СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание курса "Русский язык" 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Содержание курса "Русский язык" 8 класс»

Содержание учебного предмета «Русский язык» в 8 классе


ЯЗЫК. РЕЧЬ


Виды речевой деятельности: ауди­рование, чтение, говорение, письмо. Аудирование с полным понима­нием, с пониманием основного со­держания, с выборочным извлече­нием информации (повторение)

Чтение и его виды: изучающее, озна­комительное, просмотровое (повто­рение). Приёмы работы с учебной книгой. Строение и способы кон­струирования информационных за­просов.

Говорение. Основные особенности устного высказывания. Создание уст­ных высказываний разной коммуни­кативной направленности в зависи­мости от сферы и ситуации общения. Сжатый, выборочный, развёрнутый пересказ прочитанного, прослушан­ного, увиденного в соответствии с ситуацией общения; коммуникатив­ные цели говорящего и их реализа­ция в соответствии с темой и услови­ями общения в собственном выска­зывании (повторение).

Письмо. Основные особенности письменного высказывания. Подроб­ное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста. Коммуникативные цели пи­шущего и их реализация в собствен­ном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром. Сочинения различных видов (сочинение-описание, сочинение-

рассуждение, сочинение-миниатюра и др.). Особенности написания плана, тезисов (повторение/обобщение).

Соблюдение языковых норм (орфо­эпических, лексических, граммати­ческих, стилистических, орфографи­ческих, пунктуационных) русского литературного языка в речевой прак­тике при создании устных и письмен­ных высказываний.

Культура речи. Культура речи как раздел лингвистики и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Комплимент.

Повторение изученного в 6—7 классах. Языковая норма, её функции. Ос­новные виды норм русского литера­турного языка (орфоэпические, лек­сические, грамматические, стилисти­ческие, орфографические, пунктуаци­онные). Понятие о вариантах норм. Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический сло­варь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфо­графический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.

Типичные речевые ошибки, связан­ные с нарушением орфоэпических, акцентологических, лексических, сло­вообразовательных, грамматиче­ских норм современного русского ли­тературного языка.

Овладение основными нормами рус­ского литературного языка и соблю­дение их в устных и письменных вы­сказываниях различной коммуника­тивной направленности. Корректи­ровка собственного речевого выска­зывания. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, относительная законченность, тематическое и композиционное единство его частей, наличие грамматической связи между частями). Тема, проблема, идея, коммуникативная установка, основная мысль текста (повторение/обобщение).

Главная, второстепенная и избы­точная информация текста (повторе­ние). Фактуальная, концептуальная, подтекстовая информация текста. Композиционная структура текста (повторение/обобщение). Абзац.

Лексические, морфологические, син­таксические средства и способы связи предложений в тексте.

Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение) (повторение, обобще­ние). Тексты смешанного типа.

Функциональные разновидности современного русского языка: раз-

говорный язык, функциональные стили: научный (научно-учебный),

официально-деловой; язык художественной литературы (повторение).

Публицистический стиль

Публицистический стиль: сферы использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмо­циональности, оценочности. Лекси­ческие, морфологические, синтакси­ческие особенности публицистиче­ского стиля.

Языковая игра. Функции и виды заго­ловков публицистического текста. Речевые стандарты и речевые штампы. Функции заголовков в пуб­лицистике.

Основные жанры публицистического стиля (выступление, статья, интер­вью, очерк (в том числе портретный, проблемный, путевой), фельетон, эссе. Сочинение-рассуждение. Виды аргументации лингвистические особенности, линг­вистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструк­ций);

распознавать тексты публици­стического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам;

анализировать публицистиче­ские тексты с точки зрения специ­фики использования в них лексиче­ских, морфологических, синтаксиче­ских средств;

создавать тексты публицистиче­ского стиля и устной публичной речи

сравнивать пуб­лицистические тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зре­ния их внеязыковых и лингвистиче­ских особенностей;

писать статьи, рецензии, до­клады, интервью;

создавать комментарий к элек­тронной презентации

Культура публичной речи. Инфор­мационная речь и её разновидности (представление, объяснение, лекция, доклад, инструкция, сообщение). Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск мате­риала. Композиция публичного вы­ступления.

Экскурсионная речь


СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ


Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (повторение/обобщение). Синтаксическая связь и средства её выражения. Пунктуация как раздел правописания. Функции знаков препинания.


СЛОВОСОЧЕТАНИЕ


Словосочетание, его структура. Виды словосочетаний по морфологи-

ческим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные, ме-

стоименные, синтаксически неделимые.

Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Грамматическая синонимия словосочетаний

Синтаксический разбор словосочетания.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Двусоставные предложения. Понятие о предложении, грамматическая основа предложения (повторение/обобщение).

Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения.

Сказуемое как главный член предложения. Виды сказуемого: простое

глагольное, составное глагольное, составное именное.

Способы выражения простого гла­гольного сказуемого. Нормы согла­сования сказуемого с подлежащим, выраженным существительным об­щего рода, словосочетанием, слож­носокращёнными словами, словами большинство - меньшинство, ко­личественными сочетаниями; если в состав подлежащего входят слова около, всего, только, лишь перед числительным + сущ. в Р. п.; слова мало, много, множество + сущ. в Р. п. и подлежащее называет неоду­шевлённые предметы или отвлечён­ные понятия; слова мало, много, множество + сущ. в Р. п. и подле­жащее называет живых существ. Составное глагольное сказуемое и способы его выражения.

Составное именное сказуемое. Спо­собы выражения именной части. Гла­голы в роли связки. Нулевая связка в составном именном сказуемом. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложе­ния, их виды. Определение как вто­ростепенный член предложения. Способы выражения определений.

и несогласованные определения, Определения согласованные и несо-

гласованные.

Приложение как особый вид определения. Способы выражения приложе-

ния. Приложения согласованные и несогласованные. Нормы пунктуаци-онного оформления приложения. Дополнение как второстепенный

член предложения. Способы выражения дополнения. Дополнения прямые и косвенные.

Обстоятельство как второстепенный член предложения. Способы выражения обстоятельства. Виды обстоятельств: места, времени, причины, цели, образа и способа действия, меры, уступки, условия, сравнения.

Повторение темы «Двусоставные предложения».

Односоставные предложения

Понятие об односоставном предложении. Главный член односостав-

ного предложения. Грамматические различия односоставных и двусо-

ставных неполных предложений. Основные группы односоставных

предложений, их особенности (общее представление). Определённо-личное предложение. Основные признаки определённо-личного предложения. Неопределённо-личное предложение. Основные признаки неопределённо-личного предложения.

Обобщённо-личное предложение. Основные признаки обобщённо-лич-

ного предложения.

Безличное предложение. Основные признаки безличного предложения.

Слова категории состояния в функции сказуемого в безличном предло-

жении.

Назывное предложение. Основные признаки назывного предложения.

Употребление односоставных предложений в речи.

Повторение темы «Односоставные предложения»

Простое осложнённое предложение

Понятие о простом осложненном предложении. Синтаксические кон-

струкции, осложняющие простое предложение.

Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах предложения. Способы связи однородных членов предложения и знаки препи­нания между ними. Интонационные особенности предложений с одно­родными членами. Функции одно­родных членов в художественных, научных, официально-деловых тек­стах. Однородные и неоднородные определения. Нормы постановки зна­ков препинания в предложениях с од­нородными и неоднородными опре­делениями.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Нормы поста­новки знаков препинания в предло­жениях с обобщающими словами при однородных членах. Интонационные особенности предложений с обобща­ющим словом перед однородными членами.

Синтаксический разбор простого предложения.

Уместное употребление в речи раз­ных типов сочетаний однородных членов (попарное соединение, с по­вторяющимися или составными сою­зами).

Повторение темы «Предложения с однородными членами» нами, включая предложения с обоб­щающим словом при однородных


Предложения с обособленными членами


Понятие об обособлении. Виды обособленных членов предложения. Обособление согласованных опреде­лений. Обособление приложений.

Обособление обстоятельств, допол­нений.

Нормы обособления согласованных определений, приложений, дополне­ний, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоеди­нительных конструкций.

Нормы постановки знаков препина­ния в предложениях со сравнитель­ным оборотом.

Повторение темы «Предложения с обособленными членами»


Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями

Вводные конструкции: слова, словосочетания и предложения.

Группы вводных конструкций по значению.

Омонимия членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений.

Вставные конструкции. Способы выражения вставных конструкций. Обращение. Распространённое и нераспространённое обращение. Спо-собы выражения обращения. Основные функции обращения.


СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ


Прямая речь и знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Диалог. Пунктуационное оформление диалога. Правила эффективного диалогического общения.

Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Несобственно-прямая речь.

Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

Цитирование. Способы включения цитат в высказывание. Знаки препи­нания при цитировании.


Повторение темы «Способы передачи чужой речи


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ


© 2022, 134 2