СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласные звуки [в], [в'], буквы В, в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте (чтению) в 1 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки [в], [в'], буквы В, в.»

Урок обучения грамоте (чтению) в 1 классе

Тема урока: Согласные звуки [в], [в'], буквы В, в.

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [в], [в'], буквами В, в, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи.

Тип урока: решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные): владеют навыками слогового чтения с буквой В, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов.

Личностные результаты: понимают важность бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: учатся высказывать свое предположение.

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – осуществляют анализ рисунков, синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: вступают в беседу с одноклассниками и учителем.

Основное содержание темы, понятия и термины: согласные звуки [в], [в'], твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы В, в; слого-звуковой анализ слова, ребус.

Ход урока

I. Организация начала урока

Проверка готовности класса, эмоциональный настрой на урок.

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

- Проверим готовность к уроку. (Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на партах.)

II. Речевая разминка

Фонетическая зарядка:

Едет мотоцикл, -д-р-р-р

Ставни скрипят. -х-р-р-р

Кони храпят -х-р-р-р

Вороны кричат. -к-а-р-р-р

Собаки рычат. -р-р-р-р

(Выполняют упражнения, готовят артикуляционный аппарат к чтению.)

III. Постановка учебной задачи

- Сегодня мы познакомимся со звуками [в], [в'] и буквой В, обозначающей их на письме.

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1. Работа с иллюстрацией (с.68, учебник).

- Рассмотрите картинку. Придумайте рассказ. Озаглавьте его. (Рассматривают картинку. Озаглавливают рассказ.)

- Во что играют зверята? (В футбол.)

- Кто выполняет роль судьи? (Енот.)

- Кто забивает мяч? (Заяц.)

- Кто стоит в воротах и ловит мяч? (Медведь.)

- А как еще можно назвать футболиста, который стоит на воротах? (Вратарь.)

- Какие слова подходят к схемам? (Вратарь, лови.)

- Выделите звук [в] в этих словах. Что вы о нем можете сказать? (В слове вратарь – твердый звук, в слове лови – мягкий согласный звук [в']. Звуки [в], [в']произносятся звонко, с участием голоса.)

- Сколько слогов в слове вратарь? (Два.)

- Сколько слогов в слове лови? (Два.)

- Какой вывод мы можем сделать? (Слогов в слове столько, сколько гласных.)

2. Знакомство с буквой В.

- Звуки [в] и [в'] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой В. (Находят на «ленте букв» букву В.)

- На что похожа буква В? (Высказывают свои предположения.)

Снеговик,

А с ним метелка

Буквой В

Стоят под елкой.

К единице три приставим…

Что за букву мы составим?

- Сделайте букву В из нитки. (Делают букву.)

Физкультинутка

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат.

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу!

Бежит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повез.

(Выполняют движения согласно тексту. Ходят на полусогнутых ногах.)

3. Чтение слогов-слияний и слов (с. 69, учебник)

- Прочитайте слоги. (Хором читают слоги.)

- Как они образовались? (Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным.)

- В слоге ви согласный звук мягкий, знак мягкости – буква и.

- Прочитайте слова. (Читают слова, с. 68 учебник).

- Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта? (Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным.)

4. Работа с текстом (с. 69, учебник).

- Прочитайте текст, соблюдая интонацию. (Читают текст вслух.)

- Озаглавьте текст. (Дают тексту заголовок.)

- Прочитайте текст по ролям. (Читают текст по ролям.)

5. Работа с пословицами (с. 69, учебник).

- Как вы понимаете пословицу «Век живи – век учись»? (Объясняют смысл пословицы.)

- Прочитайте пословицы. Почему так говорят? (Читают пословицы, объясняют их смысл.)

- Найдите букву В в пословицах. (Находят букву В.)

6. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией (с. 70, учебник.)

- Рассмотрите рисунки. (Рассматривают рисунки.)

- Подумайте, в чем проявилась хитрости лисы. Составьте рассказ по рисункам. (Отвечают на вопросы, составляют рассказ.)

7. Дидактическое упражнение (с. 70, учебник).

- Дополните предложение, отвечая на вопрос: что делает мальчик? (Читают предложение, отвечают на вопросы, опираясь на картинку, составляют предложение.)

- Объясните, что означает выражение «ловить ворон»? (Объяснение учащихся.)

Физкультминутка

В огороде рос подсолнух

Вот такой, вот такой!

В огороде рос подсолнух

С ярко-желтой головой.

Головою он вертел,

Все увидеть сам хотел.

Что подсолнух видел там

Он сейчас расскажет нам.

(Выполняют движения по тексту.)

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Разгадывание ребусов (с.70, учебник).

- Отгадайте ребусы. (Тыква, ворона, корова, ворота.)

2. Выразительное чтение стихотворения (с. 70, учебник).

- Прочитайте стихотворение. (Читают стихотворение, соблюдая интонацию.)

Верблюд решил, что он – жираф,

И ходит, голову задрав.

У всех он вызывает смех,

А он, верблюд, плюет на всех!

3. Чтение слов. Работа с текстом (с. 71, учебник).

- Прочитайте слова. (Читают слова вслух.)

- Понаблюдайте, что общего в словах? (Отвечают на вопрос.)

- Прочитайте текст. Что еще растет в огороде? (Называют известные овощи.)

- Как назвать это одним словом? (Овощи.)

4. Дидактическое упражнение (с. 71, учебник.)

- Соотнесите схемы и рисунки. Найдите ошибки. (Соотносят схемы с рисунками, находят ошибки.)

5. Работа с «лентой букв» (с. 71, учебник).

- Объясните расположение букв на «ленте букв». (Рассматривают «ленту букв», объясняют расположение букв.)

VI. Рефлексивно-оценочный

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно вам понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

(Отвечают на вопросы учителя.)

- Спасибо за урок.