Казахский национальный педагогический университет имени Абая Институт педагогики и психологии Образовательная программа «Специальная педагогика»
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АДАПТИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В.В.Краевский);
Выполнил: магистрант 1 курса
Специальность: 7М019 Дефектология
Есенгельды Тамирис
Алматы, 2021 г
Почему мы говорим о содержании образования и о содержании обучения?
-Термин «содержание образования» традиционно в отечественной дидактике подразумевал содержание того, чему учат
Почему?
-Вероятно, дело в том, что педагог всегда считался в первую очередь воспитателем, его предмет, его уроки были средствами воспитания, что вместе с обучением и составляло всегда основу образования человека
Содержание образования – отечественная дидактика
Лернер Скаткин
Исаак Яковлевич Михаил Николаевич
(1917 – 1996) (1900 – 1991)
Володар
Викторович Краевский
(1926 – 2010)
Основная идея педагогической теории содержания образования И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В. В. Краевского –
сближение человека, образования культуры , т.е. идея гуманизации и гуманитаризации содержания образования
Культурологическая теория
содержания образования,
которая содержание образования
не сводит к науке
Содержание образования - отечественная дидактика (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский и др). - это элемент культуры.
Культура - накопленный человечеством социальный опыт:
- опыт познавательной деятельности
- опыт осуществления деятельности
- опыт творческой деятельности ;
- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и людям.
(фиксированный в форме ее результатов (знаний);
(интеллектуальные и практические умения, умение действовать по образцу)
(в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.; )
(к миру, к людям, к себе и т. д.)
ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В структуру знания входят:
а) важнейшие понятия и термины науки;
б) научные факты;
в) законы науки;
г) теории и идеи, составляющие цельную систему в данной отрасли научного знания;
д) знания о способах деятельности, методах познания, истории науки;
е) критерии или оценочные знания о нормах отношения к явлениям повседневной жизни в обществе.
ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ, ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
творческую деятельность учащегося:
а) умение самостоятельно переносить полученные знания в новую ситуацию для решения какой-либо новой учебной или другой задачи;
б) умение видеть новую проблему в уже известной ситуации;
в) использование знаний, умений и навыков для того, чтобы из известного вывести или поставить новую проблему и решить ее;
г) умение использовать окружающие предметы или явления к достижению оставленной цели;
д) умение самостоятельно комбинировать уже известные способы деятельности, превращая их в новый способ;
е) умение разбираться в структуре предмета и явления, нового текста, новой задачи и устанавливать соотношение частей структуры;
ж) альтернативное мышление, то есть такое мышление, которому доступны различные и разносторонние способы доказательств и решений;
з) поиск и построение принципиально новых способов решения проблем и задач
ОПЫТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ И ЛЮДЯМ.
- Воспитание культуры чувств составляет важную часть содержания образования.
- Ведь без эмоций нет познания, эмоции в значительной степени определяют мотивы поступков.
- Усвоение социального опыта регулирует соответствие деятельности человека его потребностям и в свою очередь расширяет сферу этих потребностей, систему ценностей, мотивы деятельности.
Состав содержания образования
Вопрос о понимании предметного содержания связан с переосмыслением категории «знание» и выделении в содержании обучения разных видов знания которые проявляются в компетенциях личности в его учебных действиях
В обучении не столько сообщается информация, сколько организуется самостоятельная познавательная деятельность, направленная на то, чтобы научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике .
Умения
Знания
Навыки
Опыт эмоционально-ценностных отношений
Опыт творческой деятельности
Структура содержания образования (по М. Н. Скаткину, И. Я. Лернеру)
Любой из этих блоков и уровней усвоения оказывает влияние на развитие личности. При этом усвоение каждого элемента содержания образования определяет качество усвоения других его элементов. В этом заключается особенность взаимосвязи всех составляющих содержания образования, которая включает:
– содержание общего образования;
– содержание политехнического образования;
– содержание профессионального (специального) образования.
Педагогические умения и навыки, необходимые специалистам
Уровни усвоения
1 -й
Знания о мире и способах деятельности
Восприятие. Осмысление. Запоминание
2 -й
Опыт осуществления способов деятельности
Эмпирическое осуществление способов деятельности
Применение знаний в знакомой ситуации
3 -й
Опыт творческой деятельности
Выявление и формулировка проблемы
Применение знаний в незнакомой ситуации
Осуществление способов деятельности по образцу
Частично-поисковая деятельность
Осуществление способов деятельности в незнакомой ситуации
Учебно-исследовательская деятельность. Творческая деятельность
Особенности применения классификации методов обучения по характеру познавательной деятельности (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер)
Название метода обучения и его
краткая характеристика
Особенности деятельности
Информационно-рецептивный
педагога в процессе обучения
Особенности деятельности ребенка
метод — экономный путь передачи
Примеры применения:
Предъявление информации,
Распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: величина,
Восприятие знаний, осознание,
информации
организация действий ребенка с
Репродуктивный метод основан на
в процессе обучения
Примеры применения:
многократном повторении ребенком
объектом изучения
структура, форма, цвет и пр.), рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных
запоминания
Предъявление заданий на
Проблемный метод (метод проблемного
Упражнения на основе образца воспитателя, катехизическая беседа (с использованием вопросов на воспроизведение
Актуализация знаний,
воспроизведение знаний и способов
информации или способа деятельности с
презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение.
деятельности, руководство их
Примеры применения:
изложения) — педагог ставит проблему
материала), составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель
Постановка проблемы и раскрытие
целью формирования навыков и умений,
воспроизведение знаний и способов
пути ее решения в процессе
Рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее наблюдение (идет применение знаний на основе
закрепления представлений
Восприятие знаний, осознание знаний
и показывает путь ее решения
выполнение
действий по образцам, запоминание
организации опытов, наблюдений в
и проблемы, мысленное
воображения), наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин и разрешение
природе и др.
прогнозирование способов решения,
изображенной коллизии, дидактические игры: лото, домино и др
запоминание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, воспитывающее обучение “вторгается” во всесторонне развитие личности всеми гранями. Усваивая знания, овладеваем обобщенными познавательными умениями, формируется творческое отношение к деятельности.
Постижение научных истин обогащается нравственным содержанием. Обучение приобретает гуманистический смысл. Оно развивается, усложняется и вместе с ним формируется, созревает во всем богатстве и многообразии проявлений
целостная личность индивида.
ЛИТЕРАТУРА
- Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2008.
- Селиверстова Е.Н. От школы знания – к школе созидания: теоретические и технологические аспекты процесса обучения: Учебное пособие. – Владимир, 2017.