Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. – Проверим готовность к уроку. Чистоговорка: | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка | – Как воздух выходит из шарика? | – С-с-с | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Какой звук вы произнесли? – Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [с] | – С-с-с. Слушают учителя | Принимают учебную задачу | Фронтальный. Наблюдение учителя |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [с] и [с’] (учебник, с .45) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа | Учитель показывает рисунки с изображением леса, лося. – Что изображено на рисунках? – Найдите на с. 45 схемы-модели данных слов и выполните слого-звуковой анализ слов лес, лось. – Охарактеризуйте звук [с]. – Гласный или согласный звук [с] | Рассматривают рисунки. – Лес, лось. Выполняют слого-звуковой анализ слов. – В слове лес твердый звук [с], в слове лось мягкий звук [с’]. –Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду | Выполняют слого-звук-вой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [с], [с’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их. Слышат и различают звуки [с], [с’] в словах. Обозначают твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях | Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы |
2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий» | Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра | – Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [с], поднимаете синюю карточку; если слышите | Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [с], | Определяют твёрдость и мягкость согласных в словах | Фронтальный. Игра |
| | мягкий звук [с’] – зеленую карточку. – Сад, карась, рис, колос, бусы, синий, суп, сосна, осина | зеленую карточку – если слышат мягкий звук [с’] | | |
3. Знакомство с буквой С | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | – Звуки [с] и [с’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой с (эс). – На что похожа буква С? Шел конь, Подковами звеня. Как буква С Следы коня. – Сделайте букву С из проволоки | Находят букву С на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из проволоки делают букву С | Распознают букву С на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | «Строители» – А теперь представьте себя строителями. – У вас ведро краски в руках, поднимаем его вверх. Опускаем вниз | «Поднимают ведро с краской» (напряжение) и «опускают его» (расслабление) | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Чтение слогов и слов. Составление предложений (учебник, с. 45) | Коллективная. Словесный, практический. Объяснение, чтение, беседа | – Прочитайте слоги-слияния. – Посмотрите на слова. Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным | Хором читают слоги. Слушают объяснение учителя и смотрят на слова. | Соотносят новые звуки и букву С, их обозначающую; делают вывод о том, что звуки [с], [с’] обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдают работу буквы | Коллективный. Чтение слогов, слов, составление предложений. Устные ответы |
| | – Обратите внимание на пары слов, сравните их: осина – осины; сосна – сосны. – Что заметили? – Одно – единственное число; много – множественное число – Придумайте с этими словами предложения. – Прочитай текст. Продолжите рассказ | – Одна – много Придумывают предложения со словами осина, осины; сосна, сосны. – Нина у осины. Инна у сосны. – Ау, Ни-на! Ау! | гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и). Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Наблюдают над изменением формы слова | |
5. Работа над выразительностью речи. Чтение стихотворения И. Бунина «Русь» (учебник, с. 45). Дифференцированное задание | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте стихотворение. – Почему поэт говорит о лесе «…терем расписной»? – В какое время года лес «…лиловый, золотой, багряный»? – Выучите стихотворение | Читают стихотворение, отвечают на вопросы, заучивают наизусть стихотворение | Понимают смысл читаемого стихотворения; привлекают имеющиеся знания из собственного опыта. Выразительно читают стихотворение | Коллективный. Чтение, устные ответы |
6. Работа с пословицами (учебник, с. 44) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Как вы понимаете смысл пословицы: «Старый друг лучше новых двух»? | Отвечают на вопрос учителя | Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение | Фронтальный. Устные ответы |
7. Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 44) | Групповая. Словесный, практический, наглядный. Беседа, рассказ | – Что изображено на картинке? Расскажите. – Назовите слова со звуками [а], [о], [ы], [и], [у], [н], [н’]. – Какие деревья растут в лесу? – Что девочки делают в лесу? – Что с ними случилось? – Прочитайте предложения | Рассматривают картинку, рассказывают по ней, отвечают на вопросы, называют слова с названными звуками; перечисляют известные деревья. – Нина! Ау! Ау! | Составляют рассказ по сюжетной картинке. Привлекают информацию, полученную ранее из собственного наблюдения, жизненного опыта. Читают предложения, соблюдая интонацию | Групповой. Рассказ по картинке, устные ответы |
8. Отгадывание загадок. Дифференцированное задание | Фронтальная. Словесный. Отгадывание загадки, беседа | – Отгадайте загадку: Зимой и летом одним цветом. – Что вместо листьев у этих деревьев? – Как называются такие деревья? | – Сосна, ель. – Хвоя. – Хвойные | Анализируют загадку, устанавливают причинно-следственные связи; привлекают имеющиеся знания из собственных наблюдений | Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно, веселее. По коленочкам ударим Тише, тише, тише. Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились Ниже опустились. Покружились, повертелись | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
| | И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем. Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | | | |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа с пословицами (учебник, с. 44) | Парная, фронтальная. Словесный, практический. Беседа, поиск букв | – Найдите в пословицах буквы С. Сколько их? – Почему так говорят..? – В какой части слова стоят буквы С? | Находят буквы, считают. – В начале и в середине слов | Осуществляют взаимопроверку друг друга. Находят слова с буквой С в тексте пословиц. Объясняют смысл пословиц | Парный. Распознание буквы С. Устные ответы |
2. Дидактическое упражнение (учебник, с. 46) | Групповая. Словесный, практический. Беседа, чтение | – Какие слова спрятались в схемах? – Прочитайте предложение. Объясните правописание буквы С | – Оса, сани, насос, сосна. – Заглавные буквы в начале предложения и в имени девочки | Работают в группе; произносят слова отчетливо, внимательно слушают ответы товарищей | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
3. Дидактическая игра «Покорение вершин» (учебник, с. 46) | Групповая. Практический. Игра | – Кто больше составит слов из слогов? | Составляют слова из слогов | Осуществляют взаимопроверку; оценивают правильность ответов | Групповой. Устные ответы |
4. Игра «Что изменилось?» | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, чтение | – Прочитайте предложения. Сравните слова. Что меняется в словах, когда обозначается один или много предметов? – Поменяйте буквы местами, прочитайте новые слова | – Нина! Осы! Осы! – Оса, осы. В конце слова появляется буква ы во множественном числе. Образовывают новые слова | Наблюдают над изменением формы слова. Осуществляют словообразование | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5. Чтение стихотворения В. Берестова. Дифференцированное задание | Фронтальная, индивидуальная. Чтение, беседа | – Прочитайте стихотворение. – Назовите слова, в которых есть буква с | Читают стихотворение, называют слова с буквой с | Понимают смысл прочитанного стихотворения, распознают букву с в словах | Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы |
6. Дидактическая игра (учебник, с. 47) | Коллективная. Практический. Дидактическая игра | – Прочитайте слова. – Продолжите перечисление | Читают слова. – Слон – слоненок, лиса – лисенок, кот – котенок | Наблюдают за изменением формы слова | Коллективный. Чтение, устные ответы |
7. Работа с рисунками, со словарем (учебник, с. 46) | Фронтальная. Словесный, практический, наглядный. Беседа, работа с рисунками | – Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова. – Знаете ли вы, что такое ось? Посмотрите в словаре | Рассматривают рисунки, читают слова. Высказывают свое мнение | Учатся пользоваться словарем для решения учебной задачи | Фронтальный. Устные ответы |
8. Разбор анаграмм (учебник, с. 46) | Фронтальная. Словесный, практический. Разбор анаграмм | – «Анаграмма» – перестановка букв в слове для образования нового слова. – Составьте новое слово, переставив буквы согласно цифрам | Слушают объяснение учителя. – Сосна – насос. – Насос – сосна | Осуществляют словообразование | Фронтальный. Устные ответы |
9. Работа с «лентой букв» | Индивидуальная. Словесный. Беседа | – Где на «ленте букв» расположена буква С? Почему? | – На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная и строчная буквы | Определяют место изученной буквы на «ленте букв» | Индивидуальный. Устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы | Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей деятельности |
| | – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? | | урока. Оценивают свою работу на уроке | |