Литературно-музыкальная композиция
100-летию со дня рождения Найданова Р.Ц посвящается…
Слайд 1 Фото Р.Ц.Найданова …Недаром ты металась и горела,
Развитием спеша,
Оставив на земле живое дело,
Мятежная душа…
Слайд 2 « Согревал теплом своего сердца…»
Вед. 1 Жизнь, прожитая достойно измеряется не годами. Есть люди, судьбы которых
словно яркие звезды, которые светят еще долго, хотя человека уже и нет среди нас. За
свою долгую жизнь Радна Цыретарович Найданов успел многое сделать для своих земляков и для всей республики. Для многих он и сегодня остается эталоном умного, грамотного руководителя и просто хорошего человека.
Вед.2 Если уж дано жить и творить, то это право необходимо использовать с полной отдачей – верно служить всему живому на земле…
…Веселому стрижу, высокому орлу,
Багульнику в лесу,
Ручью в апрельском рву,
Соседу моему за тонкою стеной,
Делящему со мной и труд
И сон земной.
Я послужу им всем, я поделюсь с теплом,
Чтоб с чистою душой
Явиться к вам потом…
( слайд фото отца – «Больше знать, лучше делать»)
Вед.1 Радна Цыретарович родился в ноябре 1913 года в селе Сагаан -Жалга Селенгинского района в семье механизатора.
Маленьким мальчиком обучался в Тамчинском дацане старомонгольскому языку. После революции учился в обычной школе, был смышленым и любознательным учеником.
Вед.2 Истоки его высокой внутренней культуры, внимательного и бережного отношения к людям -- в семье.
Его отец, Цыретор Найданович Найданов - активный участник социальных преобразований 20 века, свидетель трех революций, двух мировых и гражданской войн.
Сын потомственного животновода, мастера-умельца не остался в стороне в борьбе за новую жизнь.«Больше знать, лучше делать» - таким был девиз семьи Найдановых.
Любовь к народу и к родным просторам!
Без них мы все, как без корней сосна,
Как ствол без веток, как без листьев ветка –
И счастье на порог не ступит твой!
Люби народ и землю беззаветно
И будь любим народом и землей!
Вед. 1 Учителем его сделало время, с которым он шел в ногу, может быть, даже опережая его. В преподавательской деятельности руководствовался правилом: «Искать, творить, уметь!»
(Слайд ---- «Искать, творить, уметь!»)
Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство - когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Вед.2 Отличное знание своего предмета, методическое мастерство, эрудиция учителя высоко оцениваются учащимися. Большое уважение проявляют ученики именно к мастерам своего дела. Ведь он учил их…
Усердно цифры в клеточках писать,
Чертить круги, задачи сложные решать
И разгадать вселенскую загадку,
Лишь заглянув в обычную тетрадку.
Законам алгебры доверить мироздание,
Почувствовать себя божественным созданием,
Пройти по лабиринтам сложного пути
И в алгебре призвание найти.
Вед. 1 Не просто вложить в головы детей премудрости наук. Ведь открывая ребенку этот таинственный мир знаний, учитель учит его жить в нем.
Радна Цыретарович многое умел сам: мог заменить шофера, отличный слесарь, столяр, механик.
В 40-е годы он перевел на бурятский язык учебники математики А.П.Киселева и Ларичева.
Вед.2 Когда в 60-е годы заговорили в школах о кабинетной системе, он с увлечением ухватился за новую идею и взялся за оборудование кабинета математики: усовершенствовал классную доску, появились механизированные затемнения, своими руками смастерил большое количество наглядных пособий. Сохранилась тетрадь, в которой дано подробное описание кабинета.
(Слайд – «Он дал нам крылья…»
Суть учительской работы
Многогранна, но проста:
Строить нам доверил кто-то
Душу с чистого листа.
Жизнь учителя, как книга –
Что страничка, то сюжет.
Не должно быть здесь загибов,
Самый главный наш предмет –
Это маленькие дети,
Жизнь вручила нам билет,
Самый важный на планете,
И его дороже нет!
Смысл учительской работы -
Научить и воспитать,
Проявляя такт, заботу,
Всё, что знаешь сам, отдать.
И какое будет чудо,
Если твой же ученик,
Говоря: «Вас не забуду»,
Ставит «пять» тебе в дневник!
Вед.1 Коллеги Радны Цыретаровича всегда встречали готовность учащихся познавать - во всеоружии. Как могли они остаться равнодушными к физике в механизированном кабинете, который оборудовал Сергей Цыренович Ломбоев.
Доржи Рабданович Очиров, Бимба Агванович Раднаев вложили много труда и смекалки в оснащении кабинетов, использовали в преподавании все новинки, введенные в школе. Их девизом было: «Трудиться с еще большей энергией!»
Вед.2 Предметная неделя, олимпиады, конкурсы, турниры – самые интересные, самые массовые мероприятия в школе. Для загустайских математиков разных поколений характерна уникальная способность – растревожить умы учащихся мечтой, увлечь ею, повести за собой. Наверно, не случайно в школе всегда было и есть много поклонников царицы наук.
Математика и лирика…
Это ложь, что в науке поэзии нет…
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке прильнув, математик…
Настоящий ученый, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть!
(Слайд – «Светлый образ – в моей памяти…»
Учитель наш, когда ты с нами был,
Мы так тебя в глаза не называли.
Ты громких слов в свой адрес не любил,
И мы об этом с малолетства знали.
Ты громких слов на ветер не бросал.
Но ты умел простым обычным словом
Творить подчас такие чудеса,
Что мы поверить в волшебство готовы.
Ты мастерства секреты не таил,
Упрямо веря в наше поколенье.
Земля, которой песни ты дарил,
Тебе для них дарила вдохновенье.
Вед. 1 Из воспоминаний учеников, коллег и выпускников Радны Цыретаровича:
«Более интересного собеседника не найдешь. Он расскажет многое о родном крае, он может поспорить о вещах, далеких от математики, например, о фразеологии и лексике русского и бурятского языков» (из публикаций корреспондента газеты Л.Михайловой
«Самые светлые воспоминания у меня остались от вечера, посвященного 150-летию со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина. …эти мероприятия заранее готовились под непосредственным руководством Радны Цыретаровича. У этого человека всегда на первом месте было чувство ответственности за любую работу» (Е.Герасимоd
Радна Цыретарович – «…пример подлинного народного учителя. Это – высококультурный, высокообразованный человек, действующий по принципу: «Все человеческое мне не чуждо», умеющий все делать, создавать своими руками…» (Б.Нехуров – Заслуженный учитель школы Бур.АССР и РФ)
«На протяжении всего урока у него чувствуется искренний интерес к детским знаниям, к их усилиям. С его лица не сходила благожелательная улыбка. …До седых волос не угаснет в глазах восторг при воспоминании о своем учителе…» (Ринчин Гомбоевич Балданов, ученик, член Союза журналистов России)
(Слайд - Сквозь призму лет и расстояний…)
Особое сословье
Когда на свет рождается учитель,
На небе загорается звезда.
Следит за этим грамотный смотритель,
Он фальши не допустит никогда.
Учителя – особое сословье,
Тот мир, где самый веский аргумент –
Ни злато, ни копилка, ни здоровье,
А тихий звук души и тот момент,
Когда, пройдя сквозь адский круг сомнений,
Борясь с противоречием в себе,
Увидишь, результат своих творений,
Заметишь славный поворот в судьбе.
Вед.2 «Кого удивишь моей биографией? Это судьба, характернейшая для нашей советской действительности. Могу только сказать о себе: я Счастлив! У меня есть любимая работа. Мои заслуги отмечены – присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР»
Вед.1 Радна Цыретарович – «…не только талантливый педагог, но и человек, глубоко разбирающийся в вопросах философии, этнографии, востоковедения, истории, краеведения; знаток старомонгольского и бурятского языков».
Сегодня Бимба Батуевич Пурбуев, так же как и Радна Цыретарович, не по обязанности, а по зову сердца занимается изучением родного края, продолжая славные традиции своего коллеги.
Вед. 2 Его земляки с интересом читали в газете «Красная Селенга» содержательные очерки о происхождении селенгинских бурят.
В последние годы своей жизни работал сельским корреспондентом районной газеты, находил время обучать желающих старомонгольской письменности, перевел с русского на бурятский язык «Сокровенное сказание» - литературное сокровище средневековой монгольской летописи.
Вед.1 Небольшого роста, сухощавый, подтянутый, добрый и строгий, рассудительно справедливый, хозяйски беспокойный - Таким он останется в нашей памяти, отдавшим жар души детям…
Вед.2 И сегодня живет на земле красота, созданная его стараниями, трудом. Значит, и его жизнь продолжается… в делах коллег, родных и близких.
.(музыка из передачи «От всей души») слайды близких