Содержание учебного предмета «Русский язык» в 8 классе
ЯЗЫК. РЕЧЬ
Виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо. Аудирование с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации (повторение)
Чтение и его виды: изучающее, ознакомительное, просмотровое (повторение). Приёмы работы с учебной книгой. Строение и способы конструирования информационных запросов.
Говорение. Основные особенности устного высказывания. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Сжатый, выборочный, развёрнутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с ситуацией общения; коммуникативные цели говорящего и их реализация в соответствии с темой и условиями общения в собственном высказывании (повторение).
Письмо. Основные особенности письменного высказывания. Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром. Сочинения различных видов (сочинение-описание, сочинение-
рассуждение, сочинение-миниатюра и др.). Особенности написания плана, тезисов (повторение/обобщение).
Соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных) русского литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Культура речи. Культура речи как раздел лингвистики и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Комплимент.
Повторение изученного в 6—7 классах. Языковая норма, её функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Понятие о вариантах норм. Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.
Типичные речевые ошибки, связанные с нарушением орфоэпических, акцентологических, лексических, словообразовательных, грамматических норм современного русского литературного языка.
Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Корректировка собственного речевого высказывания. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, относительная законченность, тематическое и композиционное единство его частей, наличие грамматической связи между частями). Тема, проблема, идея, коммуникативная установка, основная мысль текста (повторение/обобщение).
Главная, второстепенная и избыточная информация текста (повторение). Фактуальная, концептуальная, подтекстовая информация текста. Композиционная структура текста (повторение/обобщение). Абзац.
Лексические, морфологические, синтаксические средства и способы связи предложений в тексте.
Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение) (повторение, обобщение). Тексты смешанного типа.
Функциональные разновидности современного русского языка: раз-
говорный язык, функциональные стили: научный (научно-учебный),
официально-деловой; язык художественной литературы (повторение).
Публицистический стиль
Публицистический стиль: сферы использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.
Языковая игра. Функции и виды заголовков публицистического текста. Речевые стандарты и речевые штампы. Функции заголовков в публицистике.
Основные жанры публицистического стиля (выступление, статья, интервью, очерк (в том числе портретный, проблемный, путевой), фельетон, эссе. Сочинение-рассуждение. Виды аргументации лингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
— распознавать тексты публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам;
— анализировать публицистические тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
— создавать тексты публицистического стиля и устной публичной речи
сравнивать публицистические тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей;
— писать статьи, рецензии, доклады, интервью;
— создавать комментарий к электронной презентации
Культура публичной речи. Информационная речь и её разновидности (представление, объяснение, лекция, доклад, инструкция, сообщение). Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Экскурсионная речь
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (повторение/обобщение). Синтаксическая связь и средства её выражения. Пунктуация как раздел правописания. Функции знаков препинания.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Словосочетание, его структура. Виды словосочетаний по морфологи-
ческим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные, ме-
стоименные, синтаксически неделимые.
Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Грамматическая синонимия словосочетаний
Синтаксический разбор словосочетания.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Двусоставные предложения. Понятие о предложении, грамматическая основа предложения (повторение/обобщение).
Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения.
Сказуемое как главный член предложения. Виды сказуемого: простое
глагольное, составное глагольное, составное именное.
Способы выражения простого глагольного сказуемого. Нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным существительным общего рода, словосочетанием, сложносокращёнными словами, словами большинство - меньшинство, количественными сочетаниями; если в состав подлежащего входят слова около, всего, только, лишь перед числительным + сущ. в Р. п.; слова мало, много, множество + сущ. в Р. п. и подлежащее называет неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия; слова мало, много, множество + сущ. в Р. п. и подлежащее называет живых существ. Составное глагольное сказуемое и способы его выражения.
Составное именное сказуемое. Способы выражения именной части. Глаголы в роли связки. Нулевая связка в составном именном сказуемом. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения, их виды. Определение как второстепенный член предложения. Способы выражения определений.
и несогласованные определения, Определения согласованные и несо-
гласованные.
Приложение как особый вид определения. Способы выражения приложе-
ния. Приложения согласованные и несогласованные. Нормы пунктуаци-онного оформления приложения. Дополнение как второстепенный
член предложения. Способы выражения дополнения. Дополнения прямые и косвенные.
Обстоятельство как второстепенный член предложения. Способы выражения обстоятельства. Виды обстоятельств: места, времени, причины, цели, образа и способа действия, меры, уступки, условия, сравнения.
Повторение темы «Двусоставные предложения».
Односоставные предложения
Понятие об односоставном предложении. Главный член односостав-
ного предложения. Грамматические различия односоставных и двусо-
ставных неполных предложений. Основные группы односоставных
предложений, их особенности (общее представление). Определённо-личное предложение. Основные признаки определённо-личного предложения. Неопределённо-личное предложение. Основные признаки неопределённо-личного предложения.
Обобщённо-личное предложение. Основные признаки обобщённо-лич-
ного предложения.
Безличное предложение. Основные признаки безличного предложения.
Слова категории состояния в функции сказуемого в безличном предло-
жении.
Назывное предложение. Основные признаки назывного предложения.
Употребление односоставных предложений в речи.
Повторение темы «Односоставные предложения»
Простое осложнённое предложение
Понятие о простом осложненном предложении. Синтаксические кон-
струкции, осложняющие простое предложение.
Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах предложения. Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними. Интонационные особенности предложений с однородными членами. Функции однородных членов в художественных, научных, официально-деловых текстах. Однородные и неоднородные определения. Нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Интонационные особенности предложений с обобщающим словом перед однородными членами.
Синтаксический разбор простого предложения.
Уместное употребление в речи разных типов сочетаний однородных членов (попарное соединение, с повторяющимися или составными союзами).
Повторение темы «Предложения с однородными членами» нами, включая предложения с обобщающим словом при однородных
Предложения с обособленными членами
Понятие об обособлении. Виды обособленных членов предложения. Обособление согласованных определений. Обособление приложений.
Обособление обстоятельств, дополнений.
Нормы обособления согласованных определений, приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом.
Повторение темы «Предложения с обособленными членами»
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями
Вводные конструкции: слова, словосочетания и предложения.
Группы вводных конструкций по значению.
Омонимия членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений.
Вставные конструкции. Способы выражения вставных конструкций. Обращение. Распространённое и нераспространённое обращение. Спо-собы выражения обращения. Основные функции обращения.
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ
Прямая речь и знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Диалог. Пунктуационное оформление диалога. Правила эффективного диалогического общения.
Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Несобственно-прямая речь.
Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.
Цитирование. Способы включения цитат в высказывание. Знаки препинания при цитировании.
Повторение темы «Способы передачи чужой речи
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ