Просмотр содержимого документа
«Сочинение в жанре эссе "Уроки жизни"»
Эссе
Уроки жизни
Уроки русского языка… И сразу же, невольно, приходит на ум похожая фраза, данная миру Валентином Распутиным. Фраза, ставшая названием его знаменитого произведения «Уроки французского». Перечитываю знакомые страницы рассказа и в очередной раз понимаю, что герой рассказа всю свою жизнь будет помнить простую учительницу и всю свою жизнь он ей будет благодарен, потому что те уроки французского языка были прежде всего уроками доброты, человечности, любви. Было бы очень смело сравнивать себя с Лидией Михайловной, героиней рассказа, но все же хочется верить, что наше предназначение, педагогов, и мое личное, учителя русского языка и литературы, не только учить химии, физике, истории, заботясь, чтобы в дальнейшем наши ученики, имея серьезную базу знаний, продолжили свое образование и стали хорошими специалистами. В первую очередь нужно, чтобы они понимали, что в этой жизни самое главное быть просто Человеком, во всех смыслах этого слова. И вот тут-то мы наравне с родителями, а порой и больше их, берем на себя ответственность за выполнение столь трудной задачи: помочь человеку стать Человеком. Я думаю, чтобы идти к этой цели, не имеет значения, какую науку мы открываем ученикам. Однако, на мой взгляд, у уроков литературы и русского и у учителя, соответственно, больше возможностей для работы над этой вечной проблемой. Немудрено, ведь в основе этих предметов – слово. Не просто слово, несущее информацию, слово, заставляющее задуматься, встревожиться, восторгаться. Именно учителя - словесники касаются души ребенка, именно перед ними встает серьезная задача: развивать речь своих учеников, учить думать, а потом выражать свои мысли вслух, на бумаге. В большинстве случаев именно словесникам мы обязаны знакомству с новыми понятиями, явлениями. Нам предстоит не только учить русскому языку, но предстоит научить прежде всего любить этот язык, будь он родной или нет, чтобы уметь уважать свой народ или братский народ, в целом, и каждого человека в отдельности. Обучая русскому языку, мы вольно и невольно приходим к тому, что наши ученики, понимая слово, все его возможности, все богатство и разнообразие этого языка Пушкина, Лермонтова, Тургенева, лучше понимают художественные произведения - яркие поэтические образы, все гаммы чувств, выраженные в стихах, и образы эпических произведений, их направленность, идеи, то ценное зерно, которое автор бросает в ниву человеческой души , ожидая, что это зерно ляжет туда не мертвым грузом, а прорастет, то есть будет осмыслено человеком и принесет пользу в жизни. И я, обычный учитель русского языка и литературы, прежде чем открыть дверь класса, думаю: прорастет ли мое зерно, не погибнет ли оно из-за ненадобности? Переживаю, даст ли оно плоды, которые я ожидаю? Не имеет значения, о чем сегодня на уроке будет идти речь, о фразеологизмах или пунктуации в сложном предложении. И то, и другое - это равнозначно благодатный материал, чтобы прививать (а это уже зависит от стараний учителя) любовь к русскому языку, к яркому слову, чтобы воспитывать личность, воспитывать Человека.