СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание образовательной области "Музыка и пение" Адаптированная программа.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание образовательной области «Музыка и пение »  Адаптированная программа.

Просмотр содержимого документа
«Содержание образовательной области "Музыка и пение" Адаптированная программа.»

Содержание образовательной области «Музыка и пение»

34 часа в год( 1 час в неделю)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и пение» разработана на основе:

  1. Адаптированной образовательной программы МОУ Саргазинская СОШ

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 кл. Под редакцией доктора педагогических наук

В. В. Воронковой « Музыка и пение» И.В.Евтушенко


Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации , 2012г.

3. Учебного плана МОУ Саргазинская СОШ на 2016-2017 учебный год.

Цель программы:

формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музы­кальных произведений.

Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.

Задачи образовательные:

  • формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

  • формировать музыкально-эстетический словарь;

  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

  • совершенствовать певческие навыки:

  • развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

  • помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;

  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

  • содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

  • активизировать творческие способности.

  • Задачи коррекционно-развивающие:

  • корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

  • корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.

Особенности методики и принципы преподавания

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития. Классика, фольклор, современная песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки.

Раздела «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

  • коррекционная направленность обучения;

  • оптимистическая перспектива образования;

  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

  • комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Целью уроков музыки в является воспитание эстетических чувств обучающихся, воспитанников, формирование у них элементов музыкальной культуры, осознанного восприятия музыки.

Занятия пением и музыкой в коррекционной школе имеют и специфические задачи коррекции недостатков познавательной деятельности детей и их эмоционально- волевой сферы. К числу коррекционно - развивающих задач относится и работа по анализу звукопроизносительной стороны речи. Для исправления речевых отклонений необходимо поддерживать тесную связь с логопедом; совершенствовать работу артикуляционного аппарата с помощью введения в урок игровых моментов, разучивание попевок.

Образовательные задачи решаются через формирование знаний музыке с помощью прослушивания произведений различных жанров, что позволяет обучающимся, воспитанникам при анализе произведения ориентироваться в средствах музыкальной выразительности; совершенствовать певческие навыки, развивать чувство ритма, музыкальную память.

И образовательные, и коррекционные задачи неразрывно связаны с воспитывающими.

На уроках музыки обучающиеся получают возможность активизировать творческие способности, что способствует преодолению неадекватных форм поведения, беседы по музыке развивают устную речь воспитанников, их эмоциональную отзывчивость.






Данная рабочая адаптированная программа составлена с опорой на программу, разработанную авторским коллективом под редакцией Воронковой В.В. В данном варианте программа претерпела некоторые изменения, вызванные объективными условиями её реализации учащимися с умеренной умственной отсталостью. А именно: усилен аспект изучения фольклорного песенного материала, значительно изменён музыкальный материал для слушания, песенный материал для разучивания скорректирован в соответствии с учётом речевого, слухового развития обучающихся, уровня их интеллекта. Программа предполагает разнообразные формы музыкальных занятий, направленные на творческое развитее воспитанников.

Это слушание музыки и беседы по прослушанным произведениям, хоровое пение и пение сольное, музыкально- ритмические упражнения, направленные на развитие музыкального слуха и игра на музыкальных инструментах, музыкальные викторины.

Примерный музыкальный материал к каждому уроку подразумевает возможность включения и других произведений, отвечающих критериям педагогической целесообразности.

Музыкальный материал, звучащий на уроках, помогает решить главную задачу уроков музыки: подчеркнуть связь музыки с жизнью. Это произведения академических жанров: инструментальные пьесы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, популярных детских песен, музыки, кино.

5 – 8 классы


На уроках музыки и пения в 5- 8 классах цель работы остаётся прежней: формирование музыкальной культуры учащихся.

Из цели музыкального воспитания выделяется следующий комплекс задач:


образовательные: формирование знаний о музыке с помощью изучения произведений различных жанров; формирование музыкального словаря;

формирование ориентировки в средствах музыкальной выразительности;

развитие чувства ритма, речевой активности; развитие музыкальной памяти и способности реагировать на музыку;


воспитывающие : способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения, активизации творческих способностей;


коррекционно-развивающие : корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; корригировать отклонения звукопроизносительной стороны речи.


В 5-8 классах продолжается работа над звукопроизношением.


У мальчиков 5-8 классов начинается предмутационный период, наблюдаются срывы отдельных высоких звуков, уменьшается певческий диапазон, отсутствует чистота интонирования.

Адаптированная программа предполагает совместную работу учителя музыки и логопеда; работу над выработкой правильного дыхания, осанки во время исполнения песни.

В каждый урок включается слушание музыки. При прослушивании музыкального произведения используются разнообразные формы работы: обсуждение, анализ, дети делятся личными впечатлениями от прослушанного, расширяют свой словарный запас.

Знакомство с творчеством композиторов, их фактами биографии духовно развивают учащихся, помогают им познавать мир посредством музыки.

Прогнозируемый результат: добиться более чистого интонирования, прививать учащимся музыкальную грамотность: способность воспринимать музыку как искусство, неразрывно связанную с жизнью, потребность слушать и слышать музыку, развивать творческие способности.



7 класс

Пение.


Исполнение песенного материала в диапазоне си-ми.

Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. Предоставление удобного диапазона для исполнения.

Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и вокальной.

Вокально- хоровые упражнения, попевки, прибаутки.


Слушание музыки.


Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. Программная музыка- инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в литературной драматургии в оперном искусстве.

Особенности творчества композиторов: В.Моцарт, Бетховен.

Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, симфония, концерт, романс, серенада.

Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезатор, гитара, ударные инструменты.


Музыкальная грамота


Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонация в разговорной речи и в музыке. Мелодия, как основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодии декламационного характера.

Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: аккомпанемент, аранжировка.



Музыкальный материал для пения.


п\п

Разучиваемая песня

Кол-во часов

по

факт


1 четверть




1

«Всё пройдёт».

Муз. А.Флярковского, сл.А.Дидурова

2



2

Дорога добра

Музыка М.Минкова, слова Ю.Энтина

2



3

Листья желтые

Музыка Р.Паулса, слова Я.Петерса

2



5

Отговорила роща золотая.

Музыка Г.Пономаренко, слова С.Есенина

2



6

Песня о друге

Музыка и слова В.Высоцкого

2




2 четверть



1

Огромное небо

Музыка О.Фельцмана, слова Р.Рождественского

2



2

Волшебник- недоучка

Музыка А.Зацепина, слова Л.Дербенева

2



3

Песенка о хорошем настроении.

Музыка А.Лепина, слова В.Коростылева

2



4

Песня остается с человеком.

Музыка А.Островского, слова С.Островского

2



5

Зима.

Музыка Э.Ханок, слова С.Островой

2



6

Новогодние игрушки.
Музыка А. Хоралова, слова А. Дементьева

2




3 четверть



1

Женька.

Музыка Е.Жарковского, слова К.Ваншенкина

2



2

Надежда.

Музыка А.Пахмутовой, слова Н.Добронравова

2



3

Прощайте, скалистые горы.

Музыка Е.Жарковского, слова Н.Букина

2



4

Как скажи, тебя зовут.

Музыка В.Баснер, слова М.Матусовского

2



5

Честно говоря.

Музыка С.Дьячкова, слова М.Ножкина

2



6

Хорошие девчата.

Музыка А.Пахмутовой, слова М.Матусовского

2




4 четверть

2



1

Березовый сок.

Музыка В.Баснера, слова М.Матусовского

2



2

На безымянной высоте.

Музыка В.Баснера, слова М.Матусовского

2



3

Первый дождь.

Музыка А.Флярковского, слова А.Дидурова.

2



4

Темная ночь.

Музыка Н.Богословского, слова В.Агатова

2



5

Песня старого извозчика.

Музыка Н.Богословского, слова Я.Родионова

2



6

И на Марсе будут яблоки цвести

Музыка В.Мурадели, слова Е.Долматовского

2





Музыкальные произведения для слушания.


Музыкальное произведение

Авторы

«Allegro con brio».Из симфонии №5.

«К Элизе»

Л.Бетховен

«Хабанера».Из оперы «Кармен»

Дж.Бизе

«Вальс». Из оперетты «Летучая мышь»

И.Штраус

«Увертюра». Из к\ф «Время, вперед»

Г.Свиридов

Танец с саблями. Из балета «Гаянэ»

А.Хачатурян

«Allegro con fuoco». Из концерта для фортепьяно с оркестром.

П.И.Чайковский

«Мелодия». Из к\ф «Профессионал.

Э.Морриконе


Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны знать:


  • наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их, указывать автора;

  • жанры музыкальных произведений: опера, балет, симфония, концерт, романс, серенада;

  • музыкальные термины: аккомпанемент, аранжировка;

  • современные электронные музыкальные инструменты и их звучание.


Учащиеся должны уметь:


  • исполнять вокально-хоровые упражнения;

  • контролировать правильность самостоятельного исполнения в сопровождении фоногра



  • Литература


  1. А.С. Соболев Музыкальное воспитание во вспомогательной школе. « Просвещение» 1981 г.

  2. А.Н. Смирнова «Коррекционно-воспитательная работа уителя вспомогательной школы». Изд.2 М, «Просвещение»,1965 г.

  3. А.С. Соболев « Роль музыкального воспитания в коррекции личности умственно отсталого ребёнка» Сб. «Коррекционная работа во вспомогательной школе» под редакцией И.М. Финкельштейна.М Изд. АПН РСФСР, 1961 г.

  4. В. Садовников «Орфоэпия в пении» М.Музгиз,1958.

  5. М.Е Хватцев « Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей».М.Изд АПН РСФСР1962

  6. Н.В. Павлова , В. Опальнова «Коррекционно-развивающая работа над звукопроизношением и лексикой на музыкальных занятиях с дошкольниками с ОНР». Коррекционная педагогика, № 4,2013г.