СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласование существительного с глаголом в числе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия формирование практических навыков согласования глаголов настоящего времени с именами существительными в числе.

Просмотр содержимого документа
«Согласование существительного с глаголом в числе»

Тема: «Согласование существительного с глаголом в числе»

Цель: формирование практических навыков согласования глаголов настоящего времени с именами существительными в числе.
Задачи:
1. Образовательная: учить словоизменению глаголов, согласованию глаголов с именами существительными;
2. Коррекционная: развитие и совершенствование навыков грамматического оформления речи, формирование практических навыков словоизменения;
3. Воспитательная: воспитывать интерес к изучению родного языка, формировать положительную мотивацию школьной деятельности.

Ход занятия:

1.Орг. момент.

-Артикуляционная гимнастика

-Упражнения на дыхание

2. Знакомство с темой занятия.

На доске записаны предложения:
Мальчик читает. Мальчики читают.
Демонстрируются картинки, иллюстрирующие эти предложения.
- Ребята, прочитайте предложения и понаблюдайте, как изменяется форма глагола в зависимости от числа существительного.
- Какая часть слова изменилась?
- Итак, сегодня мы будем работать над согласованием существительных с глаголами в числе. - Когда существительное обозначало один предмет – было слово «читает», а когда несколько – «читают».
- Изменилось окончание у глагола.

3. Изучение нового материала.
Ребята, мы отправляемся в путешествие по стране Грамматика.
Послушайте сказку:
- В стране Грамматика жил - был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый должен обязательно приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастье искать. По пути он встретил Существительное. Оно горько плакало, потому что не знало, для чего живет. Пошли они уже дальше вместе и встретили Прилагательное: грустное, тихое, молчаливое, одинокое. И тут Глагол вспомнил, что счастье и богатство лишь в труде. Дальше их путь был вместе за поисками счастья.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном сказочном городе Грамматика. Там все что - то делали, трудились - скучать было некогда.
Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении.
Давайте поможем нашим друзьям подружиться, согласоваться в предложении.
А) Соедините слова из первого столбика с подходящими по смыслу словами из второго столбика. Получившиеся словосочетания запишите в тетрадь.
Цветут Гром
Растёт Ромашки
Прыгают Малина
Гремит Облака
Плывут Кузнечики Дети внимательно слушают сказку.
Цветут ромашки, растёт малина, прыгают кузнечики, гремит гром, плывут облака.
4. Работа на уровне словосочетания. Глагол - хороший работник: всегда при деле, всегда с кем-то связан, но как ему подружиться, согласоваться с существительным? Приходится глаголу брать взаймы род и число у существительного, и оно охотно делится с глаголом своими формами, ведь он так привлекателен в общении.
* Прочитайте. Выпишите глаголы вместе с существительными, с которыми они связаны. Напишите вопросы к глаголам.
Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок - огонёк.
Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Горят огоньки.
(Е. Благинина)
Определите число у глаголов.
*По ходу выполнения задания, учитель следит за правильностью его выполнения, оказывает помощь слабоуспевающим ученикам. Если ученик выписывает не то слово, совместно с учителем повторяют, что такое глагол, на какие вопросы отвечает эта часть речи, что обозначает; с каким существительным связан данный глагол.
Денёк (что делает?) хрустит.
Цветок (что делает?) стоит.
Лепестки (что делают?) цветут.
Огоньки (что делают?) горят.

5. Практическое закрепление материала занятия

* Поставьте глаголы и существительные *Узнайте предмет по действию.
во множественном числе. Светит, сияет, греет (что?)
В саду кричит грач. Прыгают, чирикают, дерутся (кто?)
Звонко поёт жаворонок. Вянут, желтеют, опадают (что?)
Воробей прыгает по дорожке. Бегает, прыгает, лает (кто?)
Гудит пчела в кусте сирени. Моросит, накрапывает, льёт (что?)
Блестит солнечный луч. Свищет, дует, воет (что?)
Выделите окончания глаголов. 
6. Работа с текстом.

Составьте рассказ по картине «Гроза», используя следующие глаголы: гремит, сверкает, поднимается, льёт, качаются, шумят. Ученики придумывают рассказ на тему «Гроза», записывают его в тетрадь.
Например: «Стоял жаркий летний день. Вдруг загремел гром. На небе сверкнула молния. Поднялся сильный ветер. Закачались деревья у дороги, зашумели листвой. Ребята поспешили домой…»

7. Итог занятия

- Как изменяются глаголы в зависимости от того, с существительным в каком числе они согласуются?

-Приведите примеры.