СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АДАПТИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В.В.Краевский);

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная идея педагогической теории содержания образования И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В. В. Краевского представлена в сближении человека, образования культуры, т.е. идеи гуманизации и гуманитаризации содержания образования. Так, воспитывающее обучение “вторгается” во всесторонне развитие личности всеми гранями. Постижение научных истин обогащается нравственным содержанием. Обучение приобретает гуманистический смысл. Оно развивается, усложняется и вместе с ним формируется, созревает во всем богатстве и многообразии проявлений целостная личность индивида.

Просмотр содержимого документа
«СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АДАПТИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В.В.Краевский);»

Казахский национальный педагогический университет имени Абая  Институт педагогики и психологии  Образовательная программа «Специальная педагогика» СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АДАПТИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ  (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В.В.Краевский); Выполнил: магистрант 1 курса Специальность: 7М019 Дефектология Есенгельды Тамирис Алматы, 2021 г

Казахский национальный педагогический университет имени Абая Институт педагогики и психологии Образовательная программа «Специальная педагогика»

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АДАПТИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В.В.Краевский);

Выполнил: магистрант 1 курса

Специальность: 7М019 Дефектология

Есенгельды Тамирис

Алматы, 2021 г

Почему мы говорим о содержании образования и о содержании обучения? -Термин «содержание образования» традиционно в отечественной дидактике подразумевал содержание того, чему учат Почему? -Вероятно, дело в том, что педагог всегда считался в первую очередь воспитателем, его предмет, его уроки были средствами воспитания, что вместе с обучением и составляло всегда основу образования человека

Почему мы говорим о содержании образования и о содержании обучения?

-Термин «содержание образования» традиционно в отечественной дидактике подразумевал содержание того, чему учат

Почему?

-Вероятно, дело в том, что педагог всегда считался в первую очередь воспитателем, его предмет, его уроки были средствами воспитания, что вместе с обучением и составляло всегда основу образования человека

Содержание образования – отечественная дидактика  Лернер Скаткин  Исаак Яковлевич Михаил Николаевич  (1917 – 1996) (1900 – 1991) Володар Викторович Краевский (1926 – 2010)

Содержание образования – отечественная дидактика

Лернер Скаткин

Исаак Яковлевич Михаил Николаевич

(1917 – 1996) (1900 – 1991)

Володар

Викторович Краевский

(1926 – 2010)

Основная идея педагогической теории содержания образования И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В. В. Краевского   –  сближение человека, образования культуры , т.е. идея гуманизации и гуманитаризации содержания образования  Культурологическая теория  содержания образования,  которая содержание образования  не сводит к науке

Основная идея педагогической теории содержания образования И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В. В. Краевского –

сближение человека, образования культуры , т.е. идея гуманизации и гуманитаризации содержания образования

Культурологическая теория

содержания образования,

которая содержание образования

не сводит к науке

Содержание образования - отечественная дидактика  (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский и др). -  это элемент культуры. Культура - накопленный человечеством социальный опыт:   опыт познавательной деятельности опыт осуществления деятельности опыт творческой деятельности ; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и людям.    (фиксированный в форме ее результатов (знаний); (интеллектуальные и  практические умения, умение действовать по образцу) (в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.; ) (к миру, к людям, к себе и т. д.)  

Содержание образования - отечественная дидактика (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский и др). - это элемент культуры.

Культура - накопленный человечеством социальный опыт:

  • опыт познавательной деятельности
  • опыт осуществления деятельности
  • опыт творческой деятельности ;
  • опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и людям.

(фиксированный в форме ее результатов (знаний);

(интеллектуальные и практические умения, умение действовать по образцу)

(в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.; )

(к миру, к людям, к себе и т. д.)

 

ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В структуру знания входят: а) важнейшие понятия и термины науки; б) научные факты; в) законы науки; г) теории и идеи, составляющие цельную систему в данной отрасли научного знания; д) знания о способах деятельности, методах познания, истории науки; е) критерии или оценочные знания о нормах отношения к явлениям повседневной жизни в обществе.

ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В структуру знания входят:

а) важнейшие понятия и термины науки;

б) научные факты;

в) законы науки;

г) теории и идеи, составляющие цельную систему в данной отрасли научного знания;

д) знания о способах деятельности, методах познания, истории науки;

е) критерии или оценочные знания о нормах отношения к явлениям повседневной жизни в обществе.

ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ, ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.   творческую деятельность учащегося: а) умение самостоятельно переносить полученные знания в новую ситуацию для решения какой-либо новой учебной или другой задачи; б) умение видеть новую проблему в уже известной ситуации; в) использование знаний, умений и навыков для того, чтобы из известного вывести или поставить новую проблему и решить ее; г) умение использовать окружающие предметы или явления к достижению оставленной цели; д) умение самостоятельно комбинировать уже известные способы деятельности, превращая их в новый способ; е) умение разбираться в структуре предмета и явления, нового текста, новой задачи и устанавливать соотношение частей структуры; ж) альтернативное мышление, то есть такое мышление, которому доступны различные и разносторонние способы доказательств и решений; з) поиск и построение принципиально новых способов решения проблем и задач

ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ, ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

творческую деятельность учащегося:

а) умение самостоятельно переносить полученные знания в новую ситуацию для решения какой-либо новой учебной или другой задачи;

б) умение видеть новую проблему в уже известной ситуации;

в) использование знаний, умений и навыков для того, чтобы из известного вывести или поставить новую проблему и решить ее;

г) умение использовать окружающие предметы или явления к достижению оставленной цели;

д) умение самостоятельно комбинировать уже известные способы деятельности, превращая их в новый способ;

е) умение разбираться в структуре предмета и явления, нового текста, новой задачи и устанавливать соотношение частей структуры;

ж) альтернативное мышление, то есть такое мышление, которому доступны различные и разносторонние способы доказательств и решений;

з) поиск и построение принципиально новых способов решения проблем и задач

ОПЫТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ И ЛЮДЯМ. Воспитание культуры чувств составляет важную часть содержания образования. Ведь без эмоций нет познания, эмоции в значительной степени определяют мотивы поступков. Усвоение социального опыта регулирует соответствие деятельности человека его потребностям и в свою очередь расширяет сферу этих потребностей, систему ценностей, мотивы деятельности.

ОПЫТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ И ЛЮДЯМ.

  • Воспитание культуры чувств составляет важную часть содержания образования.
  • Ведь без эмоций нет познания, эмоции в значительной степени определяют мотивы поступков.
  • Усвоение социального опыта регулирует соответствие деятельности человека его потребностям и в свою очередь расширяет сферу этих потребностей, систему ценностей, мотивы деятельности.
Состав содержания образования Вопрос о понимании предметного содержания связан с переосмыслением категории «знание» и выделении в содержании обучения разных видов знания которые проявляются в компетенциях личности в его учебных действиях В обучении не столько сообщается информация, сколько организуется самостоятельная познавательная деятельность, направленная на то, чтобы научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике . Умения Знания Навыки Опыт эмоционально-ценностных отношений Опыт творческой деятельности

Состав содержания образования

Вопрос о понимании предметного содержания связан с переосмыслением категории «знание» и выделении в содержании обучения разных видов знания которые проявляются в компетенциях личности в его учебных действиях

В обучении не столько сообщается информация, сколько организуется самостоятельная познавательная деятельность, направленная на то, чтобы научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике .

Умения

Знания

Навыки

Опыт эмоционально-ценностных отношений

Опыт творческой деятельности

Структура содержания образования (по М. Н. Скаткину, И. Я. Лернеру)

Любой из этих блоков и уровней усвоения оказывает влияние на развитие личности. При этом усвоение каждого элемента содержания образования определяет качество усвоения других его элементов. В этом заключается особенность взаимосвязи всех составляющих содержания образования, которая включает:

– содержание общего образования;

– содержание политехнического образования;

– содержание профессионального (специального) образования.

Педагогические умения и навыки, необходимые специалистам

Уровни усвоения

1 -й

Знания о мире и способах деятельности

Восприятие. Осмысление. Запоминание

2 -й

Опыт осуществления способов деятельности

Эмпирическое осуществление способов деятельности

Применение знаний в знакомой ситуации

3 -й

Опыт творческой деятельности

Выявление и формулировка проблемы

Применение знаний в незнакомой ситуации

Осуществление способов деятельности по образцу

Частично-поисковая деятельность

Осуществление способов деятельности в незнакомой ситуации

Учебно-исследовательская деятельность. Творческая деятельность

Особенности применения классификации методов обучения по характеру познавательной деятельности (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер)

Название метода обучения и его

краткая характеристика

Особенности деятельности

Информационно-рецептивный

педагога в процессе обучения

Особенности деятельности ребенка

метод — экономный путь передачи

Примеры применения:

Предъявление информации,

Распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: величина,

Восприятие знаний, осознание,

информации

организация действий ребенка с

Репродуктивный метод основан на

в процессе обучения

Примеры применения:

многократном повторении ребенком

объектом изучения

структура, форма, цвет и пр.), рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных

запоминания

Предъявление заданий на

Проблемный метод (метод проблемного

Упражнения на основе образца воспитателя, катехизическая беседа (с использованием вопросов на воспроизведение

Актуализация знаний,

воспроизведение знаний и способов

информации или способа деятельности с

презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение.

деятельности, руководство их

Примеры применения:

изложения) — педагог ставит проблему

материала), составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель

Постановка проблемы и раскрытие

целью формирования навыков и умений,

воспроизведение знаний и способов

пути ее решения в процессе

Рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее наблюдение (идет применение знаний на основе

закрепления представлений

Восприятие знаний, осознание знаний

и показывает путь ее решения

выполнение

действий по образцам, запоминание

организации опытов, наблюдений в

и проблемы, мысленное

воображения), наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин и разрешение

природе и др.

прогнозирование способов решения,

изображенной коллизии, дидактические игры: лото, домино и др

запоминание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Таким образом, воспитывающее обучение “вторгается” во всесторонне развитие личности всеми гранями. Усваивая знания, овладеваем обобщенными познавательными умениями, формируется творческое отношение к деятельности. Постижение научных истин обогащается нравственным содержанием. Обучение приобретает гуманистический смысл. Оно развивается, усложняется и вместе с ним формируется, созревает во всем богатстве и многообразии проявлений целостная личность индивида.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, воспитывающее обучение “вторгается” во всесторонне развитие личности всеми гранями. Усваивая знания, овладеваем обобщенными познавательными умениями, формируется творческое отношение к деятельности.

Постижение научных истин обогащается нравственным содержанием. Обучение приобретает гуманистический смысл. Оно развивается, усложняется и вместе с ним формируется, созревает во всем богатстве и многообразии проявлений

целостная личность индивида.

ЛИТЕРАТУРА Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2008. Селиверстова Е.Н. От школы знания – к школе созидания: теоретические и технологические аспекты процесса обучения: Учебное пособие. – Владимир, 2017.

ЛИТЕРАТУРА

  • Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.
  • Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2008.
  • Селиверстова Е.Н. От школы знания – к школе созидания: теоретические и технологические аспекты процесса обучения: Учебное пособие. – Владимир, 2017.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!