Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» (6 класс)
I. Цели урока: познакомить учащихся с особенностями художественного описания пейзажа, подготовить к описанию картины И.И. Левитана «Золотая осень»
II. Оборудование: репродукции картин И.И. Левитана с изображением осени.
На доске цитата: «Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, и чем дольше вглядываешься в них, тем милее становится тишина полей, знакомых рек и проселков». (К. Паустовский)
III. Повторение:
Вопросы для повторения:
Что вы описывали в своих сочинениях в 5 классе, в этом году?
Что можно еще описать в сочинении? Что должен содержать текст – описание?
Запись в тетрадях темы урока.
IV. Слово учителя:
Наступила поздняя осень. А ведь когда первого сентября мы пришли в школу, осень была совсем другой – яркой, красивой, солнечной, как будто каждый день – праздник. Помните? Посмотрите за окно. Как можно описать то, что мы видим?
Наверное, осень, как ни одно другое время года, может быть такой разной. Одним она нравится, другие очень ее не любят – за холод, слякоть, лужи, дождь и серые краски неба и земли. Сегодня мы с вами знакомимся с творчеством художника, который любил русскую природу во все времена года, а особенно любил писать пейзажи осеннего леса. Имя этого художника – Исаак Ильич Левитан.
Что вы знаете об этом художнике?
С детства он очень любил рисовать, но что еще более ценно для художника – он умел видеть красоту природы, красоту искусства. Его старший брат, художник, часто брал мальчика с собой на художественные выставки, на этюды, когда он на природе рисовал или делал наброски картин. В 13 лет Исаак Левитан поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он учился у таких великих мастеров пейзажа как Алексей Саврасов, Василий Поленов. Левитан учился очень упорно, хотя все признавали, что у него талант и ему все легко давалось в учебе и работе над картинами.
Отличительная черта работ Левитана – это настроение его картин. Художнику удается передать нам свои эмоции, чувства через изображение природы. Пейзажи Левитана – это лирические зарисовки, передающие то тихую грусть осени, то задумчивость летнего луга, то грозную загадочность лесной чащи. Посмотрите, как изображена осень на картинах художника. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Картины всегда связаны с переживаниями человека, они воздействуют на чувства. Послушайте, как отзывался о картинах Левитана прекрасный русский писатель Константин Паустовский, знаток русской природы, русского искусства. (Зачитывается цитата).
Какие чувства вызывают у вас эти картины?
Как художник добивается того, что нам понятно его настроение?
V. Беседа по картине «Золотая осень».
Что мы видим на картине?
Какое это время года? Какая погода? Какие растения изображены на картине? Как художник добивается того, чтобы нам стало все это понятно? Как изображены вода, деревья, небо?
Все «участники» изображенного пейзажа живут: река течет, мы чувствуем глубину воды, колыхание волн. Небо, деревья, травы – все в движении. На ветвях сверкают блеклые или яркие лучи осеннего солнца, травы отражаются в воде, ветви деревьев волнуются от ветра.
Своим ученикам Левитан говорил, что писать цветы, лес, луг, нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а листвой, цветами, травой.
VI. Составление рабочих материалов к описанию картины. Часть работы выполняется коллективно, часть – самостоятельно. Для коллективной работы выбрано составление материалов к описанию пейзажа.
Самостоятельно – цвета, оттенки, которые использовал художник (напоминаем, что оттенки цвета записываются через дефис)
VII. Словарная работа. Запись слов, которые могут вызвать затруднение:
Долина, равнина, горизонт, пейзаж, изображение. (на доске)
Находим синонимы:
Изображено – видим на картине, находится, художник поместил, можно увидеть;
Художник – автор картины, пейзажист;
Картина – пейзаж, полотно.
Каких слов не должно быть в тексте сочинения? Разговорной, жаргонной лексики.
VIII. Запись возможного плана описания:
Общее впечатление (Что мы видим на картине?)
Речная долина
Лес
Деревья
Небо
Какое настроение вызывает картина?
IX. Работа учащихся над черновиком сочинения (в классе)
X. Домашнее задание: закончить сочинение.