СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Союз как часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Союз как часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы.  Сочинительные и подчинительные союзы.

Просмотр содержимого документа
«Союз как часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении.»

Союз как часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении.   Простые и составные союзы.   Сочинительные и подчинительные союзы .

Союз как часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы .

 Цели урока  показать союз как часть речи  познакомить учащихся с группами  сочинительных и подчинительных союзов  познакомить со строением союзов  выяснить его роль в предложении и тексте

Цели урока

  • показать союз как часть речи
  • познакомить учащихся с группами

сочинительных и подчинительных союзов

  • познакомить со строением союзов
  • выяснить его роль в предложении и тексте
 Задачи Образовательные: обобщить все сведения о союзе как части речи; совершенствовать умение опознавать союзы в предложении; учиться различать разряды союзов и типы предложений, в которых они употреблены. Развивающие : развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха. Воспитывающие : воспитание любви к русскому языку, привитие интереса к его познанию; воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

Задачи

Образовательные: обобщить все сведения о союзе как части речи; совершенствовать умение опознавать союзы в предложении; учиться различать разряды союзов и типы предложений, в которых они употреблены.

Развивающие : развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха.

Воспитывающие : воспитание любви к русскому языку, привитие интереса к его познанию; воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

 Из истории СОЮЗА союз Coniunctio (лат.)   -  название союз появилось в русском языке в 17 веке  - существует около 250 слов и словосочетаний,  выступающих в функции союзов и союзных слов  - по частоте употребления союз занимает 7 место после существительного, глагола, местоимения, предлога, прилагательного и наречия. - чаще всего употребляются союзы и, а, или

Из истории СОЮЗА

союз

Coniunctio (лат.)

- название союз появилось в русском языке в 17 веке

- существует около 250 слов и словосочетаний,

выступающих в функции союзов и союзных слов

- по частоте употребления союз занимает 7 место

  • после существительного, глагола, местоимения, предлога, прилагательного и наречия.

- чаще всего употребляются союзы и, а, или

Это интересно!  Ученые исследовали союз «и», его значение, частоту употребления и обнаружили: Слово и – один из самых древних союзов русского языка Слово и – за тысячелетия – не изменило своего звучания Слово и – за тысячелетия – не изменило своего значения  Слово и – тысячелетия – было и остается  исключительно частотным словом ( очень часто употребляется)

Это интересно!

Ученые исследовали союз «и», его значение, частоту употребления и обнаружили:

  • Слово и – один из самых древних союзов русского языка
  • Слово и – за тысячелетия – не изменило своего звучания
  • Слово и – за тысячелетия – не изменило своего значения
  • Слово и – тысячелетия – было и остается исключительно частотным словом ( очень часто употребляется)
Союз  – это служебная часть речи, которая связывает между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину,   ночь,   звезды,   луну.  ------ -------- ------ и и и ,и ,и и 6

Союз – это служебная часть речи, которая связывает между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.

Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, ночь, звезды, луну.

------ -------- ------

и

и

и

и

6

Еще трава полна прозрачных слез, и гром вдали гремит раскатом. Союз И связывает простые предложения в составе сложного . Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Союз КОГДА связывает простые предложения в составе сложного. , и

Еще трава полна прозрачных слез, и гром вдали гремит раскатом.

Союз И связывает простые предложения в составе сложного .

Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет.

Союз КОГДА связывает простые предложения в составе сложного.

,

и

Функции и грамматические признаки   Функции союза  Связывает 1) Однородные члены  предложения 2) Части сложного предложения 3) Простые предложения в составе единой конструкции  Грамматические признаки союза 1)По структуре  - простые (будто, но)  - составные (потому что) 2) По употреблению  - одиночные(да, и)  - повторяющиеся (и…и)  - двойные (как..так и) 3) По характеру выражаемых  отношений  - сочинительные (или, зато)  - подчинительные (если, когда) и 1 ,  когда … , , И  ГДЕ …

Функции и грамматические признаки

Функции союза

Связывает

1) Однородные члены

предложения

2) Части сложного предложения

3) Простые предложения в составе единой конструкции

Грамматические признаки союза

1)По структуре

- простые (будто, но)

- составные (потому что)

2) По употреблению

- одиночные(да, и)

- повторяющиеся (и…и)

- двойные (как..так и)

3) По характеру выражаемых

отношений

- сочинительные (или, зато)

- подчинительные (если, когда)

и

1

,

когда …

,

, И

ГДЕ …

 Союзы Сочинительные  Подчинительные

Союзы

Сочинительные

Подчинительные

Сочинительные союзы делятся на 3 группы: Соединительные Противительные И Да (в значении И) Не только… но и Как… так и А Но Да (в значении но ) Однако же зато Разделительные Или Или…или Либо То..то Не то… Не то…

Сочинительные союзы делятся на 3 группы:

Соединительные

Противительные

И

Да (в значении И)

Не только… но и

Как… так и

А

Но

Да (в значении но )

Однако же

зато

Разделительные

Или

Или…или

Либо

То..то

Не то…

Не то…

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:  Временные  Сравнительны е когда лишь пока едва как будто словно точно Причинные потому что так как в виду того что благодаря тому что вследствие того что Целевые Изъяснительные Уступительные чтобы (чтоб) для того чтобы с тем чтобы что чтобы как  несмотря на то что хотя  Условные если если бы раз ли как скоро

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

Временные

Сравнительны е

когда

лишь

пока

едва

как

будто

словно

точно

Причинные

потому что

так как

в виду того что

благодаря тому что

вследствие того что

Целевые

Изъяснительные

Уступительные

чтобы (чтоб)

для того чтобы

с тем чтобы

что

чтобы

как

несмотря на то

что

хотя

Условные

если

если бы

раз

ли

как скоро

Строение союзов  По строению союзы делятся : Простые (состоят из одного слова) Что Чтобы И Да Когда Будто Словно однако Составные (состоят из двух и более слов ) Потому что Для того чтобы Так как Как будто Оттого что Ради того чтобы

Строение союзов

По строению союзы делятся :

Простые

(состоят из одного слова)

Что

Чтобы

И

Да

Когда

Будто

Словно

однако

Составные

(состоят из двух и более слов )

Потому что

Для того чтобы

Так как

Как будто

Оттого что

Ради того чтобы

Подберите к разряду соответствующий союз Пускай (хотя ) если ( раз) будто ( словно ) оттого что когда ( лишь ) чтобы( для того чтобы ) так как что  Временные Причинные Целевые Условные Уступительные Сравнительные Следственные Изъяснительные

Подберите к разряду соответствующий союз

  • Пускай (хотя )
  • если ( раз)
  • будто ( словно )
  • оттого что
  • когда ( лишь )
  • чтобы( для того чтобы )
  • так как
  • что

  • Временные
  • Причинные
  • Целевые
  • Условные
  • Уступительные
  • Сравнительные
  • Следственные
  • Изъяснительные
ПРОВЕРИМ: Пускай (хотя ) если ( раз) будто ( словно ) оттого что когда ( лишь ) чтобы( для того чтобы ) так как что  Временные Причинные Целевые Условные Уступительные Сравнительные Следственные Изъяснительные

ПРОВЕРИМ:

  • Пускай (хотя )
  • если ( раз)
  • будто ( словно )
  • оттого что
  • когда ( лишь )
  • чтобы( для того чтобы )
  • так как
  • что

  • Временные
  • Причинные
  • Целевые
  • Условные
  • Уступительные
  • Сравнительные
  • Следственные
  • Изъяснительные
УРОК 1 Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Согласны ли вы с ней? Спишите текст, вставляя буквы и пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки. Найдите сочинительные и подчинительные союзы, определите, что соединяет каждый союз. Много было пр..мет осени но я ст..рался запом..нать их. Однако я знал твердо что (н..)когда (не) забуду этой осе(нн, н)ей горечи ч..десным образом со...дине(нн,н)ой с легкостью на душе и простыми ясными мыслями. Чем угрюмее были тучи вол..чившие по земле мокрые, обтрепа(нн,н)ые подолы чем х…лоднее дожди тем св…жее ст..новилось на сер..це тем легче, как бы сами по себе, л..жились на бумагу сл..ва.  К. Паустовский

УРОК 1

Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Согласны ли вы с ней?

Спишите текст, вставляя буквы и пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки. Найдите сочинительные и подчинительные союзы, определите, что соединяет каждый союз.

Много было пр..мет осени но я ст..рался запом..нать их. Однако я знал твердо что (н..)когда (не) забуду этой осе(нн, н)ей горечи ч..десным образом со...дине(нн,н)ой с легкостью на душе и простыми ясными мыслями.

Чем угрюмее были тучи вол..чившие по земле мокрые, обтрепа(нн,н)ые подолы чем х…лоднее дожди тем св…жее ст..новилось на сер..це тем легче, как бы сами по себе, л..жились на бумагу сл..ва.

К. Паустовский

Проверь! Много было пр И мет осени , но я ст А рался запом И нать их. Однако я знал твердо , что  н И когда не забуду  этой  осе НН ей горечи,  ч У десным образом со Е дине НН ой с легкостью на душе и простыми ясными мыслями. Чем угрюмее были тучи , вол О чившие по земле мокрые, обтрепа НН ые подолы , чем х О лоднее дожди , тем св Е жее ст А новилось на сер Д це , тем легче, как бы сами по себе, л О жились на бумагу сл О ва.    К. Паустовский

Проверь!

Много было пр И мет осени , но я ст А рался запом И нать их. Однако я знал твердо , что н И когда не забуду этой осе НН ей горечи, ч У десным образом со Е дине НН ой с легкостью на душе и простыми ясными мыслями.

Чем угрюмее были тучи , вол О чившие по земле мокрые, обтрепа НН ые подолы , чем х О лоднее дожди , тем св Е жее ст А новилось на сер Д це , тем легче, как бы сами по себе, л О жились на бумагу сл О ва.

К. Паустовский

УРОК 1  Задание: из предложений выписать союзы, определяя их группу.  Образец : Мал золотник, но удал.  (но – противительный союз, противопоставляет однородные сказуемые). 1. Не по словам судят, а по делам. 2. Мягко стелет, но жестко спать. 3. Либо пан, либо пропал. 4. Поскорей подрастай и к работе поспевай. 5. Как аукнется, так и откликнется. 6. То снег, то дождь мне мешали в пути.

УРОК 1 Задание: из предложений выписать союзы, определяя их группу.

Образец : Мал золотник, но удал.

(но – противительный союз, противопоставляет однородные сказуемые).

  • 1. Не по словам судят, а по делам.
  • 2. Мягко стелет, но жестко спать.
  • 3. Либо пан, либо пропал.
  • 4. Поскорей подрастай и к работе поспевай.
  • 5. Как аукнется, так и откликнется.
  • 6. То снег, то дождь мне мешали в пути.
Оцените, как вы справились с этим видом задания .

Оцените, как вы справились с этим видом задания .

 УРОК 2  Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.  Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело  шагали… рассказывали разные истории. Солнце пряталось за  тучи, … настроение все равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные  ели … стройные сосны.  С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить  себя художником … поэтом.

УРОК 2 Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.

Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело

шагали… рассказывали разные истории. Солнце пряталось за

тучи, … настроение все равно было бодрое. … мы вышли на

лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные

ели … стройные сосны.

С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне,

с крутого склона мчались с замиранием сердца.

Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной

красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить

себя художником … поэтом.

 Повторим! Союз - это служебная или самостоятельная часть речи? На какие разряды по значению делятся союзы? Как называются союзы, состоящие из одного слова? Как называются союзы, состоящие из двух и более слов? Что связывают в предложении сочинительные союзы? Что связывают в предложении подчинительные союзы?

Повторим!

  • Союз - это служебная или самостоятельная часть речи?
  • На какие разряды по значению делятся союзы?
  • Как называются союзы, состоящие из одного слова?
  • Как называются союзы, состоящие из двух и более слов?
  • Что связывают в предложении сочинительные союзы?
  • Что связывают в предложении подчинительные союзы?
Тест

Тест "Проверь себя”

I урок

1 . В этом ряду перечислены союзы, с помощью которых могут быть соединены однородные члены:

А) и, да, но, однако, или;

Б) зато, если, так что, и, либо;

В) тоже, хотя, что, или, и;

Г) не только… но и, как, да, зато, когда.

2 . Предложение соответствует этой схеме [ ], и [ ].

А) Свет фар ярко вспыхнул и быстро исчез во мраке ночи.

Б) Художник взял карандаш и сделал первые наброски.

В) Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настает.

Г) Я открыл блокнот, подаренный братом, и написал план

выступления.

 II урок 1 . В этом предложении есть разделительный союз:  А) Не только тетради, но и учебники лежали на столе.  Б) Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.  В) Соревнования мы проведем в зале или на улице.  Г) Огонь маяка то разгорался, то бледнел от усталости. 2. Противительный союз употреблен в сложном предложении.  А) Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен.  Б) Пассажиры спешили, но опоздали на поезд.  В) Лес замирает, млеет в зное, но тем пышней цветет жасмин.  Г) Уже румянит осень клены, а ельник зелен и тенист. 3. В предложении употреблен сравнительный союз:  А) Лес шумел, как океан в бурю.  Б) Когда я выходил на улицу, начинался снегопад.  В) Я не видел, как прошли соревнования.  Г) Пока я шел, край неба заалел.

II урок

1 . В этом предложении есть разделительный союз:

А) Не только тетради, но и учебники лежали на столе.

Б) Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.

В) Соревнования мы проведем в зале или на улице.

Г) Огонь маяка то разгорался, то бледнел от усталости.

2. Противительный союз употреблен в сложном предложении.

А) Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен.

Б) Пассажиры спешили, но опоздали на поезд.

В) Лес замирает, млеет в зное, но тем пышней цветет жасмин.

Г) Уже румянит осень клены, а ельник зелен и тенист.

3. В предложении употреблен сравнительный союз:

А) Лес шумел, как океан в бурю.

Б) Когда я выходил на улицу, начинался снегопад.

В) Я не видел, как прошли соревнования.

Г) Пока я шел, край неба заалел.

Спасибо за урок!!!

Спасибо за урок!!!