Вступительное слово: - Отгадайте загадку Его не видно, В руки не взять, Но зато слышно (звук) Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи). Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию). 2. Запись темы урока: - Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока. | Слушают, отвечают на вопросы, называют тему урока, записывают в тетрадь, |
Аналитическая беседа: А сколько вообще есть звуков? Послушайте стихотворение и подумайте можно ли ответить на вопросы, заданные в нём? Сколько на свете звуков? Сколько в снегу – снежинок, Сколько в одежде – дождинок, Сколько в песке – песчинок. Сколько звуков у речи? Сколько струек у речки. На эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры установили, что даже у одного человека, когда он говорит, звуки бес конечно разные. - Чем отличается звук от буквы? - А знаете, ребята, чтобы составить несколько миллионов слов, сколько надо звуков?(42) . - Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи? - Какими могут быть гласные звуки? А согласные? 2. Чтение правила. Орфографическая разминка: стр. 18. | ставят цели и задачи урока; записывают слова орф. р., проверяют, ставят оценки Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой. |
I. Игра «Выбирай-ка». Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика. Жители – хлопаем, не жители – топаем. (Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих, звук, фонетика, окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный гласный). На какие группы делятся звуки речи? Какие звуки являются гласными? (Звуки, состоящие только из голоса, называются гласными.). Какие звуки являются согласными? (Звуки, стоящие из голоса и шума, называются согласными.) 3. Работа над новым материалом Все согласные произносятся с некоторым шумом. Но этот шум выражен в разной степени. Попробуйте произнести звук д Затем звук т В каком случае слышен один шум? Правильно во 2 варианте. Вывод: Согласные звуки, состоящие из только из одного шума ( такие, как т, к, с, ф, п, ш ) называются глухими согласными. А звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса (такие, как б, в, г, д, ж, з ) называются звонкими согласными. Это правило нужно запомнить. В этом правиле есть свои исключения. Исключения эти - согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости . Это, например, глухие согласные х, х, ц,ч, щ они глухие и у них нет звонкой пары. А также исключениями являются сонорные согласные - р, р, л, л, м, м, н, н, й, у них также не бывает пары по глухости/ звонкости. В этих согласных голос преобладает над шумом (звучные).- сонорные. Давайте составим кластер. 4. Читают правило в учебнике. II. Озвончение и оглушение согласных Учитель | В жизни трудящихся звуков Разное может случиться. Могут они оказаться В слабой или сильной позиции. Гласные и согласные Бывают такие опасные: Звук очень ясно слышится, А буква другая пишется. Проникнув в тайны фонемы, Осилим эти проблемы. (А.Т. Арсирий) | Обозначение звонких и глухих согласных на письме Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА. САДЫ САД ПОСАДКА [сады] [сат] [пасатка] Вывод: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением. (Слайд № 8) С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться. просить просьба [прас , ит , ] [проз , ба] Шалаш был рядом с домом. [ж] [з] Вывод:- глухой согласный может заменяться парным звонким перед звонкими согласным. Чтобы не ошибиться в правописании согласной, какое правило должны знать? Итак, ребята, в потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков мы называем фонетическими процессами. О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками упоминается в сказке. | | Чтение сказки | | | Сказка о глухих и звонких согласных. Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают. - Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели? - Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий звук З, а на деле что получается? На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словахперевозка, сказка перед глухими согласными. Может, звук З простудился и голос теряет? - А вы на что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС. Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ: - Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словахкосьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай! Улыбнулся Алфавит: - Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга. О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками упоминается в сказке. Вывод: озвончение и оглушение. Чтение правила в учебнике (стр. 19). | | Играют, выбирая «жителей» Фонетики. Отвечают на вопросы. Составляют кластер по новому материалу. (Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в которой после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р н-р: дуб- бубы, круг- круглый). |