясное небо, море золотой ржи, жаркая нива, золотистые груды срезанных колосьев, бескрайний шатёр неба, розовая гряда облаков; мощные взмахи косарей, могучий старик с широкой седой бородой; русые с сединой волосы, венок из золотых колосьев, достоинство и удивительное благородство, спокойное сосредоточенное лицо, суровый взгляд из-под седых кустистых бровей; широкоплечий, крепкий крестьянин в белой рубахе, мощно и уверенно машет, спокойная уверенность; убеждённость крестьян в важности происходящего, осознание собственной значимости в общем деле; воспевает и поэтизирует крестьянский труд, красота и величие.




Домашнее задание



4