Планируемые результаты освоения курса:
Предмет «Изобразительное искусство» в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности, обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
3. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
4. формирование духовных и эстетических потребностей;
5. овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
6. воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
7. отработка навыков самостоятельной и групповой работы
8. обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности
1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
2. Учиться работать по предложенному учителем плану.
3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
1. Научатся пользоваться языком изобразительного искусства:
а) доносить свою позицию до собеседника;
б) оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
2. Научатся слушать и понимать высказывания собеседников.
3.Научатся выразительно читать и пересказывать содержание текста.
4. Научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
5. Научатся согласованно работать в группе:
а) научатся планировать работу в группе;
б) научатся распределять работу между участниками проекта;
в) научатся понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) научатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ.
1. Сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном
развитии;
2.Сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
3. Развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
4.Способность
адекватно возрасту
воспринимать, понимать,
переживать и ценить
произведения изобразительного и
других видов искусства;
5. Индивидуальное
чувство формы и цвета в
изобразительном искусст-
ве, сознательное
использование цвета и
формы в творческих
работах;
6. Развитость коммуникативного и художественно-образ-ного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
7.Проявление эмоцио-
нальной отзывчивости
на красоту природных
форм и произведений искусства;
8.Развитие фантазии и
воображения детей;
9.Использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
10.Овладение вырази-
тельными особенностя-
ми языка пластичес-
ких искусств (живописи,
графики, декоративно
прикладного искусства,
архитектуры и дизайна);
11. Умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды
искусства и выражать
своё отношение к
художественному произведению;
12.Использование изоб-
разительных поэтических
и музыкальных образов
при создании театрализо-
ванных композиций, ху-
дожественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
13. Нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Содержание учебного предмета
Введение(1 ч.)
1.История развития представлений человека о мироздании
Развитие представлений учащихся об эволюции взаимоотношений человека и природы, изменении взглядов людей на мир в разные исторические эпохи (Древний мир, Средние века, Новый мир и современность) и отражении их мировоззрения в архитектуре.
Глава 1. Мифология в народном творчестве (5 ч.)
2.Мифы творения мира
Развитие мировоззрения учащихся через формирование представлений о мифологии, в которой главными являются мифы о сотворении мира. Мифы о происхождении Вселенной у разных народов: общее и различие. Организация исследовательских работ по изучению мифов народов мира.
3.Мифология и символика русской избы
Мифология и символика русской избы. Разнообразие видов крестьянских домов (полуземлянка, изба, дворовые постройки). Конструкция крестьянской избы, её характерные черты, назначение каждого элемента архитектуры. Различия внешнего вида избы и её украшений в зависимости от региона проживания, климата, традиций.
4.Фантастические звери в русском народном творчестве
Развитие фантазии и воображения. Развитие фантазии и воображения на основе олицетворения могущественных сил природы, вымышленных персонажей народных сказок, былин, сказаний (лев и единорог как символы дня и ночи; Семаргл — крылатый пёс; Алконост — райская дева-птица; Сирин — дева-птица, посланница властелина подземного мира; жар-птица — олицетворение огня, света, солнца; грифон — мифическое существо, полуорёл-полулев, Стратим — птица-великан, ящер- крокодил, Кот Баюн и др.)
5.Символы в орнаменте
Развитие представления об орнаменте как виде изобразительного декоративно-прикладного искусства, основу которого составляют символы и знаки. Геральдическая композиция .
6.Пермская деревянная скульптура
Пермская деревянная скульптура — культовая скульптура, являющая частью ансамблей церквей и часовен, — уникальный образец народного искусства. Фронтальная композиция, симметрия и статика этого вида искусства
Глава 2. Мир архитектуры (5 ч.)
7.Храмовая архитектура
Формирование представления о храме как символической модели мироздания. Исследования учёного К.Г. Юнга о параллели символики здания (роль этажей), с сознанием и чувствами человека (верхний этаж — сознание и разум, духовная жизнь; первый этаж — здравый смысл и бессознательный разум; подвал — коллективный бессознательный разум и интуиция).
8.Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов
Развитие представления учащихся о разнообразии стилей и направлений в архитектуре. Характер формы дворцовой архитектуры тесно связан с культурой общества, национальными, историческими, географическими и ландшафтными особенностями местности, в том числе наличием строительного материала (дерево, камень). Значение дворцовой архитектуры: оборонительная и административная функции. Украшение дворцовых построек: башни, скаты крыши, ограда, форма и декор окон, ворот, дверей.
9.Дворянские усадьбы России
Формирование представлений о национальных особенностях архитектуры. Дворянские усадьбы — особое явление в архитектуре России.
Характер архитектурных построек, относящихся к усадьбе: небольшая церковь, флигеля и хозяйственные постройки, архитектурный комплекс жилых помещений как единое целое; парадный двор, беседки, павильоны и др. Герб или вензель хозяина усадьбы на барском доме.
10.Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства
Освоение понятий «художник-монументалист», «монументальная живопись», «фреска», «витраж», «мозаика». Формирование представления о тесном взаимодействии художника- архитектора и художника-монументалиста; о роли и значении монументальной живописи в интерьере и экстерьере архитектурного сооружения. Зависимость декоративного украшения архитектурного пространства от формы и назначения здания, городской и ландшафтной среды.
11.Садово-парковая архитектура
Формирование способности различать характерные стилевые особенности архитектурных сооружений. Садово-парковая, или ландшафтная, архитектура. Задача данного вида искусства — решение эстетической организации природной среды (около жилой архитектуры). Своеобразие и общие черты в ландшафтно-парковой архитектуре разных стран (Древнего Востока, Греции, Рима, Японии, России)
Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы (3 ч.)
12.Дворянский быт, интерьер дворянского дома
Характерные особенности дворянского быта, архитектурных построек, внутренних жилых
помещений. Оформление интерьера в зависимости от назначения
13.Литературная гостиная и литературный салон
История появления первых салонов и их популярность во Франции и России в XVII –XVIII веках (организация и проведение поэтических вечеров, интересных встреч, музыкальных концертов, конкурсов и т. д.)
14.Музыка в пространстве интерьера
Формирование представления о характере работы композитора, специфике его жизни и творчества. Развитие понятия о взаимозависимости музыкального произведения и архитектурного пространства, в котором оно исполняется (каждому музыкальному произведению соответствует определённое пространство: камерное, большое, высокое, широкое, сферическое).
Глава 4. Портрет в искусстве (3 ч.)
15.Костюм как произведение искусства
Формирование представления о костюме как произведении искусства — свидетеле истории. Уметь доказать это положение с помощью ИКТ. История развития костюма и его роль в жизни общества. Сравнение костюма и архитектуры (общее и различия)
16.Исторический портрет, парадный портрет
Развитие представлений учащихся о различных видах портретного жанра
17.Графический портрет
Формирование понятия о гравюре как виде графического искусства. Специфика данного вида художественного творчества, история его появления. Отображение в данном виде изобразительного искусства портретного жанра (исторический и парадный портрет). Гравюры Петровской эпохи. Знакомство с пропорциями человеческого лица и канонами его изображения.
Глава 5. Натюрморт (4 ч.)
18.Декоративный натюрморт
Формирование широкого, объёмного представления учащихся о жанре натюрморта в изобразительном искусстве. Взаимосвязь изображаемых предметов в натюрморте (диалог предметов). Представление о выразительных средствах, используемых художником в изобразительном искусстве. Реалистическая манера исполнения натюрморта и отход от реалистической манеры.
19.Построение геометрических тел
Формирование представления о натюрморте как самостоятельном жанре изобразительного искусства. Красота окружающего человека предметного мира, в котором отражается культура народа в разные периоды истории человечества. Натюрморт как один из самых древних жанров изобразительного искусства. Развитие представлений о характере изображения геометрических тел в композиции: смысловая связь предметов в композиции, грамотное построение предметов в натюрморте, графические техники изображения предметов, иллюзия передачи объёма изображаемых предметов
20.Ахроматический натюрморт
Развитие представлений о хроматической и ахроматической гамме, о технике исполнения живописного произведения с использованием разнообразных оттенков одного цвета. Формирование понятий о разнообразии цветового и тонального решения живописных и графических композиций; освоение понятий: тон и светлота, гризайль.
21.Символика в живописи
Формирование представлений учащихся о символике в европейской реалистической живописи (составляющие украшения интерьера, предметы натюрморта, цвет, священные лики, животные, цветы и др.). Символы в окружающей жизни современного человека
Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России (4ч.)
22.Тульский самовар
Воспитание уважения к традициям народа, интереса к объектам традиционного быта крестьян, их происхождению, значению каждого предмета в крестьянском быту. Самовар — «водогрейный для чая сосуд большей частью медный с трубою и жаровней внутри»
23.Резьба по камню и кости
Развитие представлений учащихся о видах традиционного народного искусства: резьбе по камню и резьбе по кости малораспространённых видах народного искусства. Разнообразие материалов народных мастеров-камнерезов и мастеров резьбы по кости. Роль поделочного материала в выборе характера резьбы. Знакомство с наиболее распространённым видом в камнерезном искусстве — анималистическим жанром.
24.Художественная обработка металла
Развитие представления школьников о традиционном декоративно-прикладном промысле. Литьё, ковка, чеканка. Разнообразие приёмов и видов литья из металла, зародившегося в ХVII веке в Великом Устюге, Ростове Великом, позднее в сёлах Мстёре (Владимирская обл.), Красном (Костромская обл.), Казаково (Нижегородская обл.), Касли (Челябинская обл.), а также Поморье и Дагестане. Произведения мастеров по обработке металла: декоративные решётки, предметы быта (узорчатые стулья, беседки, столы), скульптуры, ограды, фигуры животных, сюжетные композиции.
25.Павловопосадские платки
Развитие представлений учащихся о традиционных предметах и вещах русского человека — узорных платках, шалях. Формирование представления о том, что платок — это обязательная часть гардероба православной женщины. История происхождения павловопосадских набивных платков, их промышленного производства.
Глава 7.Книга как произведение искусства (3 ч.)
26.Искусство оформления книги
Книга как свёрнутое мироздание. Формирование представлений учащихся об искусстве создания книги. Элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации.
27.Художественный шрифт
Развитие представления о том, что шрифт — это один из важнейших элементов оформления книги, плаката, журнала. Разнообразие видов шрифтов. Отражение в начертании шрифта культурно-исторической эпохи, эстетических и художественных предпочтений автора. Шрифт как визитная карточка эпохи.
28.Шрифтовая композиция
Развитие представления учащихся о шрифте как выразительном средстве графической композиции. Шрифт как знак и как текст, содержащий определённую информацию, и одновременно украшение. Единство шрифтовой композиции и изображения в плакате
Глава 8. Малые формы в графике (3 ч.)
29.Экслибрис
Формирование представления учащихся о книжном знаке — экслибрисе. Назначение экслибриса, история его появления. Известные художники-графики, специализирующиеся в этом жанре (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, С.В. Чехонин и др.). Сюжет и элементы изображения; передача в экслибрисе характера занятий человека, для которого он предназначается.
30.Эмблема
Освоение нового художественного термина «эмблема». Развитие представления учащихся о том, что эмблема существует для передачи определённой информации. Условный характер изображения: эмблема — особый визуальный (зрительный) знак (указывает на вид деятельности, например: на предметный кабинет в школе, какой-либо объект). Для знакового изображения существуют определённые требования, которые художник-дизайнер должен учитывать.
31.Марка как произведение искусства
Развитие представлений об истории и особенностях создания марки и её изменениях в течение исторического времени. Характер использования цвета в почтовых марках.
Глава 9. Проекты (2 ч.)
32.Город будущего
Развитие представлений учащихся о художниках-фантастах. Освоение технологии объёмно-пространственной композиции и работы в группе.
33.Архитектурный проект школы будущего
Формирование представлений об архитектурном проекте, функциональном и эстетическом облике здания. Соотношении архитектурных форм и элементов в пространственной архитектурной композиции.
Глава 10. Великие имена в искусстве (2 ч.)
34.Художник-живописец
Художники-живописцы, жившие в разные исторические периоды. Развитие представлений учащихся о разнообразии видов и жанров живописи, о выразительных средствах живописи и их связи с другими искусствами. Разнообразие техник живописи. Знакомство с художниками-живописцами: Д.Г. Левицким, Дж. Моранди, В.И. Серовым, Я. Вермеером Делфтским
35.Художник-график
Художники-графики, жившие в разные исторические периоды. Развитие представлений учащихся о разнообразии видов и жанров в графическом искусстве, о выразительных средствах графики и их связи с другими искусствами. Разнообразие графических техник. Знакомство с творчеством художников-графиков Утава Хиросигэ, Г. Доре, В.А. Фаворского, М.К. Эшера