Урок обучения грамоте (чтению) в 1 классе
Тема урока: Согласные звуки [в], [в'], буквы В, в.
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [в], [в'], буквами В, в, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи.
Тип урока: решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные): владеют навыками слогового чтения с буквой В, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов.
Личностные результаты: понимают важность бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: учатся высказывать свое предположение.
Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – осуществляют анализ рисунков, синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные: вступают в беседу с одноклассниками и учителем.
Основное содержание темы, понятия и термины: согласные звуки [в], [в'], твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы В, в; слого-звуковой анализ слова, ребус.
Ход урока
I. Организация начала урока
Проверка готовности класса, эмоциональный настрой на урок.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.
- Проверим готовность к уроку. (Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на партах.)
II. Речевая разминка
Фонетическая зарядка:
Едет мотоцикл, -д-р-р-р
Ставни скрипят. -х-р-р-р
Кони храпят -х-р-р-р
Вороны кричат. -к-а-р-р-р
Собаки рычат. -р-р-р-р
(Выполняют упражнения, готовят артикуляционный аппарат к чтению.)
III. Постановка учебной задачи
- Сегодня мы познакомимся со звуками [в], [в'] и буквой В, обозначающей их на письме.
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности
1. Работа с иллюстрацией (с.68, учебник).
- Рассмотрите картинку. Придумайте рассказ. Озаглавьте его. (Рассматривают картинку. Озаглавливают рассказ.)
- Во что играют зверята? (В футбол.)
- Кто выполняет роль судьи? (Енот.)
- Кто забивает мяч? (Заяц.)
- Кто стоит в воротах и ловит мяч? (Медведь.)
- А как еще можно назвать футболиста, который стоит на воротах? (Вратарь.)
- Какие слова подходят к схемам? (Вратарь, лови.)
- Выделите звук [в] в этих словах. Что вы о нем можете сказать? (В слове вратарь – твердый звук, в слове лови – мягкий согласный звук [в']. Звуки [в], [в']произносятся звонко, с участием голоса.)
- Сколько слогов в слове вратарь? (Два.)
- Сколько слогов в слове лови? (Два.)
- Какой вывод мы можем сделать? (Слогов в слове столько, сколько гласных.)
2. Знакомство с буквой В.
- Звуки [в] и [в'] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой В. (Находят на «ленте букв» букву В.)
- На что похожа буква В? (Высказывают свои предположения.)
Снеговик,
А с ним метелка
Буквой В
Стоят под елкой.
К единице три приставим…
Что за букву мы составим?
- Сделайте букву В из нитки. (Делают букву.)
Физкультинутка
Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат.
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез.
(Выполняют движения согласно тексту. Ходят на полусогнутых ногах.)
3. Чтение слогов-слияний и слов (с. 69, учебник)
- Прочитайте слоги. (Хором читают слоги.)
- Как они образовались? (Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным.)
- В слоге ви согласный звук мягкий, знак мягкости – буква и.
- Прочитайте слова. (Читают слова, с. 68 учебник).
- Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта? (Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным.)
4. Работа с текстом (с. 69, учебник).
- Прочитайте текст, соблюдая интонацию. (Читают текст вслух.)
- Озаглавьте текст. (Дают тексту заголовок.)
- Прочитайте текст по ролям. (Читают текст по ролям.)
5. Работа с пословицами (с. 69, учебник).
- Как вы понимаете пословицу «Век живи – век учись»? (Объясняют смысл пословицы.)
- Прочитайте пословицы. Почему так говорят? (Читают пословицы, объясняют их смысл.)
- Найдите букву В в пословицах. (Находят букву В.)
6. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией (с. 70, учебник.)
- Рассмотрите рисунки. (Рассматривают рисунки.)
- Подумайте, в чем проявилась хитрости лисы. Составьте рассказ по рисункам. (Отвечают на вопросы, составляют рассказ.)
7. Дидактическое упражнение (с. 70, учебник).
- Дополните предложение, отвечая на вопрос: что делает мальчик? (Читают предложение, отвечают на вопросы, опираясь на картинку, составляют предложение.)
- Объясните, что означает выражение «ловить ворон»? (Объяснение учащихся.)
Физкультминутка
В огороде рос подсолнух
Вот такой, вот такой!
В огороде рос подсолнух
С ярко-желтой головой.
Головою он вертел,
Все увидеть сам хотел.
Что подсолнух видел там
Он сейчас расскажет нам.
(Выполняют движения по тексту.)
V. Закрепление знаний и способов действий
1. Разгадывание ребусов (с.70, учебник).
- Отгадайте ребусы. (Тыква, ворона, корова, ворота.)
2. Выразительное чтение стихотворения (с. 70, учебник).
- Прочитайте стихотворение. (Читают стихотворение, соблюдая интонацию.)
Верблюд решил, что он – жираф,
И ходит, голову задрав.
У всех он вызывает смех,
А он, верблюд, плюет на всех!
3. Чтение слов. Работа с текстом (с. 71, учебник).
- Прочитайте слова. (Читают слова вслух.)
- Понаблюдайте, что общего в словах? (Отвечают на вопрос.)
- Прочитайте текст. Что еще растет в огороде? (Называют известные овощи.)
- Как назвать это одним словом? (Овощи.)
4. Дидактическое упражнение (с. 71, учебник.)
- Соотнесите схемы и рисунки. Найдите ошибки. (Соотносят схемы с рисунками, находят ошибки.)
5. Работа с «лентой букв» (с. 71, учебник).
- Объясните расположение букв на «ленте букв». (Рассматривают «ленту букв», объясняют расположение букв.)
VI. Рефлексивно-оценочный
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно вам понравилось? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
(Отвечают на вопросы учителя.)
- Спасибо за урок.