СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные.»

5 класс

Тема: Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные.

Цели урока: 

Образовательная: различать звук и букву, гласные и согласные звуки;

владеть приёмами проверки согласных фонем в слабой и сильной позиции

Воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию

Развивающая: развитие умений определять звонкость, глухость звуков; видеть процессы оглушения и озвончения согласных звуков.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

– выражать положительное отношение к процессу познания:

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

- осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию

Метапредметные –

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу,

планировать необходимые действия, действовать по плану,

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Познавательные:

осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию,

определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;  способность использовать род­ной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Коммуникативные:

формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения

Предметные:

различать звук и букву, гласные и согласные звуки;

владеть приёмами проверки согласных фонем в слабой и сильной позиции; уметь определять звонкость, глухость звуков; видеть процессы оглушения и озвончения согласных звуков.

Основные понятия: фонетика, буква, звук, транскрипция.

Тип урока: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративныйчастично поисковый.

Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником, работа в парах.

Карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.Организационный этап. Проверка домашнего задания.

Приветствие. Взаимопроверка домашнего задания. Оценивание.

Приветствуют учителя, проверяют домашнее задание.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Вступительное слово:

- Отгадайте загадку

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно (звук)

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).

Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).

2. Запись темы урока:

- Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.

Слушают, отвечают на вопросы, называют тему урока, записывают в тетрадь,

3. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.

  1. Аналитическая беседа:

А сколько вообще есть звуков?

Послушайте стихотворение и подумайте можно ли ответить на вопросы, заданные в нём?

  • Сколько на свете звуков?

  • Сколько в снегу – снежинок,

  • Сколько в одежде – дождинок,

  • Сколько в песке – песчинок.

  • Сколько звуков у речи?

  • Сколько струек у речки.

На эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры установили, что даже у одного человека, когда он говорит, звуки бес конечно разные.

- Чем отличается звук от буквы?

- А знаете, ребята, чтобы составить несколько миллионов слов, сколько надо звуков?(42) .

- Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?

- Какими могут быть гласные звуки? А согласные?

2. Чтение правила.

Орфографическая разминка: стр. 18.

ставят цели и задачи урока;

записывают слова орф. р., проверяют, ставят оценки









Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.


4. Первичное усвоение новых знаний

  1. I. Игра «Выбирай-ка».

Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика. Жители – хлопаем, не жители – топаем.

(Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих,  звукфонетика, окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный  гласный).  

  • На какие группы делятся звуки речи?

  • Какие звуки являются гласными? (Звуки,  состоящие только из голоса, называются гласными.).

  • Какие звуки являются согласными? (Звуки, стоящие из голоса и шума, называются согласными.)

3. Работа над новым материалом

Все согласные произносятся с некоторым шумом. Но этот шум выражен в разной степени.

Попробуйте произнести звук  д

Затем звук  т

В каком случае слышен один шум? Правильно во 2 варианте.

Вывод:

 Согласные звуки, состоящие из только из одного шума ( такие,

как  т, к, с, ф, п, ш )  называются глухими согласными. А звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса (такие, как б, в, г, д, ж, з  ) называются звонкими согласными. Это правило нужно запомнить.

В этом правиле есть свои исключения. Исключения эти - согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости . Это, например, глухие согласные х, х, ц,ч, щ они глухие и у них нет звонкой пары. А также исключениями являются сонорные согласные - р, р, л, л, м, м, н, н, й, у них также не бывает пары по глухости/ звонкости. В этих согласных голос преобладает над шумом (звучные).- сонорные. Давайте составим кластер.

4. Читают правило в учебнике.

II. Озвончение и оглушение согласных

Учитель

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться.

Могут они оказаться

В слабой или сильной позиции.

Гласные и согласные

Бывают такие опасные:

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим эти проблемы.

                                                                            (А.Т. Арсирий)

Обозначение звонких и глухих согласных на письме

Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.

     САДЫ                САД                        ПОСАДКА

    [сады]                [сат]                        [пасатка]

   Вывод: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением.

(Слайд № 8)    С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться.

        просить                        просьба

       [прас ит ]                        [проз , ба]

Шалаш  был  рядом  с  домом.

          [ж]                      [з]

Вывод:- глухой согласный может заменяться парным звонким перед звонкими согласным.

Чтобы не ошибиться  в правописании согласной, какое правило  должны знать?

Итак, ребята, в потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков мы называем фонетическими процессами.

О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками упоминается в сказке.


Чтение сказки



Сказка о глухих и звонких согласных.

Пришли однажды  к  Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

- Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели?

- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий  звук З, а на деле что получается?

На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словахперевозка, сказка перед глухими согласными.

Может, звук З простудился и голос теряет?

- А вы на  что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.

Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:

- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словахкосьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!

Улыбнулся Алфавит:

- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.

О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками упоминается в сказке.

Вывод: озвончение и оглушение.

Чтение правила в учебнике (стр. 19).


Играют, выбирая «жителей» Фонетики.

Отвечают на вопросы.













Составляют кластер по новому материалу.







(Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в которой после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р н-р: дуб- бубы, круг- круглый).

5. Первичная проверка понимания

Упражнение 33.

Составляют устное высказывание по схеме.

6.Первичное закрепление

  1. Работа над упражнением 31.

  2. Работа над рубрикой «Смайлик», упражнение 32.

  1. Работа в парах:

Упражнение 16.


Читают скороговорки, определяют какие звуки повторяются чаще других.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

  1. Пар. 5, упр. 34 или упр. 35; упр. 37 или упр. 36; упр. 38 или упр. 39.


Записывают домашнее задание в дневник

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Самооценка учащихся

-3М (3 момента, которые запомнились)

Ставят оценки, отвечают на вопрос.