СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение - рассуждение по тексту публицистического стиля

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет учителю подготовить выпускников к сочинению- рассуждению по тексту публицистического стиля.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение - рассуждение по тексту публицистического стиля»

Работа над сочинением – рассуждением по тексту публицистического стиля  (в рамках подготовки к ЕГЭ)

Работа над сочинением – рассуждением по тексту публицистического стиля

(в рамках подготовки к ЕГЭ)

  Целеполагание  Уметь… … формулировать проблему текста; … определять авторскую позицию; … формулировать собственную позицию; … аргументировать собственное мнение … связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

Целеполагание

  • Уметь…
  • формулировать проблему текста;
  • определять авторскую позицию;
  • формулировать собственную позицию;
  • аргументировать собственное мнение
  • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
Текст для работы Текст для работы

Текст

для работы

Текст для работы

  • (1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?

(3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.

(7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

(11) Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.

 (18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.    (21) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (22)Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (23) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (24) А человеческое в себе создаем мы сами. (25)На все четыре четверти. (26) На все сто процентов.  ( По Л.Жуховицкому )

(18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.

(21) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (22)Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (23) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (24) А человеческое в себе создаем мы сами. (25)На все четыре четверти. (26) На все сто процентов.

( По Л.Жуховицкому )

Проблема и авторская позиция  Что влияет на судьбу человека: биологическое или человеческое? Зависит ли наша судьба только от наследственности?  На судьбу влияют не только гены, но и окружающие люди, характер человека, собственная сила воли. Судьба каждого человека зависит не столько от наследственности, сколько от того, как он распорядится собственной жизнью.

Проблема и авторская позиция

  • Что влияет на судьбу человека: биологическое или человеческое?
  • Зависит ли наша судьба только от наследственности?
  • На судьбу влияют не только гены, но и окружающие люди, характер человека, собственная сила воли.
  • Судьба каждого человека зависит не столько от наследственности, сколько от того, как он распорядится собственной жизнью.
Оформление собственного мнения Выразить согласие или несогласие с точкой зрения автора.  Записать свою позицию в виде тезиса (утверждения)- повторить своими словами главную мысль автора текста. Тезис нуждается в доказательстве при помощи аргументов- примеров

Оформление собственного мнения

  • Выразить согласие или несогласие с точкой зрения автора.

Записать свою позицию в виде тезиса (утверждения)- повторить своими словами главную мысль автора текста.

  • Тезис нуждается в доказательстве при помощи аргументов- примеров
Тезис Почему это так? Потому что (так как)…  Аргумент 1   Аргумент 2  Что следует из вышесказанного? В ы в о д

Тезис

Почему это так?

Потому что (так как)…

Аргумент 1 Аргумент 2

Что следует из вышесказанного?

В ы в о д

Аргументы из читательского опыта, оцениваемые  2 баллами Примеры из художественной литературы Примеры из публицистической литературы Примеры из научной (научно-популярной литературы) Пословицы, поговорки, афоризмы (с объяснением)

Аргументы из читательского опыта, оцениваемые 2 баллами

  • Примеры из художественной литературы
  • Примеры из публицистической литературы
  • Примеры из научной (научно-популярной литературы)
  • Пословицы, поговорки, афоризмы (с объяснением)
Образец аргументации собственного мнения по проблеме с опорой на читательский опыт

Образец аргументации собственного мнения по проблеме с опорой на читательский опыт

Тезис Я согласен с мнением автора. Если у человека возникает желание изменить свою жизнь в лучшую сторону, то гены оказываются в этом случае бессильны. Логический переход (почему?) (Потому что)  Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Иллюстративная часть    Примером человека, изменившего свою судьбу вопреки наследственности, является Е. Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».  Его дед, как утверждает герой, «землю пахал», а сам Евгений стал образованным человеком, учёным, утверждавшим, что «всякий человек сам себя воспитать должен».  Микровывод (Поэтому ) Этот пример иллюстрирует способность любого человека изменить свою судьбу.

Тезис

Я согласен с мнением автора. Если у человека возникает желание изменить свою жизнь в лучшую сторону, то гены оказываются в этом случае бессильны.

Логический переход

(почему?)

(Потому что) Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе.

Иллюстративная часть

  Примером человека, изменившего свою судьбу вопреки наследственности, является Е. Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Его дед, как утверждает герой, «землю пахал», а сам Евгений стал образованным человеком, учёным, утверждавшим, что «всякий человек сам себя воспитать должен».

Микровывод

(Поэтому ) Этот пример иллюстрирует способность любого человека изменить свою судьбу.

Тезис  Автор прав, я тоже считаю, что  в человеке всё на сто процентов определяется окружением, обстоятельствами, его собственной силой воли (почему?). Логический переход (Потому что)  В правильности такой позиции убеждает мой читательский опыт. Иллюстративная часть Пример из публицистическ ой литератур ы   В «Аргументах и фактах» было опубликовано интервью с генетиком Н.Бочковым «Замысел природы».  Учёный считает, что можно управлять своей судьбой, даже зная свою наследственность. Если же определенные гены не позволяют человеку быть, например, музыкантом, он может по собственной воле стать спортсменом. Микровывод    Значит, человек сам является хозяином своей судьбы.

Тезис

Автор прав, я тоже считаю, что в человеке всё на сто процентов определяется окружением, обстоятельствами, его собственной силой воли (почему?).

Логический переход

(Потому что) В правильности такой позиции убеждает мой читательский опыт.

Иллюстративная часть

Пример из публицистическ ой литератур ы

В «Аргументах и фактах» было опубликовано интервью с генетиком Н.Бочковым «Замысел природы». Учёный считает, что можно управлять своей судьбой, даже зная свою наследственность. Если же определенные гены не позволяют человеку быть, например, музыкантом, он может по собственной воле стать спортсменом.

Микровывод

Значит, человек сам является хозяином своей судьбы.

Тезис  Автор прав, я тоже считаю, что   многое наследуется с генами, но вклад среды в формирование личности действительно очень велик. Логический переход  Подтверждение этой мысли можно найти в научной литературе.  Иллюстративная часть    В популярной онлайн-энциклопедии «Кругосвет» я прочитал интересный факт.  Дошкольники из неблагополучных семей с низким уровнем интеллекта, полученным с генами, значительно улучшают его, попадая в благополучное в социальном и культурном отношении окружение Микровывод Этот пример показывает, что жизнь человека во многом зависит от его среды.

Тезис

Автор прав, я тоже считаю, что многое наследуется с генами, но вклад среды в формирование личности действительно очень велик.

Логический переход

Подтверждение этой мысли можно найти в научной литературе.

Иллюстративная часть

  В популярной онлайн-энциклопедии «Кругосвет» я прочитал интересный факт.

Дошкольники из неблагополучных семей с низким уровнем интеллекта, полученным с генами, значительно улучшают его, попадая в благополучное в социальном и культурном отношении окружение

Микровывод

Этот пример показывает, что жизнь человека во многом зависит от его среды.

Пословицы, поговорки, афоризмы  с объяснением От осинки не родятся апельсинки.  Яблоко от яблоньки недалеко падает. Какие корешки, такие и ветки, какие родители, такие и детки.  Каково семя, таково и племя.  Гены пальцами не передавишь.

Пословицы, поговорки, афоризмы с объяснением

От осинки не родятся апельсинки.

Яблоко от яблоньки недалеко падает.

Какие корешки, такие и ветки, какие родители, такие и детки. Каково семя, таково и племя.

Гены пальцами не передавишь.

Тезис Я согласен с мнением автора и считаю, что именно семья закладывает основы в жизни человека. Ведь недаром в народе говорится… Логический переход   Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе.   Иллюстратив- ная часть   Д.И.Фонвизин «Недоросль»,  А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»  Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»,  И.А.Гончаров «Обломов», Л.Н.Толстой «Война и мир». А. Н.Островский «Гроза»  Микровывод  Итак, пример родителей играет важную роль в формировании человека.

Тезис

Я согласен с мнением автора и считаю, что именно семья закладывает основы в жизни человека. Ведь недаром в народе говорится…

Логический переход

Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе.

Иллюстратив-

ная часть

  Д.И.Фонвизин «Недоросль»,

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»,

И.А.Гончаров «Обломов»,

Л.Н.Толстой «Война и мир».

А. Н.Островский «Гроза»

Микровывод

Итак, пример родителей играет важную роль в формировании человека.

  Биология Один из первооткрывателей структуры ДНК, Дж. Уотсон, сказал:

Биология

Один из первооткрывателей структуры ДНК, Дж. Уотсон, сказал: "Мы привыкли думать, что наша судьба предначертана звездами. Теперь мы знаем, в существенной степени наша судьба - в наших генах".

    Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки .
  • Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки .
  Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 - медведями, 1 - павианами, другими породами обезьян - не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 - овцой. «Синдромом Маугли

Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 - медведями, 1 - павианами, другими породами обезьян - не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 - овцой. «Синдромом Маугли" называют совокупность синдромов, которые демонстрирует ребенок, выросший вне социальной среды.