Садитесь. Настраиваемся на еще один урок. Если с прошлого урока учебники остались открыты, прошу их закрыть. Что мы с вами изучали в среду? -сочинительные и подчинительные союзы Кирилл, дай определение сочинительным союзам. Все внимательно слушайте Кирилла, в любой момент я могу остановить его и спросить кого-то другого. -сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные по смыслу части сложного предложения, которое называется сложносочиненным. Верно. Определение подчинительных союзов, пожалуйста, Соня. -подчинительные союзы связывают только части сложного предложения, которое называют сложноподчиненным. Давайте обратимся к тем же предложениям, которые мы с вами разбирали на первом уроке по теме «союз как часть речи». По пути нам попадались берёзы и осины. По пути нам попадались не берёзы, а осины. По пути нам попадались берёзы или осины. По пути нам попадались то берёзы, то осины. Какие союзы используются в этих предложениях? Сочинительные или подчинительные? -сочинительные. Это и есть тема нашего урока. Открываем тетрадь, записываем тему – сочинительные союзы. В прошлый раз мы сделали вывод, что эти предложения не одинаковые по смыслу и именно союзы меняют смысл этих предложений. Какой союз в первом предложении? Какое значение он даёт предложению? -союз и. Соединяет явления, которые происходят в одно время. Если союз соединят явления, как он называется? -соединительный союз Во втором предложении? -Союз а, одно явление противопоставляется другому. Как называется союз, противопоставляющий одно явление другому? -противительный А в третьем и четвертом? -союзы или, то…то. Указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, в данный момент. Как называется союз, который разделяет два явления, указывает на разные временные отрезки? -разделительный союз. Верно! Теперь откроем учебник на странице 152-ой. Прочитаем на какие группы делятся сочинительные союзы. Катя, прочитай. Обратите внимание на слайд. Определим к какой группе относятся союзы, которые встречаются в этих предложениях. (ученики зачитывают предложения, определяют группу союза) 1. Вы пришли домой из школы и включили радио. Соед. 2. Звучала музыка, а вы занялись своими делами в ожидании интересной передачи. Противит. 3. Вы то прислушиваетесь к музыке, то отвлекаетесь на телевизор. Разделит. Запишите третье предложение в тетрадь. Подчеркнем основу этого предложения. (вызываю ученика к доске) Простой или составной союз? -Составной Обратите внимание, что составной союз то..то, находится в предложении при разных однородных членах. Запятая ставится перед второй частью таких союзов. Посмотрите на 153-ю страницу учебника. (зачитываю сама правило) Я сейчас раздаю вам карточки с предложениями, ваша задача – выделить союз и определить его разряд. 1 минута на выполнение. 1. Мал золотник, да дорог. 2. Звезды меркнут и гаснут. 3. Добрая пословица не в бровь, а в глаз. 4. Пошел не то дождь со снегом, не то снег с дождем. 5. Здравствуй, солнце да утро веселое. 6. Все было уже тихо или казалось таковым. В каких предложениях встретились соединительные союзы? -2, 5 Противительные союзы? -1,3 Разделительные? -4,6 Кто верно определил разряд всех союзов? Молодцы! Сейчас я прочитаю вам текст, который называется «Песочные часы». (читаю текст) Я даю вам немного времени, чтобы вы еще раз прочитали текст и осмыслили его. Погрузились в него. Говорим о смысле. Что представляют собой песочные часы? Почему автор выбрал именно их, чтобы представить образ жизни? Как представлено автором время? Где настоящее? Почему оно в «узком проходе»? Что есть будущее? Прошлое? Чем больше прошлого и меньше будущего, тем лучше становится настоящее? На примере песочных часов можно чётко увидеть преимущество прошлого и будущего перед настоящим. Почему трудно жить в настоящем? Почему тесно в настоящем? Потому что часто оглядываемся на прошлое или мечтаем о настоящем. Сформулируйте основную мысль текста. Даю вам 2 минуты, чтобы вы нашли в тексте соединительные, противительные и разделительные союзы. Проверяю так, зачитывают предложения с союзом, называют разряд, какую роль в предложении выполняет. РЕЗЕРВНОЕ ЗАДАНИЕ – КАРТОЧКИ. НА НИХ МИНИМУМ 5 МИНУТ. Открываем дневники, записываем домашнее задание. Упражнение 369-е. Соня, прочитай задание. Вам необходимо будет не только заключить в овал сочинительные союзы, но и написать сверху, к какому разряду относится сочинительный союз. Обратите внимание на слово урожай, вам необходимо будет сделать фонетический разбор этого слова. Есть вопросы? -нет Спасибо за урок! |