специальности 44.02.02.
Методист: Рубцова А.Н. /_________
Этап урока | Образовательная цель урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности | Выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арина Алексеевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Лучше сокровищ, стократ драгоценней, Во мгле лихолетий смогли мы сберечь Созданье народного светлого гения – Могучую, звучную, сочную русскую речь! - Этими удивительными словами открывается наш урок. Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. -Открываем рабочую тетрадь, записываем сегодняшнее число, классная работа. | Приветствуют учителя Записывают в рабочую тетрадь число, классная работа |
Актуализация опорных знаний | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Прежде чем изучать новую тему, предлагаю вам вспомнить, с чем вы познакомились ранее. Назовите правильно буквы: Б П Р Н С З К Й Произнесите звуки, которые обозначаются этими буквами. Чем отличается согласный звук от гласного: согласный звук состоит из голоса и шума или только от шума, при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы), согласный звук образует слог только вместе с гласным: кни-га. | Называют буквы и произносят согласные звуки. Вспоминают чем отличается согласный звук от гласного |
Этап выявления места и причины затруднения | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | Предлагаю вам выполнить одно задание. К доске вызывается учащийся и записывает два предложения, остальные записывают в тетрадь. По дороге домой я увидел зайку. По дороге домой я увидел заику. Проанализируем эти предложения. Когда я шел домой, кого встретил? (зайку, заику). Кто такой зайка (животное), а кто заика (человек, который имеет проблемы с речью из-за этого заикается) . Предложения одинаковые? Смысл в этих предложениях один и тот же? Чем различаются эти предложения? (буквами –И-, –Й-). Эти буквы так похожи, но почему же? “ Жила была буква И. ходила она и постоянно пела песенки. Но однажды споткнулась, упала и набила большую шишку. От страха она стала заикаться и петь уже не могла. Да и шишка на голове осталась. Подумала буква, подумала и пошла жить к согласным буквам. Но с гласными она и до сих пор дружит.” | Записывают предложение, отвечают на вопросы учителя Знакомятся с историей появления буквы Й |
Построение проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. | - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (согласный звук [й] и буква «и краткое») - Какую задачу мы поставим перед собой сегодня? (Научиться определять, какими буквами обозначается звук [й']? Записывать слова со звуком [й'] ) Составим план урока: 1) Учиться слышать в словах звук [й']; 2) Научиться определять, какими буквами обозначается звук [й']? записывать слова со звуком [й']; 3) Познакомиться с правилом переноса слова с буквой Й. - Молодцы! Цель мы поставили, надеюсь, к концу урока мы ее добьемся. | Самостоятельно формулируют цель, тему, план урока |
Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение. | Буква «и краткое» очень интересная, а вот почему, сейчас узнаем. Произнесите по очереди звуки [И], [Й’]. Отметим все особенности произношения. И – воздух проходит свободно, произносится голосом. Й – воздух встречает преграду, произносится с голосом и шумом. Запомните: И – гласный звук. [Й’] – согласный непарный звонкий, непарный мягкий. Какой же буквой обозначается согласный звук [Й’], узнаем, отгадав загадки. Фрукт зелёный или красный, Очень вкусный, не опасный, Можем, вместе похрустеть. Этот фрукт полезный съесть! (Яблоко.) Две команды выступают, Шайбу клюшками гоняют. Эй, ребята, веселей. А игра эта… (хоккей). Летом шубу серую, а зимою – белую. Носит попрыгайчик, боязливый. (Зайчик). Выпишем ответы в тетрадь. Найдите букву и краткое в каждом слове. Подчеркните её. Где в слове она находится?(начало, середина, конец). В русском языке буква «И краткое» пишется на конце слова. Например: чай, май, дай, лай. Также можно встретить «И краткое» в середине слова перед согласной: лайка, зайка, майка. Да и в начале слова эта буква встречается, но очень редко. Запомните слова: йод, йогурт, йога, йог. Произнесём эти слова яблоко(йаблоко), хоккей (хоккей), маяк (майак). Что вы заметили необычного? Если после согласного звука [Й’] слышите другой согласный звук или согласный звук [Й’] стоит последним – пишите букву «И краткое». Если после согласного звука [Й’] слышите гласный звук – пишите буквы Е, Ё, Ю, Я, И. Составим схему, запишем в тетрадь. Й один звук два звука в конце слова (хоккей) в начале слова (ёж) перед согласным (майка) после гласного (маяк) после Ъ и Ь (обезьяна) Научимся находить звук й в словах. Откройте учебники на странице 115 упр. 84, прочитайте условие. Вставим пропущенные буквы и узнаем, какой звуки или звуки она обозначает. Яблоко – буква я обозначает звуки [й’ а]; хоккей – буква й обозначает звук [й’]; зайчик – буква й обозначает звук [й’]. Трамвай – буква й обозначает звук [й’]; маяк – буква я обозначает звуки [й’ а]; заяц – буква я обозначает звуки [й’ а]. Ёжик – буква ё обозначает звуки [й’ о]; музей – буква й обозначает звук [й’]; юбилей – буква ю обозначает звуки [й’ у]. Скамейка – буква й обозначает звук [й’]; поездка – буква е обозначает звуки [й’ э]; встречайте – буква й обозначает звук [й’]. | Произносят звуки [И], [Й’]. Отмечают особенности произношения Отгадывают загадки Записывают в тетрадь ответы Подчеркивают букву Й Узнают, где может находиться буква Й Произносят слова, составляют схему « Учатся находить звук [Й] в словах выполняют задание 84 устно |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Найдите упражнение 183 на стр.114. Прочитайте условие задания к упражнению. Иней лёг на ветви ели, Иглы за ночь побелели. Прочитайте стихотворение. Как вы объясните значение слова иней? - В каких словах вы слышите звук й? Где находится звук й? Какой буквой обозначен? - Еще, в каком слове слышится звук й? Где мы его слышим? Какой буквой обозначен? - Как интересно: звук [й,], а буква Е! Звук спрятался за гласную букву, поэтому его называют звуком-невидимкой. - Какими ещё буквами может быть обозначен звук [й,]? В каких случаях звук [й,] обозначается гласными буквами ЕЁЮЯ? - Прочитайте стихотворение ещё раз. Произнесите про себя. Напишите по памяти. - Проверьте по учебнику. ФИЗМИНУТКА - Я буду называть слова. Если звук [й,] вначале слова, то хлопаем над головой. Если в середине – перед собой, а если в конце, то хлопаем в ладоши внизу. Яблоко, воробей, лайка, семья, ёжик, сарай. | Выполняют задние 183 отвевают на вопросы записывают задание в тетрадь, выделяют буквы, которые обозначают звук [Й] выполняют физкультминутку |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Откройте учебник на странице 115, найдите упр. 85. Прочитайте условие к заданию. Выполните задание: спишите первое предложение и выделите в нем грамматическую основу, выпишите из других предложений слова со звуком [й], разделяя слова на слоги. Хороший снежок урожай сбережёт. Слова снежок сбережёт являются грамматической основой предложения потому, что: Слово снежок обозначает, о чем говорится в предложении; оно отвечает на вопрос что? Это подлежащее. Слово сбережёт обозначает, что в предложении говорится о подлежащем (о снежке); оно отвечает на вопрос что сделает? Это сказуемое. По|ли|вай, сла|вный, у|ро|жай. Как вы понимаете выражения славный урожай, новый урожай, низкий урожай? Славный урожай – хороший, большой урожай. Новый урожай – урожай, собранный в этом году. Низкий урожай – плохой урожай. | Выполняют упражнение самостоятельно выполняют проверку по эталону Отвечают на вопрос |
Включение нового в систему знаний и повторение | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Работа над упражнением 186, стр. 116. - Рассмотрите слова. Что вы можете о них сказать? (Они разделены для переноса.) - Как переносим слова с Й? - Можно ли эти слова перенести по-другому? Почему? Слова так разделены потому, что букву й нельзя отрывать от предыдущей буквы при переносе слова. -Выполните задание в рабочей тетради. Хо-зяйка, слу-шайте, иг-райте, чи-тайте, здра-вствуйте, по-жалуйста (пожа-луйста), уро-жайный (год), трам-вайный (путь), ко-пейка. | . отвечают на вопросы учителя выполняют задние 186 |
Рефлексия учебной деятельности | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Вернёмся к нашим целям и оценим свою работу. (заполнение карточек) - Кто как научился слышать звук й в словах? Отметьте на шкале. - Кто знает, какими буквами может обозначаться звук [й,]? Отметьте на шкале. - Кто умеет переносить слова с буквой Й? Отметьте на шкале. - Продолжите предложение: Урок мне ... , потому, что... . Мне понравилось, как работал на уроке ..., потому что... . - Ребята, мне понравилось, как вы работали на уроке. Большое вам спасибо! Домашнее задание упр 187 стр.116 | Оценивают свою работу на уроке. Записывают домашнее задание. |