Доклад
на тему:
«Содержание и формы работы классного руководителя с родителями»
Выполнила: классный руководитель 5Е класса
Ортина Людмила Сергеевна
Содержание и формы работы классного руководителя с родителями
«Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».
А. С.Макаренко.
Формирование личности человека во многом зависит от совместных действий родителей и учителей. Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Сегодня учитель становится очень значимым человеком для ребенка, так как от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит формирование личности ученика.
Педагоги выбирают направления и формы работы с родителями. Работа педагогического коллектива с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, конференции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся, а также совместные классные праздники.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.
Психолого-педагогическое просвещение родителей включает такие формы работы с семьёй, как
- родительские университеты;
- конференции;
- индивидуальные и тематические консультации;
- родительские собрания, и другие.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- дни открытых дверей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; - помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально- технической базы школы и класса;
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом организовывается следующими формами деятельности:
- участие родителей класса в работе совета школы;
- участие родителей класса в работе родительского комитета;
- участие в работе общественного совета содействия семье и школе.
Основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей - классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями.
На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же собрании выбирается родительский комитет. Собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете.
Родительское собрание включают в себя следующие обязательные компоненты:
Анализ учебных достижений учащихся класса, т.е. классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса, с рекомендациями педагогов – предметников, с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
Психолого - педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.
Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
Личные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:
-родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
-тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
-собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
-классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
-родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
-каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Правила успешного проведения родительского собрания:
Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Доверяйте! Учитесь! Спрашивайте! Благодарите!
Важно!
-Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
-Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех.
-Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.
-Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
-Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
-Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы и одни дети.
-Определить наиболее волнующие родителей проблемы.
-Помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.
-Разговаривать с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно, чтобы родители всех учеников ушли с собрания с верой в своего ребенка.
Общешкольные родительские собрания.
Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, заместители, социальный педагог, школьный психолог. В конце учебного года награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы. Родителей необходимо приглашать на уроки, внеклассные мероприятия, школьные выставки, творческие отчеты с целью их ознакомления с успехами детей.
Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа родительского комитета. Он вырабатывает план совместных действий по оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом отдельных родителей, решает целый ряд вопросов, касающихся случаев, когда в той или иной семье воспитание ребенка поставлено не на должном уровне, решает другие вопросы. Комитет помогает в проведении различных внеклассных и оздоровительных мероприятий.
Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей. Часто для работы с родителями используется тематическая лекция - самая распространенная форма систематического устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаются родители, психолог. Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами школы. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций.
Часто используют педагоги в работе с коллективом родителей такую форму как родительские чтения. Она дает возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и участвовать в ее обсуждении.
Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. Это спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья», праздники «Папа, мама, я – читающая семья» и «Папа, мама, я – дружная семья», викторина для детей и родителей «Играем вместе», игры для всей семьи «Счастливый случай», праздники посвященные 8 Марта и Дню защитника Отечества и многие другие. Интересно и весело проходят такие праздники. Классные руководители постоянно используют еще одну форму работы с коллективом родителей - помощь родителей в подготовке и проведении традиционных школьных праздников (календарные праздники, праздник « Последнего звонка»,«Выпускные вечера» и.т.д).
Индивидуальная работа с родителями ведется через беседы, тематические консультации и посещение ученика на дому. Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого учитель старается вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном время провождении в семье и лишь потом обсуждает причину своего прихода.
Анкетирование и беседы с родителями позволят составить социальный портрет семей учащихся класса, с которым мы работаем. Это определило следующие цели совместной работы с родителями учащихся: помочь родителям в повышении их педагогической культуры; подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене; развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе; способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.
Основные формы работы с родителями:
-родительские собрания -1 – 2 раза в четверть;
-индивидуальные беседы – по мере необходимости;
-консультации (индивидуальные и по группам) – 1 раз в неделю;
-организация совместной деятельности родителей и детей класса – 1 раз в четверть;
-привлечение родителей к проведению праздников;
-привлечение родителей к организации экскурсий;
-привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете;
-организация работы классного родительского комитета;
-организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета;
-поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы;
Залогом успешной работы педагогов и родителей является и многообразие применяемых форм и методов психолого-педагогического сопровождения: консилиум, деловая игра, тренинги, лекции, научно-практические семинары, дискуссии.
Лекция как устное изложение материала по своей форме достаточно близка многим. Несмотря на кажущуюся простоту проведения, при лекционной форме подачи материала желательно использовать приёмы, привлекающие внимание: наглядные пособия, ТСО, примеры из практики.
Большой интерес вызывают бинарные лекции, которые готовятся и проводятся несколькими специалистами: психолог и педагог, психолог и учителя-предметники. Во время бинарной лекции у родителей есть возможность сравнивать позиции разных специалистов и определять своё отношение к обсуждаемой проблеме.
Примерная тематика консультаций для родителей.
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей воспитании.
Грубость и непонимание в семье.
Талантливый ребенок в семье.
Вредные привычки. Как с ними бороться.
Тематические и индивидуальные консультации проводим по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Также консультации должны проводиться классным руководителем, если он видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с возникшей проблемой. При подготовке к консультации проводить индивидуальные беседы с ребёнком, его друзьями, педагогами, причем стараться делать это тактично. На консультациях не только обсуждаем проблемы, но и находим пути решения этих проблем.
Посещение семьи на дому.
Условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи исследуются при посещении ребенка на дому, но, никоим образом не с жалобами на учебу и поведение ребенка.
Требования при посещении учащегося на дому:
проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
не предъявлять претензий к родителям;
всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
договариваться о конкретных совместных делах;
не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
Приглашение в школу.
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.
Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
Индивидуальные консультации педагога.
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
Переписка.
В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.
Планомерная и целенаправленная работа дает возможность родителям глубже изучить индивидуальные психофизические особенности детей, выявить источники отклонения от норм поведения, правильно подойти к решению педагогических задач, использовать рекомендованные формы и методы для их решения.
Таким образом, формы работы классного руководителя по просвещению родителей разнообразны.
«Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, - наша вина перед другими людьми».
А.С.Макаренко
Список использованной литературы:
1.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. – М.: Вако, 2004. – 272 с.
2.Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 523 с.
3.Научно-методический журнал «Классный руководитель» №3. Виды приглашений на родительские собрания. – М.: Педагогический поиск, 2003. – 111 с.
4.Научно-методический журнал «Классный руководитель» №6. Формы взаимодействия педагогов и родителей. – М.: Педагогический поиск, 2001. – 109 с.