СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Согласный звук [Й΄] и буква И краткое»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Согласный звук [Й΄] и буква И краткое»»

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 0ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

пробного урока русского языка

на тему: «Согласный звук [Й΄] и буква И краткое»

проведенного во 2д классе Гимназии №39 имени Фридриха Шиллера

студенткой 41а группы

специальности 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Чистяковой Ариной Алексеевной



Дата проведения: 1.12.2022 г.

Методист: Рубцова А.Н. /_________

Учитель: Полякова З.В./ __________

Оценка: _________________________



Орел, 2022

Ф.И.О. студента: Чистякова Арина Алексеевна

Тема урока: «Согласный звук [Й΄] и буква И краткое»

Тип урока: открытие нового знания

Класс: 2

Цель: Познакомить учащихся с особенностями буквы Й и звуком [Й΄].

Задачи урока:

Дидактические

Научить слышать звук [й '].

Научить различать способы обозначения согласного звука [Й’] буквами на письме.

Познакомить со способами переноса слов с буквой Й.

Развивающие

Развивать самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания.

Развивать речь, память, мышление, восприятие на слух, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы.

Воспитательные

Воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе, содействовать эстетическому воспитанию школьников.









Этап урока

Образовательная цель урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к учебной деятельности

Выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арина Алексеевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Лучше сокровищ, стократ драгоценней,

Во мгле лихолетий смогли мы сберечь

Созданье народного светлого гения –

Могучую, звучную, сочную русскую речь!

- Этими удивительными словами открывается наш урок. Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

-Открываем рабочую тетрадь, записываем сегодняшнее число, классная работа.

Приветствуют учителя

Записывают в рабочую тетрадь число, классная работа






  1. Актуализация опорных знаний

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Прежде чем изучать новую тему, предлагаю вам вспомнить, с чем вы познакомились ранее.

Назовите правильно буквы: Б П Р Н С З К Й

Произнесите звуки, которые обозначаются этими буквами.

Чем отличается согласный звук от гласного: согласный звук состоит из голоса и шума или только от шума, при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы), согласный звук образует слог только вместе с гласным: кни-га.

Называют буквы и произносят согласные звуки.

Вспоминают чем отличается согласный звук от гласного

  1. Этап выявления места и причины затруднения


Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Предлагаю вам выполнить одно задание. К доске вызывается учащийся и записывает два предложения, остальные записывают в тетрадь.

По дороге домой я увидел зайку.

По дороге домой я увидел заику.

Проанализируем эти предложения. Когда я шел домой, кого встретил? (зайку, заику). Кто такой зайка (животное), а кто заика (человек, который имеет проблемы с речью из-за этого заикается) . Предложения одинаковые? Смысл в этих предложениях один и тот же? Чем различаются эти предложения? (буквами –И-, –Й-).

Эти буквы так похожи, но почему же?

“ Жила была буква И. ходила она и постоянно пела песенки. Но однажды споткнулась, упала и набила большую шишку. От страха она стала заикаться и петь уже не могла. Да и шишка на голове осталась. Подумала буква, подумала и пошла жить к согласным буквам. Но с гласными она и до сих пор дружит.”





Записывают предложение, отвечают на вопросы учителя


Знакомятся с историей появления буквы Й










  1. Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (согласный звук [й] и буква «и краткое»)

- Какую задачу мы поставим перед собой сегодня? (Научиться определять, какими буквами обозначается звук [й']? Записывать слова со звуком [й'] )

Составим план урока:

1) Учиться слышать в словах звук [й'];

2) Научиться определять, какими буквами обозначается звук [й']? записывать слова со звуком [й'];

3) Познакомиться с правилом переноса слова с буквой Й.

- Молодцы! Цель мы поставили, надеюсь, к концу урока мы ее добьемся.


Самостоятельно формулируют цель, тему, план урока






  1. Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение.

 Буква «и краткое» очень интересная, а вот почему, сейчас узнаем.

Произнесите по очереди звуки [И], [Й’]. Отметим все особенности произношения.

И – воздух проходит свободно, произносится голосом.

Й – воздух встречает преграду, произносится с голосом и шумом.

Запомните:

И – гласный звук.

[Й’] – согласный непарный звонкий, непарный мягкий.

Какой же буквой обозначается согласный звук [Й’], узнаем, отгадав загадки.

Фрукт зелёный или красный, Очень вкусный, не опасный, Можем, вместе похрустеть. Этот фрукт полезный съесть! (Яблоко.)

Две команды выступают, Шайбу клюшками гоняют. Эй, ребята, веселей. А игра эта… (хоккей).

Летом шубу серую, а зимою – белую. Носит попрыгайчик, боязливый. (Зайчик).

Выпишем ответы в тетрадь. Найдите букву и краткое в каждом слове. Подчеркните её. Где в слове она находится?(начало, середина, конец).

В русском языке буква «И краткое» пишется на конце слова. Например: чай, май, дай, лай.

Также можно встретить «И краткое» в середине слова перед согласной: лайка, зайка, майка.

Да и в начале слова эта буква встречается, но очень редко. Запомните слова: йод, йогурт, йога, йог.

Произнесём эти слова яблоко(йаблоко), хоккей (хоккей), маяк (майак). Что вы заметили необычного?

Если после согласного звука [Й’] слышите другой согласный звук или согласный звук [Й’] стоит последним – пишите букву «И краткое».

Если после согласного звука [Й’] слышите гласный звук – пишите буквы Е, Ё, Ю, Я, И.

Составим схему, запишем в тетрадь.

Й


один звук два звука


в конце слова (хоккей) в начале слова (ёж)

перед согласным (майка) после гласного (маяк)

после Ъ и Ь (обезьяна)


Научимся находить звук й в словах. Откройте учебники на странице 115 упр. 84, прочитайте условие.

Вставим пропущенные буквы и узнаем, какой звуки или звуки она обозначает.

Яблоко – буква я обозначает звуки [й’ а];

хоккей – буква й обозначает звук [й’];

зайчик – буква й обозначает звук [й’].

Трамвай – буква й обозначает звук [й’];

маяк – буква я обозначает звуки [й’ а];

заяц – буква я обозначает звуки [й’ а].

Ёжик – буква ё обозначает звуки [й’ о];

музей – буква й обозначает звук [й’];

юбилей – буква ю обозначает звуки [й’ у].

Скамейка – буква й обозначает звук [й’];

поездка – буква е обозначает звуки [й’ э];

встречайте – буква й обозначает звук [й’].


Произносят звуки [И], [Й’].


Отмечают особенности произношения


Отгадывают загадки


Записывают в тетрадь ответы


Подчеркивают букву Й


Узнают, где может находиться буква Й


Произносят слова, составляют схему «














Учатся находить звук [Й] в словах



выполняют задание 84 устно




















  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Найдите упражнение 183 на стр.114. Прочитайте условие задания к упражнению.

Иней лёг на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Прочитайте стихотворение. Как вы объясните значение слова иней?

- В каких словах вы слышите звук й? Где находится звук й? Какой буквой обозначен?

- Еще, в каком слове слышится звук й? Где мы его слышим? Какой буквой обозначен?

- Как интересно: звук [й,], а буква Е! Звук спрятался за гласную букву, поэтому его называют звуком-невидимкой.

- Какими ещё буквами может быть обозначен звук [й,]?

 В каких случаях звук [й,] обозначается гласными буквами ЕЁЮЯ?

- Прочитайте стихотворение ещё раз. Произнесите про себя. Напишите по памяти.

- Проверьте по учебнику.

ФИЗМИНУТКА

- Я буду называть слова. Если звук [й,] вначале слова, то хлопаем над головой. Если в середине – перед собой, а если в конце, то хлопаем в ладоши внизу.

Яблоко, воробей, лайка, семья, ёжик, сарай.


Выполняют задние 183


отвевают на вопросы


записывают задание в тетрадь, выделяют буквы, которые обозначают звук [Й]











выполняют физкультминутку


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Откройте учебник на странице 115, найдите упр. 85.

Прочитайте условие к заданию. Выполните задание: спишите первое предложение и выделите в нем грамматическую основу, выпишите из других предложений слова со звуком [й], разделяя слова на слоги.

Хороший снежок урожай сбережёт.

Слова снежок сбережёт являются грамматической основой предложения потому, что:

  • Слово снежок обозначает, о чем говорится в предложении; оно отвечает на вопрос что? Это подлежащее.

  • Слово сбережёт обозначает, что в предложении говорится о подлежащем (о снежке); оно отвечает на вопрос что сделает? Это сказуемое.

По|ли|вай, сла|вный, у|ро|жай.

Как вы понимаете выражения славный урожай, новый урожай, низкий урожай?

Славный урожай – хороший, большой урожай.

Новый урожай – урожай, собранный в этом году.

Низкий урожай – плохой урожай.

Выполняют упражнение самостоятельно


выполняют проверку по эталону


Отвечают на вопрос



  1. Включение нового в систему знаний и повторение

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Работа над упражнением 186, стр. 116.

- Рассмотрите слова. Что вы можете о них сказать? (Они разделены для переноса.)

- Как переносим слова с Й?

- Можно ли эти слова перенести по-другому? Почему?

Слова так разделены потому, что букву й нельзя отрывать от предыдущей буквы при переносе слова.

-Выполните задание в рабочей тетради.

Хо-зяйка, слу-шайте, иг-райте, чи-тайте, здра-вствуйте, по-жалуйста (пожа-луйста), уро-жайный (год), трам-вайный (путь), ко-пейка.


. отвечают на вопросы учителя

выполняют задние 186

  1. Рефлексия учебной деятельности

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия


 Вернёмся к нашим целям и оценим свою работу. (заполнение карточек)

- Кто как научился слышать звук й в словах? Отметьте на шкале.

- Кто знает, какими буквами может обозначаться звук [й,]? Отметьте на шкале.

- Кто умеет переносить слова с буквой Й? Отметьте на шкале.

- Продолжите предложение: Урок мне ... , потому, что... .

Мне понравилось, как работал на уроке ..., потому что... .

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на уроке. Большое вам спасибо!

Домашнее задание упр 187 стр.116

Оценивают свою работу на уроке.






Записывают домашнее задание.