«Рассмотрено» Руководитель МО ______/ Протокол № « __» _________20 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по ВР МБОУ «СОШ 112» _______/ | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №112» ______/ Архипова С.В. Приказ № от «__» _________20 г. |
Программа развития школьного ученического самоуправления
социально-педагогической направленности
«Союз Молодых Сил»
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №112»
Ф.И.О. педагога-организатора: Портнова Г.Р.
Квалификационная категория: первая
Класс: 4-11
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № от
«__» ______________2018г.
г. Казань 2018 г.
Содержание.
Паспорт программы
Пояснительная записка.
Принципы деятельности.
Основные формы и методы деятельности.
Отличительные особенности программы, формы контроля
Условия успешной реализации программы
Содержание и механизмы реализации
Направления деятельности
План реализации программы.
Используемая литература
Приложение
Паспорт программы
Наименование программы | Программа деятельности школьного ученического самоуправления социально-педагогической направленности «Союз Молодых Сил» (Далее ШУС СМС) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №112» |
Основания для разработки Программы | – Конвенция ООН о правах ребенка; – Конституция Российской Федерации; – Гражданский кодекс Российской Федерации; – Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»; – Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; – Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Концепция развития дополнительного образования детей; - Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; - Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Положение по проектированию и утверждению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; - Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, ФИРО Москва 2015 г. Закон Российской Федерации «Об образовании»; – Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Указ Президента от 29 октября 2015 г. № 536 о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – РДШ). -Устав РДШ -Программа воспитания и социализации школы -Устав «Средней общеобразовательной школы № 112» -Положение о ШУС «СМС» МБОУ «СОШ № 112» |
Муниципальный заказчик программы | МБОУ «СОШ № 112», ИКМО г.Казани по Авиастроительному и Ново-Савиновским районам г.Казани |
Цель и задачи Программы | Цель: Эффективное совершенствование форм и видов деятельности детского объединения для реализации интересов, потребностей подростков в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении; развития инициативы, самостоятельности, реального участия в жизни школы, муниципалитета, общества и утверждения своей личности в значимой для общества деятельности. Задачи: Обучающие: - создание условий для развития новых форм работы, методов и деятельности детских организаций и объединений, школьных самоуправлений в учреждениях образования для наиболее полной адаптации в социуме учащихся; - формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к своему здоровью; - формирование и накопление у старшеклассников коллективного и социального опыта, направленного на определение позитивных жизненных приоритетов; Развивающие: - развивать организаторские способности; - содействовать раскрытию творческого и интеллектуального потенциала; - сформировать потребность молодежи в полезном и интересном проведении досуга; - формировать у учащихся лидерские, организаторские качества Воспитательные: - воспитание подростков через социализацию и развитие навыков коммуникативной деятельности; - привлечение родителей и педагогов к организации свободного и внеурочного времени детей и подростков. - воспитание личности, обладающей развитым уровнем гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. |
Сроки реализации Программы | 2016-2018; 2018 – 2020 уч. Год 2 года, программа апробирована |
Исполнители | ШУС Союз Молодых Сил |
Ожидаемые результаты программы | - приобретение опыта совместной деятельности по реализации возрастных интересов и решению социальных проблем; - Опыт реализации лидерских качеств, знаний, умений; - Навыки коммуникации с взрослыми как одно из средств поддержки собственной активности; - Разработанные в совместной деятельности материалы по организации и проведению социально значимых акций для возможной реализации их в школах; - Общее развитие обучающихся; - Формирование нравственного и патриотического сознания; - Формирование социального опыта; - Самостоятельность в выборе средств и способов достижения поставленной цели; - Развитие познавательных умений, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие творческих сил и способов; - Владение культурой эмпатического общения; - Знание этических норм поведения в группе, коллективе, обществе. -Приобретение подростками практического опыта в организации общих дел (КТД); -Повышение уровня ученического самоуправления; -Развитие инициативы, самодеятельности и творчества детей; -Профилактика асоциальных явлений в детской и подростковой среде; -Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов, между школами района, города, РТ. -Формирование более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; -Повышение социальной компетенции; - Развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное принятие решений в проблемных социальных ситуациях и персональную ответственность за ее выполнение. Прогнозируемые учебные результаты: - Учащиеся должны знать и уметь применять на практике понятия и термины программных тем; - Учащиеся должны осознавать: потенциал своей социальной активности, его востребованность и значимость; Учащиеся должны уметь: - Ясно и четко выражать свои мысли; - Конструктивно выстраивать отношения с окружающими; - Организовать и мобилизировать коллектив на успешное решение коллективной задачи; - Разрабатывать и реализовывать социально-значимые проекты; - Ставить и решать все более сложные задачи. Учащиеся должны иметь навыки: - Работы в коллективе; - Способности отстаивать свои права; - Способности к непрерывному саморазвитию, личностному и профессиональному росту. Учащиеся должны владеть: - Техникой речи, техникой публичного выступления; - Приемами бесконфликтного поведения со сверстниками, способами решения конфликтных ситуаций; - Техникой организации и управления временем; - Навыками достижения личной победы каждого участника программы; - Навыками достижения общей победы участников программы; - Навыками развития волонтерства и вовлечение в эту деятельность ближайшего окружения; - Навыками саморазвития успешной личности. |
В воспитании детей главное,
чтобы они этого не замечали.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детство – это не период подготовки к будущей жизни. Это часть всей жизни. В ней ребята получают первый опыт решения возникших проблем, учатся жить и работать вместе с другими людьми, учатся познавать себя и окружающий мир. Социальная активность воплощается в реальных действиях, поступках, в повседневном поведении. В школьном возрасте самостоятельная деятельность нуждается в определённой педагогической помощи, внимательной поддержке профессиональных педагогов. Среди разнообразных процессов, протекающих в детской среде, немаловажную роль играет детское общественное объединение или организация. Современные детские общественные организации выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами. Если в школе, как важнейшем социальном институте закладывается фундамент мировоззренческих позиций подрастающего поколения, то в детской организации подростки реализуют свой творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни.
Свободное время подростка нередко превращается в «ничегонеделание», что ведёт к созданию того вакуума, который и заполняет молодёжь в первую очередь тем, что не требует духовных усилий, работы над собой, стремлений к самосовершенствованию. В результате чего в подростковой среде наблюдается рост агрессивности, токсикомании, наркомании, преступности, а главное, – «без духовности».
Таким образом, возникла потребность в новом подходе к процессу образования и воспитания, где статус воспитания становится более значительным, так как процесс получения образования неотделим от процесса становления Личности.
Сегодня детское движение предстает как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. Основная их особенность – это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей – индивидуального самоопределения и социального развития.
Воспитательным средством детское движение становится при особых условиях, способах его организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности, дополняя школу, внешкольные учреждения, семью. Одно из условий – педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского общественного объединения – основной формы детского движения.
Детское общественное объединение – это, прежде всего, самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. Детское общественное объединение положительной социальной направленности – структура открытая, демократичная, без жесткой "должностной иерархии". Руководство взрослых (обязательно членов или участников объединения) носит добровольный, общественный характер. Относительная самостоятельность детского общественного объединения – характерная его особенность.
Цель деятельности любого детского общественного объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.
Детское общественное объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, оно создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений; с другой стороны, оно обусловливает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.
Детское общественное объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.
Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема готовности растущего человека к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач; готовности к труду и жизни в новых социально-экономических условиях. Социально-активный ребёнок в процессе освоения общественной деятельности вырабатывает навыки самоорганизации, коллективной и командной деятельности; развивает адаптивные способности к социальной индивидуальности в процессе занятия социально-значимой деятельностью. Для подростка важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы он имел свободу выбора. Приобретение навыка обоснованного выбора необходимо в данном возрасте.
Поэтому для реализации подростковых устремлений оптимальными формами являются детские общественные объединения, органично входящие в воспитательную систему школы, так как именно школа является наиболее приемлемым местом для их базирования. Основной целью детских объединений является содействие выявлению, становлению и развитию лидерских качеств подростка. Одной из важнейших задач деятельности ДО (детских организаций) является формирование у членов объединения готовности к политической деятельности, культуры демократических отношений.
Также одним из важнейших факторов является отвлечение от негативного влияния социума, как просто занятость учащихся, так и приобретение различного рода позитивных жизненных компетенций в рамках детского объединения.
Не стала исключением и МБОУ «СОШ № 112».
Поэтому создана и функционирует школьное ученическое самоуправление «Союз Молодых Сил» (ШУС СМС) на базе МБОУ «СОШ № 112», а данная программа акцентирована именно на работу с 4-11 классами и систему рекрутирования в рамках образовательного курса «Основы лидерства» в РДШ.
Цель программы: эффективное сочетание форм и видов деятельности детского самоуправления для реализации интересов, потребностей подростков в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении; развития инициативы, самостоятельности, реального участия в жизни школы, муниципалитета, общества и утверждения своей личности в значимой для общества деятельности.
Ведущей идеей программы является создание условий для реализации всестороннего развития ребенка, приобретение знаний и навыков лидера, опыта социального взаимодействия и созидательной деятельности, включения в жизнь общества;
Также
- ориентирует детей на идеологию добра, справедливости, милосердия;
- воспитывает гражданскую и нравственную позиции по законам добра, любви, красоты;
- формирует личность ребенка на основе патриотизма, культуры и исторических традиций своего края;
- способствует социализации учащегося
Программа ориентируется на следующие принципы деятельности:
Принцип общественно- социальной направленности
предполагает:
- создание организации по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых;
- осуществление социально-ценной творческой деятельности;
- формирование патриота, гражданина.
Принцип добровольности вступления и активного участия в делах , сознательности и активности предполагает:
- формирование активной позиции личности в труде и учении, общественной деятельности и творческих занятиях;
- развитие инициативы;
- право каждому ребенку добровольно вступить в детскую организации и выйти из нее.
Принципы сотрудничества педагогического коллектива с детским объединением на демократической и гуманной основе предполагает:
- развитие самодеятельных начал, инициативы деятельности детских коллективов;
- взаимодействие педагогов с выборными органами;
-совместная деятельность педагогов и ШОО
Принцип преемственности и учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, наглядности и доступности, субьективности, дифференциации и индивидуализации
предполагает:
- соответствие дел особенностям воспитания детей и подростков разных возрастных и физиологических особенностей;
- постоянное внимание к особенностям формирования личности школьника, своеобразию его духовного мира;
- постоянное внимание к особенностям формирования индивидуальных, психологических и физическим возможностям.
Принцип ролевой игры
предполагает:
- развитие творческой фантазии учащихся, опора на инициативу и смекалку ребят;
- игра во «взрослую» жизнь, принятие на себя социальных ролей на уровне школы, уровень взаимодействия в коллективе его членов;
-развитие коммуникаций внутри детского коллектива;
- Принцип непрерывности и систематичности , комплексности
предполагает:
- работу в течение всего года, особенно в период школьных каникул в общеобразовательном учреждении обеспечивая единство целей, задач, принципов деятельности с содержанием формами и методами работы с детьми.
Принцип нацеливания на достижения результата и достижения успеха
предполагает:
- «успешность» личности в реализации ее планов
- нацеливание учащихся к дальнейшей социализации и ранней профориентации
Основные формы деятельности:
социальное проектирование;
-сборы, смотры, конкурсы;
-контакты и обмен опытом работы с детскими общественными организациями и объединениями;
-коллективно-творческие дела;
-деловые игры, круглые столы, дискуссии;
-методы взаимодействия в группе;
-тренинги творческого характера;
-походы, экскурсии;
-коучинг
Методы работы:
логические;
гностические;
метод использования обратной связи;
словесные методы обучения;
методы практической работы;
иллюстративно-демонстративные;
проектно-конструкторский метод;
метод наглядного обучения;
метод активного обучения;
методы, способы и приёмы педагогического мониторинга
практические
методы формирования долга и ответственности
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы является обеспечения многообразия функций.
Объединение ШУС «СМС» реализует три основные функции:
- Развивающая функция, обеспечивающая гражданское, нравственное становление личности, развитие социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, достижение поставленных целей.
- Ориентационная функция обеспечивает условия для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей.
- Компенсаторная функция – создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, для устранения дефицита общения и соучастие в обществе себе подобных.
К созданию такой личности направлена программа ученического самоуправления «СМС», которая:
- формирует у членов ШУС позитивных, социальных, нравственных и политических ценностей, обладание навыками коллективного взаимодействия.
- участвует в реализации государственной и региональной политики в отношении детей, взаимодействует с органами государственной и муниципальной власти в решении социальных проблем детей;
- реализует собственные программы, направленные на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление, улучшение условий жизни членов самоуправления;
- организует творческую и иную деятельность членов самоуправления;
- сотрудничает по обмену опытом и информацией с другими детскими объединениями РТ, РФ;
- проводит акции, фестивали, конкурсы, выставки, субботники, лекции, благотворительные акции и другие познавательные, культурно-массовые мероприятия;
А самое главное - создает условия для рекрутирования учащихся от статуса простых членов ШУС СМС до делегатов в РДШ Республики Татарстан в результате развития их социальной активности и приобретения коммуникаций заложенных в данной программе.
Адресат программы: учащиеся 4-11 класса школы
Сроки и формы контроля: наблюдение, опрос, уровень активности учащихся, анкетирование уровня социализации по Н. Рожкову (приложение № 1), (приложение № 2)
Условия успешной реализации программы
Наличие в школах ставки педагога- организатора и наличие специалиста по данному профилю;
наличие материально-технической базы ;
поддержка общественности;
информационно-методическое обеспечение;
заинтересованность детей и взрослых в решении поставленных задач;
разнообразные и новые формы работы
Сотрудничество.
С ГБУ ДО «Республиканским Центром Внешкольной работы» (РЦВР).
С Центром Внешкольной работы Авиастроительного района г.Казани (ЦВР)
С ГБУ РДООЦ «Костёр»
Перспективы развития .
Cодержание и механизмы реализации
Структура ШУС: в состав «Союз Молодых Сил» входят 12 класс-комплектов (не включая 1-3 классы школы)
Сюда также входят:
-часть программы образовательного курса «Основы лидерства» рассчитана на старшее среднее и старшее звено школы 7-11 классы ( в рамках ШУС СМС)
-начальное и младшее среднее звено реализует программу детского самоуправления СМС как участники и исполнители, что рассматривается, как подготовка для участия в соответствии с возрастом в программе (СМС).
-а также структурные отряды: ЮИД, «Защитники будущего», SMS-дети, ЮДПД «Искорки», Эко-отряд, совет музея С.Хакима, редколлегия газеты «112 новостей», Юнармия и иные структуры, организуемые для проведения работы по различным направлениям или для проведения акций.
- также наряду с выпуском газеты «112 новостей», существует информационный контент, который отражает реализацию данной программы edu.tatar.ru/aviastroit/page2193.htm/page2194.htm https://vk.com/clab135332980 "Cоюз молодых сил»
Постоянно действующим руководящим органом школьного ученического самоуправления является актив старшеклассников, который:
- проводит заседания Совета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц;
- утверждает план работы;
- содействует членам детского самоуправления в решении организационных, нормативно- правовых и других вопросов;
- осуществляет приём в школьный совет;
- избирает из своего состава председателя Совета и заместителя председателя Совета открытым голосованием на 1 год;
Основой детского самоуправления является класс, центром работы – Совет, а все вместе это «Союз молодых сил».
Нельзя сказать о том или ином направлении в чистом виде, т.к. направления деятельность можно классифицировать так:
-Личностное развитие (творческое развитие, популяризация здорового образа жизни и спорта, выбор будущей профессии, социализация, лидерство);
-Гражданская активность (добровольчество, благотворительность, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, развитие школьного музея С. Хакима»);
-Военно-патриотическое направление (профилактические отряды, юные пожарные, юные друзья полиции, юные инспектора движения и т.д.);
-Информационно-медийное направление (детская редакция школьной газеты «112 новостей» работа с социальными сетями, подготовка информационного контента).
Но есть определенные формы ,которые в том или ином виде отражают данное направление работы:
– гражданско-патриотическое
– спортивно-оздоровительное, трудовое, экологическое
- воспитание лидеров
- благотворительное
– художественно-эстетическое, досуг
ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Задачи:
содействие воспитанию чувства долга и готовности к защите Отечества, охране его природных, культурных и интеллектуальных богатств;
вовлечение детей и подростков в активные формы гражданского и духовно-нравственного воспитания;
создание условий для демонстрации в детской, подростковой среде различных видов социальной активности участников детских общественных объединений;
приобщение к боевым и трудовым традициям народа, разъяснение истоков и пропаганда героизма в вооруженной защите Родины от врагов, воспитание гордости за подвиги старших поколений.
Пути реализации: экскурсии в музеи, благоустройство территорий памятников и обелисков; военно-спортивные игры «Зарница»; сбор материалов и отражение прошлого в экспозициях школьных музеев, акция «Поздравь ветерана», изучение биографий выдающихся граждан своей страны – патриотов и борцов за отечество; организация встреч с представителями общества – истинными патриотами страны; активное сотрудничество с социумом и общественными организациями и школьными самоуправлениями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся, участие в различных акциях (Бессмертный полк)
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ , экологическое , трудовое НАПРАВЛЕНИЕ
Задачи:
укрепление спортивно-массовой работы среди детей;
формирование потребности в здоровом образе жизни, воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
воспитание и стремление к здоровому образу жизни;
приобщение к занятиям физкультурой;
воспитание силы, воли, выносливости;
привитие любви к спорту.
реализация познавательных и других интересов и потребностей ребенка через изучение природы своей малой родины средствами экологии, туризма и краеведения;
развитие и формирование общей и экологической культуры;
развитие у детей и подростков личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром;
включение детей и подростков в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
распространение и пропаганда знаний по экологии и природопользованию;
выработка у детей и молодежи навыков по использованию экологических знаний в повседневных делах, бережного отношения к окружающей среде и человеку.
Пути реализации: акция «Цветущая Казань», приведение в порядок обьектов заботы, проведение трудовых акций и субботников
Пути реализации: беседы по пропаганде здорового образа жизни, диспуты, конкурсы рисунков на спортивные темы, Дни здоровья, занятия в спортивных секциях и кружках, акции
НАПРАВЛЕНИЕ «Я - ЛИДЕР»
Задачи:
- раскрытие потенциальных возможностей подростков, которые позволяют стать лидерами в избранной ими сфере деятельности;
- создание условий для выявления лидерских качеств у членов детского самоуправления;
- создание условий для организации разнообразной по содержанию деятельности, направленной на поиск и обучение лидеров детского самоуправления;
Пути реализации: работа образовательного курса «Основы лидерства», участие в акции «Я – гражданин России», участие в конкуров лидеров детских и молодежных общественных организаций и школьных ученических самоуправлений, реализация программы ШУС «СМС»
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Задачи:
воспитание у детей и подростков чувства милосердия, доброты, сострадания;
преодоление социальной пассивности подрастающего поколения через включение детей и подростков в социально-значимую деятельность;
включение школьников района в благотворительную работу, направленную на организацию адресной помощи нуждающимся в ней ветеранам, пенсионерам, сиротам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
развитие и поддержка волонтерского движения;
привлечение внимания общественности и средств массовой информации к проблемам детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях;
Пути реализации: адресная помощь ветеранам войны и труда, малообеспеченным семьям, престарелым людям, посещение Дома престарелых г.Зеленодольск, участие в неделях добра, благотворительных акциях.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Задачи:
популяризация художественно-эстетического творчества учащихся, развитие творческих способностей и художественного вкуса;
воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности;
воспитание гармонически развитой активной личности;
приобщение учащихся к эстетическим ценностям общечеловеческой культуры, к культуре своего народа, края;
формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной потребностей общаться с прекрасным.
Пути реализации: фестивали детского творчества, выставки декоративно-прикладного творчества, выставка рисунков, газет, праздничные мероприятия к календарным праздникам.
Занятия в рамках образовательного курса «Основы лидерства»
№ п\п | Тема | общее кол-во | учебные занятия | Социально-значимые дела, волонтёрская практика |
1 | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.) | 1 | 1 | |
2 | Раздел «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ» (24 ч.) |
| Жизненная позиция | 10 | 2 | 8 |
| Самооценка | 8 | 2 | 6 |
| Саморазвитие | 6 | 2 | 4 |
3 | Раздел «УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ» (28 ч.) |
| Общение | 10 | 2 | 8 |
| Эффективность общения | 8 | 2 | 6 |
| Коммуникативные качества | 10 | 2 | 8 |
4 | Раздел «ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ» (15 ч.) |
| Ораторское мастерство | 4 | 2 | 2 |
| Презентация | 5 | 2 | 3 |
| Имидж | 3 | 2 | 1 |
| Диспуты и дебаты. | 3 | 2 | 1 |
5 | Раздел «УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ» (6 ч.) |
| «Тайм-менеджмент» | 6 | 2 | 4 |
| | | | |
6 | Раздел «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ» (20 ч.) |
| Коллектив | 10 | 2 | 8 |
| Принятие решений и контроль | 10 | 2 | 8 |
7 | Раздел «РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ» (14 ч.) |
| Межличностные отношения | 6 | 2 | 4 |
| Конфликт | 8 | 2 | 6 |
8 | Раздел «ЭТИКА ЛИДЕРСТВА» (23 ч.) |
| Лидер и команда | 10 | 2 | 8 |
| Лидерские качества | 8 | 2 | 6 |
| Управленческая этика | 5 | 2 | 3 |
9 | Раздел « ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (22 ч.) |
10 | Раздел « ИТОГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. ЗАЧЁТЫ» (13 ч.) |
Итого: | 162 | 39 | 127 |
Структура ШУС
ОБЩИЙ СБОР СМС


Председатель Совета



Совет актива Совет старост


Направления реализации
Отряды классов
Профилактические отряды
Список используемой литературы
1. Богуславский М.В. Циклы и стадии развития детского движения в XX – первой половине XXI века // Теория, история, методика детского движения. – Кострома, 2002. – Вып. 6. – С. 96–98.
Богуславский М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. Монография.- Тверь: Научная книга, 2007.- 112 с.
Всесоюзная пионерская организация – уроки истории / Ред. и сост. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. – Кострома, 2001. – 215 с.
Детские общественные объединения Российской Федерации: Справочник.- М.: Логос, 2004.- 208с.
Дружинин В.В. Детское движение в России: Историко-теоетический аспект.- М.: Логос, 2004.-244 с.
Кульпединова М.Е. Воспитание личности в деятельности детских общественных объединений: концептуальный подход / Теория и методика детского движения. – Кострома, 2002. – С. 119–124.
Методические рекомендации Министерства образования РФ от 11.02.2000 № 101/28-16 «О расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях».
Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований: Сборник докладов и выступлений. – М.: Логос, 2002. – 252 с.
О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 15.01.03 № 13-51-08/13 // Вестник образования России: Сборник приказов и инструкций Министерства образования Российской Федерации. – 2003. – № 7.
О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении: Информационно-методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от 02.04.02 № 13–51–28/13 // Вестник образования России: Сборник приказов и инструкций Министерства образования Российской Федерации. – 2002. – № 3.
Радина К.Д. Общее и особенное детского движения и структур образования / Теория и методика детского движения. – Кострома, 2002. – С. 86–90.
Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Пед. общ-во России, 2001. – 248 с.
Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учебное пособие / И.И. Фришман, Л.В. Байбородова и др. – М.: Академия, 1999. –
Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Владос, 2004. – 382 с.
Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации: Научно-методический сборник/ Временный творческий коллектив Национального совета молодежных и детских объединений России под руководством А.В.Соколова. Научный редактор-составитель С.В.Тетерский.- М.: Логос, 2005.- 248 с.
Теория. История. Методика детского движения. Выпуск VIII. К 85-летию Всесоюзной пионерской организации / Сост.: Т.В.Трухачева, А.Г.Кирпичник. М., 2007 – 204 с.
Социальные ресурсы детского движения Москвы. Материалы исследования и опыт в двух частях. Сост.: Т.В.Трухачева. М., 2007. Часть I – 164 c. Часть II – 166 с.
Чернов А.В. Эффективность менеджмента некоммерческой организации (на примере общественных молодежных объединений): Автореф. дис. … канд.
Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 116 с.
20. Сборник .Проект методических рекомендаций для старшего вожатого образовательной организации Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ» МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ М. ,2016г
Приложение № 1
Анкета № 1
Мониторинг социализации личности учащегося
( по И. Рожкову)
Цель: выявить уровень социальной адаптации, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Учащимся предлагается прочитать ( прослушать) 20 суждений и оценить степень согласия с их содержанием по 5-балльной шкале.
Прочитайте 20 суждений и оцените степень своего согласия с каждым из них:
4 - всегда,
3 - почти всегда;
2 - иногда;
1 - очень редко
0 - никогда:
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других
3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха
4. Я умею прощать
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав
8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие
10. Общаюсь с товарищами, отстаиваю свое мнение
11. Если я что-то задумаю, то обязательно сделаю
12. Мне нравится помогать другим
13. Мне хочется. Чтобы со мной все дружили
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду сними общаться
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать
16. Переживаю неприятности других, как свои
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения может быть поставлена оценка.
1 5 9 13 17
2 6 10 14 18
3 7 11 15 19
4 8 12 16 20
Обработка полученных результатов
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают путем сложения всех оценок первой строчки и делением этой суммы на 5.
Оценка автономности - вторая строчка
Оценка социальной активности - 3-я.
Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой.
Если получаемый коэффициент больше 3-х, можно констатировать высокую степень социализации ребенка. Если он меньше 2-х , но меньше 3-х - это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше 2-х баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся ( или группа учеников) имеют низкий уровень социальной адаптации.
Приложение № 2
Анкета 2
(анкетирование проводится перед отчетными сборами)
Назовите лучшие дела ДО за прошлый год.
Что тебе в них понравилось? В чем ты принял активное участие с удовольствием?
Назови самые неудачные мероприятия. В чем причина неудач?
Твои предложения к плану на новую четверть, год?
Что бы ты предложил сделать в ДО из общественно-полезных дел для школы?
С кем из интересных людей или людей какой-то профессии ты хотел бы встретиться?
Куда предложишь пойти на экскурсию?
За какое дело возьмешься в качестве организатора, ответственного?
Что интересного подскажешь провести в выходной день, каникулы?
Что подскажешь из важных дел своему отряду? ДО?
25