Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Куда мы с вами попадём – Узнаете вы скоро. В известной сказке найдём Помощников весёлых. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка | – Как тикают часы? | – Тик-тик… | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Какой первый звук вы сейчас произносили? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? | – [т]. – Будем знакомиться со звуком [т] и буквой его, обозначающей на письме | Формулируют учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [т] и [т’] (учебник, с. 53) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа | На доске – предметная картинка с изображением цифры 3. – Выполним слого-звуковой анализ слова три. – Выделите начальный звук. – Первый синий квадратик обозначает звук, который не входит в слияние. Это согласный звук (не образует слога, произносится с преградой: язык упирается в верхние зубы), звук [т] твердый. На доске – предметная картинка с изображением цифры 5. Выделите конечный звук [т’]. На схеме последний звук не входит в слияние и обозначен синим квадратиком. | Рассматривают схемы-модели слов три, пять; вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ этих слов | Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [т], [т’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их | Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы |
| | Произнесите слово пять таким образом, чтобы последний звук слышался отчетливо. Звук [т’] согласный (образуется с преградой), мягкий | | | |
2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий» | Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра | – Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [т], поднимаете синюю карточку; если слышите мягкий звук [т’] – зеленую карточку. – Тихо, суббота, тарелка, просить, тигр, тапочки, стихи, ток, тут | Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [т], зеленую карточку – если слышат мягкий звук [т′] | Слышат и различают звуки [т], [т’] в словах. Определяют твёрдость и мягкость согласных в словах | Фронтальный. Игра |
3. Знакомство с буквой Т | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | – Звуки [т] и [т’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Т (тэ). – На что похожа буква Т? Т в антенну превратилась И на доме очутилась. – Выложите букву Т из счетных палочек | Находят букву Т на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из палочек выкладывают букву Т | Находят букву Т на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы покинем этот класс, Станем тиграми сейчас. Ну-ка выпрямись, дружок. Тигр делает прыжок. А теперь еще один. Ну а прыгнув, посидим. Поглядим по сторонам И присядем по местам. | Выполняют движения согласно тексту | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 53) | Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение | – Прочитайте слоги. Как они образовались? – Прочитайте слова. – Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта? | Хором читают слоги. – Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным. – Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным | Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний. Читают слова с ранее изученными буквами | Коллективный. Чтение слогов и слов, устные ответы |
5. Работа с иллюстрацией к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (учебник, с. 52) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа | – Кто изображен на рисунке? – Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? | Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя | Называют животных и растения изображённых на иллюстрациях, составляют о них предложения. Называют знакомые сказки А.С. Пушкина | Фронтальный. Устные ответы |
6. Выразительное чтение отрывка поэмы. Дифференцированное задание (учебник, с. 52) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте выразительно отрывок из поэмы. – На каком дереве была «златая цепь»? – Как автор называет кота? – Что делает кот? | Читают. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку | Понимают смысл читаемого текста. Соотносят текст с иллюстрацией. Распознают букву Т в словах текста | Коллективный. Выразительное чтение, устные ответы |
| | – Найдите в тексте буквы Т. – В какой части слова они находятся? | – Буква Т стоит в начале, в середине и в конце слов | | |
7. Работа с текстом (учебник, с. 53) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте текст, соблюдая интонацию. – Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с большой буквы? – Задайте другу вопросы со словами кто и как | Читают текст. – Имена людей пишутся с большой буквы. Составляют вопросы и задают друг другу | Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Понимают смысл прочитанного. Формулируют вопросы | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Громко тикают часы (ходьба сидя), Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова). В школу нам пора идти (ходьба сидя), Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова). Мы учебники собрали (наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны), Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова). В школу дружно зашагали (ходьба на месте), Тик-так, тик-так (наклоны головы) | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Чтение слов по слогам (учебник, с. 54) | Фронтальная. Словесный, практический. Объяснение учителя, чтение | – Не во всех словах слоги-слияния. Читать будем по слогам. Так, в слове канат – ка на т, прочитываем первый слог-слияния ка, затем слог на протяжно читаем, добавляя звук [т], получается слог нат. Затем слово прочитываем целиком – ка на т. | Слушают объяснение учителя, выполняют аналогичное чтение остальных слов по слогам | Читают слова по слогам. Определяют лексическое значение слов | Фронтальный. Устные ответы, чтение |
2. Работа со словами-антонимами (учебник, с. 54) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, чтение | – Прочитайте предложения. – Чем отличаются нитки от каната? – Слова, обозначающие противоположные значения предметов, называются антонимами. – Назовите слова-антонимы | Читают предложения, отвечают на вопросы. – Канат – толстый. Нитки – тонкие. – Белый – черный, большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий и т. д. | Осуществляют сравнение. Подбирают слова, противоположные по значению | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
3. Работа с текстом (учебник, с. 54) | Фронтальная, индивидуальная, практический. Чтение | – Прочитайте текст. – Вставьте пропущенное слово | Читают текст вслух. Вставляют пропущенное слово по смыслу | Соотносят текст и картинки. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Понимают смысл прочитанного | Фронтальный, индивидуальный. Чтение |
4. Дидактическая игра «Составь рассказ» (учебник, с. 54) | Групповая. Словесный, практический. Дидактическая игра | – Прочитайте слова в рамках. – Составьте рассказ, используя слова | Составляют рассказ с использованием слов – названий растений | Работают в группе: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг друга | Групповой. Рассказ |
5. Игра «Превращение слов» | Парная. Словесный, практический. Игра | Решение анаграмм | Читают слова, согласно цифрам переставляют буквы, образовывают новые слова | Наблюдают над словообразованием слов | Парный. Игра, устные ответы |
6. Разгадывание ребуса | Коллективная. Словесный, наглядный, практический. | – Разгадайте ребус. – Cоставьте рассказ с получившимся словом | – Кот. Составляют рассказ со словом кот | Составляют рассказ, соблюдая логику изложения | Коллективный. Рассказ |
7. Работа с текстом (учебник, с. 55) | Групповая. Словесный, наглядный, практический. Чтение, рассказ, беседа | – Прочитайте текст. Озаглавьте его. – Рассмотрите рисунок к тексту. – Продолжите текст. Дайте имена детям. – С какой буквы пишутся имена детей? | Читают текст, озаглавливают его, рассматривают рисунок. Составляют продолжение рассказа. Отвечают на вопросы учителя | Определяют основную мысль текста, озаглавливают его, продолжают текст на основе рисунка. Объясняют употребление заглавной буквы в написании имен людей | Групповой. Рассказ |
8. Работа с многозначными словами (учебник, с. 55) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, рассказ | – Рассмотрите рисунки, прочитайте слова под рисунками. Что вы заметили? – В одном случае слово каток – в значении «самоходная машина для уплотнения | – Слова пишутся и произносятся одинаково (одинаков ударный слог), а значения слов разные | Наблюдают над многозначностью слов. Определяют разные значения одного слова | Фронтальный. Устные ответы |
| | грунтов, дорожных оснований и покрытий», в другом – каток – «гладкая поверхность льда для катания на коньках». Такие слова называются многозначными | | | |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |