СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Союз как служебная часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Союз как служебная часть речи»

Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного и выражает смысловые отношения между ними.

Например:

Шумела полночная вьюга в лесной и глухой стороне (союз и связывает однородные определения);

Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло (Фет) – союз и связывает простые предложения в составе сложносочинённого предложения;

Лицо его улыбалось и морщилось, как будто ему было щекотно, больно, смешно (союз как будто связывает придаточное предложение с главным в составе сложноподчинённого).

Союзы, как и другие служебные части речи, не изменяются.

Союзы не являются членами предложения, а связывают члены предложения и/или части сложного предложения.

По структуре союзы делятся на разряды:

  • простые (состоят из одного слова) – и, а, но, да, если, что, когда и др.:

День и ночь; не день, а ночь; узнал, что опоздал;

  • составные (состоят из нескольких слов) – потому что, так как, как будто, вследствие того что, с тех пор как, в то время как, для того чтобы , как – так и, не только – но и, не столько – сколько, когда – то, если – то, едва – как, чем – тем: Чем дальше в лес, тем больше дров; Летом он не только отдыхал, но и готовился к поступлению в вуз; Если мы не поторопимся, то можем опоздать на поезд.


По значению союзы делятся на разряды:

а) Сочинительные  – связывают однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого предложения

соединительные (имеют значение соединения)


 и, да (в значении и), ни – ни, и – и, не только – но и, как – так и, тоже, также

Я не пришёл, и он не пришёл; Я не пришёл, он тоже не пришёл; Не только я не пришёл, но и он не пришел; Ни я не пришёл, ни он не пришёл

противительные (имеют значение противопоставления)

а, но, зато, да (в значении но), однако (в значении но) и др.

Не он, а я сделаю это; Говорил он тихо, но спокойно; Говорил он тихо, однако спокойно; Говорил он тихо, зато спокойно.

разделительные (имеют значение разделения)

 или, либо, то – то, не то – не то, или – или и др.


Или дождь идёт, или снег сыплет; То дождь идёт, то снег сыплет; Не то дождь идёт, не то снег сыплет


б)Подчинительные  – связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения:

временные (указывают на время)

когда, пока, едва, лишь, лишь только, как только и др

Когда мы вернулись, было уже темно; Как только мы вернулись, пошёл дождь

причинные (указывают на причину)

потому что, оттого что, так как, ибо и др

Мы остались дома, потому что пошёл дождь; Мы остались дома, так как пошёл дождь

целевые (указывают на цель)

чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др

Пришлось поспешить, чтоб не опоздать к ужину

условные (указывают на условие)

если, раз и др.

Если не хочешь опоздать, поспеши; Раз не хочешь опоздать, поспеши

уступительные (указывают на противоречие одного события другому)

хотя; несмотря на то, что; пускай и др.

Хотя было ещё темно, на улице было много народу; Пускай погода тёплая, всё равно можно простудиться

сравнительные (указывают на сравнение)

как будто, словно, точно, как, будто, что (в значении как, будто) и др

Птица кричала протяжно, будто плакала

следственные (указывают на следствие)

так что

На поезд мы опоздали, так что ночь пришлось провести на вокзале

изъяснительные (указывают на то, о чём говорят)

что, будто, чтобы и др

Я знал, что приехал не вовремя; Говорят, будто он собирался уехать в деревню; Я хочу, чтобы он остался дома

 

Обратите внимание!


1) Несмотря на – предлог в простом предложении (Несмотря на усталость, он продолжил восхождение к вершине); несмотря на то, что – союз в сложноподчинённом предложении с уступительным придаточным предложением.

2) Составные союзы потому чтооттого чтов то время какдля того чтобы могут распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения и является самостоятельной частью речи – местоимением и местоименным наречием (это член главного предложения); вторая часть находится в придаточном и выполняет функцию подчинительного союза.

Ср.: Он не смог продолжить восхождения, потому что слишком устал (потому что – союз). – Он не смог поехать с нами потомучто должен был помочь матери по хозяйству (потому – местоименное наречие; обстоятельство причины в главном предложении; что – союз).

Никогда не распадаются на две подобные части составные союз: так кактак что.



Правописание союзов:

а) слитно пишутся союзы: чтобы, также, тоже, зато, причём, притом;

б) в два слова пишутся союзы: потому что, оттого что, так как, так что, как будто, то есть.

Обратите внимание!

1) Не смешивайте союз чтобы, который пишется слитно, с сочетанием местоимения что с частицей бы, которые пишутся раздельно (в этом случае частицу бы можно изъять или переместить).

Ср.: Я хочу, чтобы ты сделал это (чтобы – союз). – Я не знаю, что бы ты мог сделать для меня (Я не знаю, что ты мог бы сделать для менячто – местоимение, бы – частица).

2) Не смешивайте соединительные союзы тоже, также (их можно заменить на союз и), которые пишутся слитно, с сочетанием местоимений то и так с частицей же, которые пишутся раздельно (в этом случае частицу же можно изъять или переместить).

Ср.: Я не пришёл, он тоже задержался; Я не пришёл, он также задержался (Я не пришёл, и он задержалсятоже, также – союзы). – Он сделал то же, что и я (Он сделал то, что и ято – местоимение, же – частица).

Сочетание так же всегда пишется раздельно, если далее следует как, ср.: Делай так же, как и я.

3) Не смешивайте противительный союз зато (его можно заменить на союз но), который пишется слитно, с сочетанием предлога за и местоимения то, которые пишутся раздельно (в этом случае местоимение то можно изъять или заменить на прилагательное или существительное).

Ср.: Дорого, зато мило (Дорого, но милозато – союз). – За то озеро ещё никто не заходил (За озеро ещё никто не заходилза – предлог, то – местоимение); Мы любим его за то, что он всегда справедлив (Мы любим его за справедливостьза – предлог, то – местоимение).

4) Не смешивайте союзы причём, притом (их можно заменить друг на друга или на выражение вместе с тем и), которые пишутся слитно, с сочетанием предлогов с местоимениями (при том, при чём), которые пишутся раздельно (в этом случае местоимения можно изъять или заменить на прилагательные и существительные).

Ср.: Дело нужное, притом интересное (Дело нужное, причём интересноеДело нужное, вместе с тем и интересноепритом – союз). – При том институте работают подготовительные курсы (При институте работают подготовительные курсыпри – предлог, том – местоимение).

5) Не смешивайте союзы потому что, оттого что (они синонимичны и могут заменять друг друга) с сочетаниями по тому, чтоот того, что (эти сочетания замены не допускают).

Ср.: Мне скучно, потому что все уехали (Мне скучно, оттого что все уехалипотому что – союз). – По тому, что он говорил командиру, можно было судить о положении дел в батальоне (аналогичной замены произведено быть не может; по – предлог, тому – местоимение).

 


1.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

А) (ОТ)ЧЕГО люди не летают ТАК(ЖЕ). как птицы?

В) Твой дед погиб на фронте ЗА(ТО), ЧТО(БЫ) ты мог жить счастливо.

С) Эти нормативы ТО(ЖЕ) надо зафиксировать. (ПРИ)ЧЁМ на правительственном уровне.

Д) ТО(ЖЕ) самое произойдёт с пластилином, и (ПО)ЭТОМУ он отпечатает контур предмета,

2.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

А) (ПО)ЭТОМУ добирались мы до этих мест с большим трудом, ЗА(ТО) увидели леса и озёра необыкновенной красоты.

В) Дедушку (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни звали (ПО)ПРОСТУ Кузьмичом.

С) Эти деньги ей приплачивали ЗА(ТО), что она работала по вечерам, (ПРИ) ЧЁМ перевыполняла план в пять-шесть раз.

Д) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ сессии он ТО(ЖЕ) болел.

3.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

А) И (ПО)ЭТОМУ ничего в природе нет, ЧТО(БЫ) ни дышало любовью.

В) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего разговора сестра улыбнулась один раз, ЗА(ТО) её улыбка поразила всех.

С) (В)ПОСЛЕДСТВИИ народ собирался ТАК(ЖЕ) быстро, как и на первое собра­ние.

Д) Я ТО(ЖЕ) опустил руку в воду, ЧТО(БЫ) узнать направление течения.

4. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно.

А) ТО(ЖЕ) самое должен сделать и я, ЧТО(БЫ) написать хорошо диктант.

В)ЧТО(БЫ) научиться хорошо петь, он дополнительно занимался пять лет, ЗА(ТО) результаты учёбы оказались потрясающими.

С) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ столетий лиственные леса покрывали север современной Ев­ропы, (ПРИ)ЧЁМ дремучие, как в сказках.

Д) (В)ПОСЛЕДСТВИИ музыкант играл, (НЕ)СМОТРЯ на клавиши.

5. В каком предложении выделенные слова пишутся раз­дельно?

А) (ВО)ВРЕМЯ кругосветных плаваний Тур Хейердал ре­шал, ЧТО(БЫ) ещё усовершенствовать в его лодке.

В) Бойцы (НА)СПЕХ писали письма и разговаривали (В)(ПОЛ)ГОЛОСА.

С) Метелица покинул отряд около четырёх часов (ПО)ПО­ЛУДНИ и (НА)СОВЕСТЬ гнал жеребца, а за ним (В)СЛЕД бежала тайга.

Д) Метелица ТАК(ЖЕ) знал, что он должен вернуться в отряд этой же ночью во ЧТО(БЫ) то ни стало.

6. В каком предложении выделенные слова пишутся раз­дельно?

А) (ТОТ)ЧАС после одного крутого поворота мы увидели мельничную плотину, из которой (В)КРИВЬ и (В)КОСЬ тор­чали пучки хвороста.

В) Но вот сосна стала (ПО)НЕМНОГУ редеть, и сквозь стволы показалась (НЕ)(В)ДАЛЕКЕ равнина.

С) В ТО(ЖЕ) время самолёты противника развернулись и взмыли В(ВЫСЬ) небесную.

Д) (ПО)МОЕМУ нам удастся (ВО)ВРЕМЯ скрыться от грозы вон под тем дубом.

7.В каком предложении слова со скобками пишутся раз­дельно?

А) (От)чего мне так трудно дышать (и)так больно в груди?

В) Мне стало грустно не (по)тому, что гунны вымерли, а (от)того, что смысл слова оказался столь простым и (ни)чего не дал мне.

С) (И)так, мы не выяснили, (ни)чего он добивался, (ни)куда неожиданно исчез.

Д) Во всём городе (не)было людей, настроенных (так)же спокойно и в то(же) время торжественно, как эти двое.

8.В каком предложении слова со скобками пишутся раз­дельно?

А) (От)чего нужно избавиться, что(бы) воздушный шар на­брал высоту?

В) В то(же) время я увидел, как пушистый беличий хвост улетает вверх, (за)тем исчезает.

С) (По)этому и другим признакам трудно понять, что(бы) значили загадочные рисунки.

Д) Мы поняли, (от)чего нам так(же) не везёт, как и год назад.

9.В каком предложении слова со скобками пишутся слитно?

А) Раневская приезжает из Парижа, что(бы) покаяться в своих грехах, а так(же) найти покой в родном имении.

В) Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (по)истине счастливейшим временем его жизни, потому(что) именно здесь он приобрёл настоя­щую известность.

С) Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, спо­собность работать - громадная, (при)том пищей для её ума были (как)будто все предметы.

Д) (По)видимому, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а так(же) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

10.В каком предложении слова со скобками пишутся слитно?

А) Я благодарю Вас, а так(же) вашего секретаря за(то), что мне помогли изучить этот проект.

В) Что(бы) рыба клевала так(же) хорошо, как вчера, я на­копал свежих червей.

С) Младший сын так(же) любил книги, как и все в нашей семье, (по)этому у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения.

Д) Что(бы) воспитать щенка, необходимо много усилий, за(то) сколько радости он доставляет!

11.В каком предложении слова со скобками пишутся слитно?

А) (По)моему, мы придём к тому, (от)чего отошли, (за)то и будем наказаны.

В) (По)моему лицу было ясно, что сегодня (по)домашнему ему одеваться не следовало бы.

С) (В)виду того, что нас ждали к ужину, мы отложили прогулку, за(то) явились (во)время.

Д) (Во)время блужданий по России я часто думал о том, что(бы) осталось от природы, если(бы) не было лесов.

12.В каком предложении слова со скобками пишутся раз­дельно?

А) (В)заключение вечера был концерт, (в)продолжение ко­торого в зале (не)смолкал смех.

В) (Ни)кто не участвовал (в)продолжении нашего спора.

С) (По)мере изучения орфографии многие дети стали пи­сать грамотнее, а (в)последствии совсем перестали де­лать ошибки.

Д) Мы имели (в)виду, что будем двигаться (на)встречу друг другу.

13.В каком предложении слова со скобками пишутся слитно?

А) За крохотным полем была балка, и (от)туда совершенно так(же), как и я, пользуясь сумерками, к гусям под­ползла лисица.

В) Седеющая его голова была острижена бобриком, и (от)того очень загорелое лицо напоминало (не)то голову знакомого боевого генерала, (не)то раба на картине Иванова.

С) (В)переди виднеется церковь, и кажется очень (не)вдалеке, но вдруг река завёртывает, и церковь ока­зывается (на)много дальше, чем было (в)начале.

Д) Почему-то (в)течение дня сегодня я (не)могу (ни)чего написать - со мной (ни)разу не случалось (ни)чего по­добного.

14.В каком предложении слово со скобками пишется раз­дельно?

А) Хороших приятелей у нас всегда было много, (при)чём почти каждый хотел называться другом.

В) Когда долгий зимний вечер заканчивался ссорой, Варя убегала в детскую, нервничала и думала, что она здесь вовсе (ни)(при)чём.

С) Торговали на ярмарке широко, бойко, весело, (при)том с отменным вкусом.

Д) «Я то(же) буду отличницей!» - подумала Леля, с зави­стью глядя на подругу.

15.В каком варианте слова со скобками пишутся раздельно?

А) (Во)время обороны Севастополя среди защитников го­рода появлялся маленький юнга, который (в)продолжение всего боя под огнём противника делал перевязки и подносил воду.

В) Москва (в)первые упоминается в летописи под 1147 го­дом. Некоторые исследователи считают, что «Москва» значит то(же) самое, что и «влага, пот».

С) О значении фантазии в развитии научной мысли гово­рит тот факт, что большую часть научно- технических проблем выдвигало (с)начала искусство и лишь (за)тем их решала наука.

Д) Тут(же), в Останкине, на берегу пруда, (на)против зна­менитого дворца построена и известила всем у миру Ос­танкинская телебашня.

16.В каком предложении слова со скобками пишутся слитно?

А) Я тебя (не)встревожу (ни)чуть.

В) Соседка заметила (во)всём какой(то) беспорядок.

С) Доброта для души то(же), что здоровье для тела, так(же) жизненно необходима.

Д) Когда (на)встречу гостям вышел старик, я (тот)час уз­нал его.

17.В каком предложении слова со скобками пишутся слитно?

А) Что(бы) ни случилось, будьте (на)готове.

В) (По)тому мосту переедете через Волгу, и (на)против гидростанции увидите наш завод.

С) (В)последствии мы стали выбирать места для ночёвок (в)дали от рек, которые кишели крокодилами.

Д) (В)результате оттепели грунт (на)столько просел, что дом накренился.

18.В каком предложении слова со скобками пишутся раз­дельно?

А) (Что)бы вовремя приехать (на)встречу с друзьями, мы вышли пораньше.

В) (По)причине затяжного (не)настья поход был отменён.

С) Мещерский край так(же) скромен, как и картины Ле­витана, и есть в нём то(же) величие и спокойствие, что и в картинах художника.

Д) Мы взглянули (на)право, но дороги так и (не)увидели.

19.В каком предложении слова со скобками пишутся слитно?

А) Но косы (по)прежнему были в колечках и такие(же) ко­лечки были на лбу.

В) Господин (не)молодых уже лет (как)будто спрашивал: «Куда же это я попал?»

С) Что(бы) (во)время в школу поспеть, мы вышли порань­ше.

Д) Смысл жизни мы ищем, как цари, считаем себя царями природы, (по)этому и (не)находим.

20.В каком предложении слова со скобками пишутся слитно?

А) (Из)далека, всё как(бы) пригибая на своём пути, пока­тился гром.

В) Пахло акацией, и цветущая сирень то(же) распростра­няла (во)круг неповторимый аромат.

С) Мы так часто ищем смысл жизни, забывая о близких людях, (по)этому так(же) часто его не находим.

Д) Парус всё так(же) подвернули (в)низу, чтобы ветер не рвал.