МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Г. КУРЧАТОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Содержание, формы и методы работы педагога с родителями»
Составитель:
Тонких Людмила Алексеевна педагог дополнительного образования МАУДО «ДДТ»
г. Курчатов 2024г.
Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе.
Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с педагогом, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:
-с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом»;
-с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне
«потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Основная цель работы с родителями учащихся - в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды.
Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования,
профилактики, которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, физическом, этическом, эстетическом плане.
Задачи сотрудничества с родителями:
Установить партнерские отношения с семьей каждого учащегося.
Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.
Для этого в дополнительном образовании используются активно следующие формы работы с семьей:
Групповые формы:
Дни открытых дверей.
Родительские собрания.
Открытые уроки.
Отчетные концерты
Концертно-игровая деятельность, и т.д.,
Индивидуальные формы:
Анкетирование, диагностика.
Индивидуальная консультация (беседа).
Просветительская работа.
Интерактивные формы работы.
Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой педагога, объединения.
Индивидуальная консультация (беседа). Во время бесед обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Эта форма очень эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей. В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения. Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».
Традиционные формы работы.
Дни открытых дверей. Способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «День открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете.
Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.
Открытые уроки.
Открытые уроки по хореографии полезны для родителей тем, что дают возможность увидеть, что происходит за закрытыми дверями танцевального класса. Это позволяет оценить, как ребёнок усваивает материал и какие успехи делает за время обучения.
Кроме того, после просмотра открытого урока родитель может помочь своему ребёнку в обучении. Например, обратить внимание на то, выполняет ли ребёнок упражнения в соответствии с объяснениями педагога, знает ли он названия движений и успевает ли под музыку. Также можно обратить внимание на упражнения, которые пока не получаются у ребёнка, и дома помочь ему объяснить движение и повторить его правильно.
Кроме того, параллельно с уроками и репетициями педагог вместе с родителями подбирает костюмы для танцев, обсуждает причёски и обувь, ездит на примерки. Так родители становятся частью важного события для их ребёнка.
Отчетные концерты.
Отчётный концерт - это самое важное и ответственное мероприятие, результат работы за весь минувший год, подведение итогов, показатель сплочённости каждой группы коллектива, так и коллектива в целом, его творческих достижений, уровня исполнительского мастерства. Все группы, солисты, дуэты показывают свои успехи за прошедший сезон, демонстрируют что достигли.
Отчётные концерты полезны для родителей, потому что дают возможность оценить прогресс ребёнка за год .
Также такие мероприятия стимулируют родителей внимательнее относиться к домашним заданиям, которые ребёнок выполняет, и помогать проконтролировать правильность их выполнения.
Кроме того, отчётные концерты развивают у детей коммуникабельность и артистизм. Ребёнок перестаёт бояться сцены, становится менее стеснительным и более открытым, что пригодится ему во взрослой жизни.
Концертно-игровая деятельность.
Одним из оптимальных пространств для реализации части идей – есть игровое пространство. Именно в игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. При этом исключительно важна роль взрослого, который это пространство организует. Именно поэтому педагоги считают необходимым занять самую активную позицию не только как организаторы концертно-игровых, программ, но и как помощники родителей в приобретении новых знаний о способах совместного с детьми времяпровождения. Опыт организации такого рода работы показывает, что при этом результативность совместной деятельности значительно возрастает, так как сочетаются возможности и преимущества ее участников: опыт и мудрость взрослого, оригинальность и нестандартность мышления детей.
Через игру взрослым легче корректировать отношения между детьми, прививать навыки самоорганизации, уважительного отношения друг к другу.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ.
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
Каждая встреча с семьей учащегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого учащегося.
Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
Готовясь к встрече с семьей учащегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, а самое хорошее, дающее шанс на будущее.
Начните с хорошего и только потом тактично скажите о проблеме.