СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинский национальный парк

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинский национальный парк»

С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя очень агрессивно. Ни для кого не секрет, сколь пагубно сегодня сказывается на окружающем мире деятельность человека. Кощунственное, потребительское отношение к сокровищам планеты может иметь действительно катастрофические последствия. Ежегодно вырубаются огромные площади лесов, а ведь леса – это легкие планеты, к тому же их уничтожение ведет к уменьшению, а иногда и к исчезновению различных видов животных и растений.

Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир, распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы, и как это можно не любить и не беречь!

И об одной такой сокровищнице Краснодарского края я и хочу рассказать, о красивом и прекрасном городе Сочи.

СОЧИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК

Сочинский национальный парк был создан в 1983 году и стал одним из первых национальных парков России. На огромной территории в горах, размеры которой достигают 190 тысяч гектаров, была прекращена любая производственная деятельность. Эта земля была передана гражданам России для оздоровительных и туристских целей.

Сочинский национальный парк расположен на юге Краснодарского края, к северу от Сочи, в предгорьях Большого Кавказа. Большую часть территории парка занимают горы, расчлененные речными долинами. Предгорная зона занимает узкую полоску вдоль Черного моря.

По территории Сочинского национального парка протекают около 40 рек и ручьев Черноморского бассейна. Длина их невелика, лишь такие реки, как Мзымта, Псоу и Шахе имеют в длину более 50 километров. На реках и ручьях имеется большое количество водопадов и каньонов. Водопады в основном размещены в верховьях рек, 103 водопада с высотой порога от 2 до 73 метров доступны для посещения.

Сама территория парка уникальна, поскольку нигде в России так близко не соседствуют субтропики и высокогорье. Именно поэтому горному Черноморью свойственен самый сложный на территории нашей страны спектр высотных зон – от горных широколиственных лесов подножий через горные буковые и хвойные леса к субальпийским ландшафтам и высокогорьям с обнаженными скалами и снегами. Территория Сочинского национального парка отнесена к Колхидской лесорастительной провинции с очень богатым и разнообразным растительным миром. В Сочинском национальном парке встречается около 1500 видов аборигенных высших растений, из которых 164 вида отнесены к деревьям, кустарникам, полукустарникам и лианам, а все остальные – к травянистым растениям. Велико количество реликтовых пород и эндемиков. В Красную книгу Международного союза охраны природы внесен тис ягодный, который часто встречается в Сочинском национальном парке. А в Красную книгу России занесен 51 вид растений, в том числе тис ягодный, сосна пицундская, 2 вида подснежников, 3 вида пальцеголовиков, 3 вида офрисов, 9 видов трышников, самшит колхидский, лилия кавказская, лион кавказский и другие.

Животный мир Сочинского национального парка насчитывает около 80 видов млекопитающих, около 120 видов птиц, 17 видов пресмыкающихся, 9 видов земноводных, 21 вид рыб. В Красную книгу Международного союза охраны природы внесены 15 видов животных, в том числе леопард, коростель, перепел, гадюка кавказская, колхидский уж, колхидская жаба и другие. Из числа тех видов животных, которые занесены в Красную книгу России, на территории парка встречаются 10 видов млекопитающих, 9 видов птиц, 4 вида рептилий, 5 видов амфибий, 3 вида кольчатых червей, из рыб – кумжа и украинская минога.

На территории Сочинского национального парка расположено значительное количество закарстованных массивов – Алек, Ахун, Ахцу, Ахштырь, Дзыхра. На этих массивах находится около 200 пещер, из них 50 пещер – это наиболее крупные карстовые полости, представляющие интерес для научных целей и для спелеотуризма. К длиннейшим карстовым полостям страны относятся знаменитая Воронцовская пещера на массиве Ахцу, протяженностью в 12 километров и Назаровская пещера на массиве Алек, протяженностью в 7 километров. На территории Сочинского национального парка находится 114 памятников истории и культуры – это стоянки древних людей, поселения, дольменные сооружения, колодцеобразные гробницы, остатки крепостей, храмов, курганные могильники, жертвенный камень, обелиски и военные памятники.

Приоритетное направление работы парка связано с экологическим просвещением. С этой целью на территории Верхнее - Сочинского, Головинского, Краснополянского и Лазаревского лесничеств созданы центры экологического просвещения с небольшими музейными экспозициями.

После создания Сочинского национального парка его сотрудники проложили здесь лесные дороги, благоустроили тропинки и мостики, открыли для посещения гостей 50 природных объектов. Это были уникальные каньоны, водопады, пещеры, дольмены, лесопарки. И гости не заставили себя ждать – они хлынули на экскурсии в Сочинский национальный парк в составе многочисленных экскурсионных групп.

И сейчас в нашем национальном парке началась активная фаза цветения первых лесных цветов.

Подснежник, морозник, цикламен, кандык –это высоко декоративные многолетние травянистые растения, первыми сообщают нам о начале весны…

Своим красивым внешним видом и ценными лекарственными свойствами, растения – первоцветы привлекают не только ценителей природы, но и жаждущих наживы, людей, которые не хотят осознать вред, наносимый варварской заготовкой и продажей этих растений.

Почти все сочинские первоцветы занесены в Красную книгу Российской Федерации и Краснодарского края и значит, запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира. Беречь природу- долг каждого!

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

М.М.Пришвин.

Певец природы, писатель Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек-это одно целое и всем людям необходимо быть в согласии с природой. Каждый по своему любит природу и по - своему относится к ней. Один посадит дерево, поможет раненой птице, не сломает цветущую ветку, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками речку, и в своей жизни не вырастет ни одного цветка! Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять все живое. Ведь природа создана для блага человека, она вдохновляет, радует и иногда падает нам знаки.

От рождения в маленьком человечке заложен огромный потенциал к природе. Но если подросший карапуз ломает ветки деревьев, топчет цветы, кидает камень в голубя или без сожаления наступает ногой на гусеницу, то виноваты в этом мы, взрослые, потому что не во время поддержали интерес малыша, не познакомили его с жизнью растений и животных.

Окружающая природа – замечательный помощник в воспитании добрых чувств в детской душе. Наблюдения за растениями и животными помогут крохе не только приобрести начальные знания биологии, но и научат любить, заботиться, быть внимательным и ответственным, донесут до малыша мысль о единстве и неповторимости всего живого на земле.

Это может показаться странным, но воспитание любви к природе начинается с уважительного отношения к самым крошечным существам-насекомым. Малыши в возрасте одного годика начинают активно интересоваться ползающими и летающими существами, могут засмотреться на бабочку, приходят в восторг от божьей коровки или муравья. И уже в этом возрасте стоит учить обращаться с насекомыми осторожно. Ведь они такие хрупкие! Естественно, кроха не раз попытается наступить ногой на жука или сдавить его посильнее в пальцах .Он пока не осознает, что эти малыши тоже живые. Что мы можем сделать? Стараться вместе с ребенком приходить на помощь попавшим в беду насекомым. Вытащить угодившую в лужу божью коровку, убрать с дороги в траву неосмотрительного жука. Конечно, это все может показаться смешным и наивным. Подумаешь, какой подвиг-спас жука! Но именно такие крошечные подвиги и поселяют в душе ребенка маленькие росточки доброты и сострадания, учат его понимать, любить и ценить все живое вокруг. Пусть даже, на первый взгляд совсем неприметное.

Разве после таких слов захочется кого – нибудь обижать???

Не нужно жалеть времени, потраченного вместе с ребенком на игры с домашними животными, на ботанические эксперементы, на чтение хороших, добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки и путешествия. Благодаря вашим стараниям из маленького человечка вырастет человек, который будет любить и ценить то, что его окружает, станет относится ко всему живому бережно, вдумчиво, с пониманием и уважением.

И чтобы природа была нашим другом ее нужно беречь и любить. И закончить свое сочинение хочется словами поэта Н.Заболоцкого:

Люди-исполины, люди- великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце, сердце человечье!

Люди – человеки ,страны и народы,

Мы теперь навеки должники природы!