СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В СВЕТЕ ОБЩИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ
Н.В. Бойкова,
учитель иностранного языка,
МБОУ «СШ № 3»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В СВЕТЕ ОБЩИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ
Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. При этом, продвигаясь по пути приумножения знаний, они на долгие годы сохранили бы любовь к обучению, смогли найти собственное «Я» в этом мире, максимально полно раскрыть свой личностный потенциал и реализовать его с пользой для себя и общества. Примерный идеал имеется у многих учителей, но реальная практика обучения слишком сильно расходится с такими ценностно-целевыми установками. Школа по-прежнему еще остается ориентированной на простое развитие знаний умений и навыков, методы обучения во многом репродуктивны, а взаимодействие учителей с учениками часто директивны.
Модернизация современного образования не возможна без четких ответов на ключевые вопросы его построения: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение.
Любая область школьных знаний представляет собой образовательный минимум содержания (стандарт) соответствующей науки и искусства (культуры), который необходимо усвоить на определенной ступени обучения.
Стратегии научного познания мира должны стать ведущей составляющей содержания образования и одновременно главным критерием его отбора. Содержание образования не должно являться упрощенным набором фактов, правил, закономерностей, законов частных разделов определенной науки, выстроенных в соответствии с возрастными особенностями школьников, чем по большей части являются современные школьные программы и учебники. Содержание школьного образования должно быть в первую очередь направлено на осознание ребенком различий в таких познавательных стратегиях и создание конкретного опыта их усвоения в процессе изучения базовых законов и закономерностей, рассматриваемых определенной областью знаний.
Важным затрудняющим фактором отбора содержания образования, как это ни парадоксально звучит, является постоянно ускоряющийся прогресс науки: информация в некоторых областях знаний ежегодно удваивается, и поэтому школьному образованию крайне сложно угнаться за ее стремительным ростом.
Очевидно, что инновации, построенные на основе простого расширения содержания образования или перемещения учебных тем (понятий, законов, правил и т.д.) в различные разделы учебной программы, а также введения бесчисленного множества новых учебных курсов, бесперспективны.
Более правильно ориентироваться на постижение фундаментальных основ наук и характерных им стратегий познания мира. Последнее должно стать серьезным предметом междисциплинарных исследований.
Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов их усвоения и передачи.
Эти инструменты следует рассматривать с точки зрения организации познавательной деятельности учеников (учения) и профессиональной деятельности учителя (обучения), которые реализуются внутри конкретной образовательной технологии.
Термин «образовательная технология» стал использоваться как научное понятие сравнительно недавно и представляет собой совокупность средств и способов осуществления образовательного процесса с получением гарантированного результата.
Таким образом, образовательная технология призвана максимально точно, целенаправленно, планомерно, в соответствии с заранее заданными критериями достичь гарантированного результата обучения — и в этом ее главное преимущество перед методикой преподавания. Точность и гарантированность образовательных результатов связаны с тем, что технология выходит на более детальный уровень управления действиями и операциями учебной деятельности по сравнению с методикой.
Одной из технологий, внедрение которых активно осуществляется, является технология проблемного обучения.
Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь, 1975).
Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач. Итак, общие этапы урока в технологии проблемного обучения:
Целеполагание учителем
Создание проблемной ситуации
Анализ проблемной ситуации
Поиск способов решений
Решение проблемной ситуации
Применение знаний
Итоговый контроль
Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:
Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям.
Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Преимуществом данной технологии является ее продуктивный характер, создание особой мотивации на исследование, развитие аналитического и критического мышления, направленность на самостоятельное овладение знаниями. Данная технология, конечно, предполагает субъект-субъектные отношения, большее равноправие и свободу выбора для ученика. При наличии хорошо подготовленного и талантливого педагога может происходить учет семантики (личностных смыслов) в ходе учебной деятельности.
Данный вид обучения является развивающим, однако он все же остается внешне ориентированным по отношению к познавательным процессам, способам и стратегиям познания, личностному опыту в целом. Познавательные процессы и механизмы скорее активно проявляются и непроизвольно развиваются в технологии проблемного обучения. Но в ней не предусматривается их рефлексия и учет. Последнее характерно в целом для большинства технологий «развивающего обучения».
Не уменьшая достоинств данной технологии, следует сказать, что слабыми сторонами проблемного обучения является следующее:
Внешняя заданность целей обучения.
Иногда искусственность и некоторое навязывание самой проблемной ситуации.
Инструменты познания остаются неосознанными.
Длительность и сложность подготовки.
Часто предполагает существенно большее время для освоения учебного содержания того же объема, чем другие подходы
Сложность внедрения проблемного обучения в практику всех типов учебных заведений связана с недостаточной разработанностью его методики и сложностью подготовки всего учебного материала в виде проблемных познавательных задач, диалоговых конструкций силами учителя, а также с недостаточной подготовленностью учителя к организации проблемного обучения.
Принцип проблемности отражает в логике построение учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания - это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.
Важно отметить, что большинство современных образовательных технологий легко проникают друг в друга и сочетаются. Очень актуально быть учителем, хорошо владеющим различными известными технологиями, способными их моделировать, согласовывая педагогические задачи и свой стиль деятельности с интересами и предпочтениями учеников. Педагогические технологии, используемые учителями школы для достижения высоких образовательных результатов, позволяют обеспечить дифференциацию, личностную ориентацию содержания образования, его деятельностный характер, направленность на формирование способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности, формируют ключевые компетенции – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Литература
- Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу. - Л. 2015.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения - М. Педагогика 2019.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М. Педагогика 2013.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики - М. Педагогика 2018.
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: «Просвещение»
- Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. - М.: «Просвещение» 2017.