Содержание образовательной области «Музыка и пение»
34 часа в год( 1 час в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и пение» разработана на основе:
Адаптированной образовательной программы МОУ Саргазинская СОШ
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 кл. Под редакцией доктора педагогических наук
В. В. Воронковой « Музыка и пение» И.В.Евтушенко
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации , 2012г.
3. Учебного плана МОУ Саргазинская СОШ на 2016-2017 учебный год.
Цель программы:
формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
совершенствовать певческие навыки:
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.
Особенности методики и принципы преподавания
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития. Классика, фольклор, современная песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки.
Раздела «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
коррекционная направленность обучения;
оптимистическая перспектива образования;
индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Целью уроков музыки в является воспитание эстетических чувств обучающихся, воспитанников, формирование у них элементов музыкальной культуры, осознанного восприятия музыки.
Занятия пением и музыкой в коррекционной школе имеют и специфические задачи коррекции недостатков познавательной деятельности детей и их эмоционально- волевой сферы. К числу коррекционно - развивающих задач относится и работа по анализу звукопроизносительной стороны речи. Для исправления речевых отклонений необходимо поддерживать тесную связь с логопедом; совершенствовать работу артикуляционного аппарата с помощью введения в урок игровых моментов, разучивание попевок.
Образовательные задачи решаются через формирование знаний музыке с помощью прослушивания произведений различных жанров, что позволяет обучающимся, воспитанникам при анализе произведения ориентироваться в средствах музыкальной выразительности; совершенствовать певческие навыки, развивать чувство ритма, музыкальную память.
И образовательные, и коррекционные задачи неразрывно связаны с воспитывающими.
На уроках музыки обучающиеся получают возможность активизировать творческие способности, что способствует преодолению неадекватных форм поведения, беседы по музыке развивают устную речь воспитанников, их эмоциональную отзывчивость.
Данная рабочая адаптированная программа составлена с опорой на программу, разработанную авторским коллективом под редакцией Воронковой В.В. В данном варианте программа претерпела некоторые изменения, вызванные объективными условиями её реализации учащимися с умеренной умственной отсталостью. А именно: усилен аспект изучения фольклорного песенного материала, значительно изменён музыкальный материал для слушания, песенный материал для разучивания скорректирован в соответствии с учётом речевого, слухового развития обучающихся, уровня их интеллекта. Программа предполагает разнообразные формы музыкальных занятий, направленные на творческое развитее воспитанников.
Это слушание музыки и беседы по прослушанным произведениям, хоровое пение и пение сольное, музыкально- ритмические упражнения, направленные на развитие музыкального слуха и игра на музыкальных инструментах, музыкальные викторины.
Примерный музыкальный материал к каждому уроку подразумевает возможность включения и других произведений, отвечающих критериям педагогической целесообразности.
Музыкальный материал, звучащий на уроках, помогает решить главную задачу уроков музыки: подчеркнуть связь музыки с жизнью. Это произведения академических жанров: инструментальные пьесы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, популярных детских песен, музыки, кино.
5 – 8 классы
На уроках музыки и пения в 5- 8 классах цель работы остаётся прежней: формирование музыкальной культуры учащихся.
Из цели музыкального воспитания выделяется следующий комплекс задач:
образовательные: формирование знаний о музыке с помощью изучения произведений различных жанров; формирование музыкального словаря;
формирование ориентировки в средствах музыкальной выразительности;
развитие чувства ритма, речевой активности; развитие музыкальной памяти и способности реагировать на музыку;
воспитывающие : способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения, активизации творческих способностей;
коррекционно-развивающие : корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; корригировать отклонения звукопроизносительной стороны речи.
В 5-8 классах продолжается работа над звукопроизношением.
У мальчиков 5-8 классов начинается предмутационный период, наблюдаются срывы отдельных высоких звуков, уменьшается певческий диапазон, отсутствует чистота интонирования.
Адаптированная программа предполагает совместную работу учителя музыки и логопеда; работу над выработкой правильного дыхания, осанки во время исполнения песни.
В каждый урок включается слушание музыки. При прослушивании музыкального произведения используются разнообразные формы работы: обсуждение, анализ, дети делятся личными впечатлениями от прослушанного, расширяют свой словарный запас.
Знакомство с творчеством композиторов, их фактами биографии духовно развивают учащихся, помогают им познавать мир посредством музыки.
Прогнозируемый результат: добиться более чистого интонирования, прививать учащимся музыкальную грамотность: способность воспринимать музыку как искусство, неразрывно связанную с жизнью, потребность слушать и слышать музыку, развивать творческие способности.
7 класс
Пение.
Исполнение песенного материала в диапазоне си-ми.
Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. Предоставление удобного диапазона для исполнения.
Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и вокальной.
Вокально- хоровые упражнения, попевки, прибаутки.
Слушание музыки.
Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. Программная музыка- инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в литературной драматургии в оперном искусстве.
Особенности творчества композиторов: В.Моцарт, Бетховен.
Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, симфония, концерт, романс, серенада.
Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезатор, гитара, ударные инструменты.
Музыкальная грамота
Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонация в разговорной речи и в музыке. Мелодия, как основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодии декламационного характера.
Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: аккомпанемент, аранжировка.
Музыкальный материал для пения.
№п\п | Разучиваемая песня | Кол-во часов | по | факт |
| 1 четверть | | | |
1 | «Всё пройдёт». Муз. А.Флярковского, сл.А.Дидурова | 2 | | |
2 | Дорога добра Музыка М.Минкова, слова Ю.Энтина | 2 | | |
3 | Листья желтые Музыка Р.Паулса, слова Я.Петерса | 2 | | |
5 | Отговорила роща золотая. Музыка Г.Пономаренко, слова С.Есенина | 2 | | |
6 | Песня о друге Музыка и слова В.Высоцкого | 2 | | |
| 2 четверть | | | |
1 | Огромное небо Музыка О.Фельцмана, слова Р.Рождественского | 2 | | |
2 | Волшебник- недоучка Музыка А.Зацепина, слова Л.Дербенева | 2 | | |
3 | Песенка о хорошем настроении. Музыка А.Лепина, слова В.Коростылева | 2 | | |
4 | Песня остается с человеком. Музыка А.Островского, слова С.Островского | 2 | | |
5 | Зима. Музыка Э.Ханок, слова С.Островой | 2 | | |
6 | Новогодние игрушки. Музыка А. Хоралова, слова А. Дементьева | 2 | | |
| 3 четверть | | | |
1 | Женька. Музыка Е.Жарковского, слова К.Ваншенкина | 2 | | |
2 | Надежда. Музыка А.Пахмутовой, слова Н.Добронравова | 2 | | |
3 | Прощайте, скалистые горы. Музыка Е.Жарковского, слова Н.Букина | 2 | | |
4 | Как скажи, тебя зовут. Музыка В.Баснер, слова М.Матусовского | 2 | | |
5 | Честно говоря. Музыка С.Дьячкова, слова М.Ножкина | 2 | | |
6 | Хорошие девчата. Музыка А.Пахмутовой, слова М.Матусовского | 2 | | |
| 4 четверть | 2 | | |
1 | Березовый сок. Музыка В.Баснера, слова М.Матусовского | 2 | | |
2 | На безымянной высоте. Музыка В.Баснера, слова М.Матусовского | 2 | | |
3 | Первый дождь. Музыка А.Флярковского, слова А.Дидурова. | 2 | | |
4 | Темная ночь. Музыка Н.Богословского, слова В.Агатова | 2 | | |
5 | Песня старого извозчика. Музыка Н.Богословского, слова Я.Родионова | 2 | | |
6 | И на Марсе будут яблоки цвести Музыка В.Мурадели, слова Е.Долматовского | 2 | | |
Музыкальные произведения для слушания.
Музыкальное произведение | Авторы |
«Allegro con brio».Из симфонии №5. «К Элизе» | Л.Бетховен |
«Хабанера».Из оперы «Кармен» | Дж.Бизе |
«Вальс». Из оперетты «Летучая мышь» | И.Штраус |
«Увертюра». Из к\ф «Время, вперед» | Г.Свиридов |
Танец с саблями. Из балета «Гаянэ» | А.Хачатурян |
«Allegro con fuoco». Из концерта для фортепьяно с оркестром. | П.И.Чайковский |
«Мелодия». Из к\ф «Профессионал. | Э.Морриконе |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их, указывать автора;
жанры музыкальных произведений: опера, балет, симфония, концерт, романс, серенада;
музыкальные термины: аккомпанемент, аранжировка;
современные электронные музыкальные инструменты и их звучание.
Учащиеся должны уметь:
А.С. Соболев Музыкальное воспитание во вспомогательной школе. « Просвещение» 1981 г.
А.Н. Смирнова «Коррекционно-воспитательная работа уителя вспомогательной школы». Изд.2 М, «Просвещение»,1965 г.
А.С. Соболев « Роль музыкального воспитания в коррекции личности умственно отсталого ребёнка» Сб. «Коррекционная работа во вспомогательной школе» под редакцией И.М. Финкельштейна.М Изд. АПН РСФСР, 1961 г.
В. Садовников «Орфоэпия в пении» М.Музгиз,1958.
М.Е Хватцев « Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей».М.Изд АПН РСФСР1962
Н.В. Павлова , В. Опальнова «Коррекционно-развивающая работа над звукопроизношением и лексикой на музыкальных занятиях с дошкольниками с ОНР». Коррекционная педагогика, № 4,2013г.