Тема: Согласный звук [Й’] и буква И краткое.
Цели:
Познакомить учащихся с особенностями буквы й.
Научить слышать звук [й ']; обозначать звук [й '] буквами й, е, ё, ю, я.
Аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Планируемые результаты:
- личностные:
формировать ценностное отношение к русскому языку;
формировать адекватную позитивную самооценку и самовосприятие;
выражать положительное отношение к процессу познания;
развивать навыки доброжелательного отношения к товарищам.
- предметные:
повторить правило проверки безударной гласной в корне слова;
продолжить формирование навыка работы со словарями;
уточнить представления учащихся о согласном звуке [Й’];
различать способы обозначения согласного звука [Й’] буквами на письме;
формировать опыт звуко - буквенного анализа слов со звуком [й’] и буквой й;
использовать правило при переносе слов с буквой “и краткое”;
формировать орфографическую зоркость;
- метапредметные:
формировать умение анализировать, обобщать материал;
формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;
формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
Оборудование:
1. Мотивация.
Цель: Положительный настрой учащихся на активную деятельность.
- Я пришёл на урок с …
- На уроке я хочу …
- На уроке я постараюсь …
Девиз нашего урока: Русский язык – это познавательно и увлекательно!
2. Актуализация знаний.
- Записать число, классная работа.
1. Работа со словарными словами.
Магазин, молоко, одежда, пальто, сапоги.
- Вспомнить, с какими словами познакомились на предыдущем уроке.
- Объяснить их лексическое значение.
- Составить словосочетания со словарными словами.
-Записать (проговаривание), выделить орфограммы.
2. Повторение изученного материала.
Цель: Повторить правописание безударных гласных в однокоренных словах.
- Прочитайте, записанные на доске слова.
Л…сок, л…сной, л…сник, л…систый.
- Кто догадался, что нужно сделать?
- Как проверить безударную гласную?
- Какое слово будет проверочным? Запишем сначала проверочное слово, затем проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы.
- Что ещё вы можете сказать об этих словах? (они однокоренные)
- Выделите в них корень.
3. Самоопределение к деятельности.
К нам сегодня на урок
Из леса прискакал зверёк.
Он пушистый, длинноухий,
Хвост его – комочек пуха.
Кто же это? Угадай-ка!
Ну конечно, это … (зайка)
- Однажды с Зайкой произошла неприятная история. Он построил себе новый дом и повесил вывеску со своим именем. Но когда к нему пришли гости, раздался смех. Почему же гости смеялись? Слайд 1
- О чём будем говорить сегодня на уроке? (буква Й и звук [Й']) Слайд 2
- Эта тема для нас новая? (нет)
- Сегодня мы вспомним то, что знаем о звуке [й'] и букве Й.
4. Работа по теме урока.
- Вспомните, что вы знаете про звук [й'].
- Какой буквой мы обозначаем звук [й']?
- Теперь Зайка дружит с буквой й и звуком [й']. Он часто играет со звуком [й'] в прятки. Этот звук непростой, он часто надевает шапку-невидимку.
- Зайка предлагает поиграть вместе с ним и узнать, какие буквы «скрывают» от нас звук [Й'].
- За какими же буквами может скрываться звук [й']?
- Когда эти буквы прячут звук [й']?
Вывод: звук [Й'] часто «скрывается» за буквами Е, Ё, Ю, Я, если те стоят в начале слова, после мягкого или твёрдого знака, или после гласных.
ФИЗМИНУТКА
5. Первичное закрепление.
Работа с учебником.
- Откройте учебник на странице 115.
- Найдите упражнение 184 и прочитайте задание.
- Выполните упражнение.
- Проверка. Какие звуки обозначают эти буквы?
6. Работа в парах.
Игра «Собери слова».
Майка, стройка, скамейка, хозяйка, чайник, шайба.
- Вспомните, как переносить слова с буквой и краткое?
- Запишите слова, разделив их для переноса.
Памятки для слабых.
- Проверка.
Развитие речи.
- Составить предложение из слов.
Воробей, скачет, веткам, озорной, по, ели
Проверка.
- Подчеркнуть мягкие согласные.
Проверка.
7. Итог урока.
- Что вспомнили на уроке?
- Почему звук [й'] называют невидимкой?
8. Рефлексия.
- На уроке мне …
- Я научился …
- Теперь я могу …
- У меня получилось …
- Урок я заканчиваю …