Сохранение и развитие духовных , исторических и культурных ценностей, чувства патриотизма
Дамбаева Светлана Батомункуевна,
учитель немецкого и бурятского языков
МБОУ « Ташеланская средняя общеобразовательная школа- интернат»,
Заиграевский район, Республики Бурятия
[email protected]
В последние годы в условиях роста национального самосознания, возрождения культурных и духовных традиций, языка возникает необходимость более глубокого знакомства школьников с духовными ценностями своего народа, с его национальной культурой, обычаями и традициями. Следовать принципу уважения к языкам и культуре всех народов - это одна из основ политики государства по укреплению гражданского мира и согласия в обществе. Изменения в обществе тяжело переживаются взрослым поколением. Это оказывает влияние и на молодое поколение. Дети стремятся к самоутверждению и проявлению индивидуальности.
Целью данной работы является воспитание высоконравственных, духовно богатых учащихся обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. Такой личностью может быть только человек с чувством национального достоинства, опирающийся на национальные идеалы, способный прикоснуться к идее о высшем смысле жизни. Достичь этого можно лишь узнав и полюбив страну, ее язык, традиции, ритуалы, обычаи.
И поэтому вопрос воспитания ребят на обычаях и традициях народов Бурятии актуален как никогда. Традиции содержат правила, наставления, нормы поведения во многих жизненных ситуациях, представления о чести и достоинстве, красоте. Именно народные традиции и обычаи выступают в роли регуляции повеления и деятельности взрослых и детей в семье и обществе, формируют основы нравственных качеств, способствуют возрождению новых дух Становление и развитие национального духа или поиски Республикой Бурятия себя должны начаться с формирования концепции духовного оздоровления молодежи и формирования духовно-нравственного климата в обществе по следующим основным направлениям:
1. Духовное и нравственное состояние общества. Воспитание чувства любви к своей большой и малой Родине, национальной гордости, гражданской ответственности.
2. Культ семьи и здорового образа жизни - именно ценностной ориентации в семье.
3. Сохранение и воссоздание исторических традиций. национальной культуры..
4. Сохранение и воссоздание культурного достояния.. Необходимо повышать статус культурного наследия .
Сегодня перед обществом ставится задача возрождения духовности. Вопросы интеллектуального, эстетического, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания приобретают особую актуальность.
Человек познает идеи и идеалы, языки и нормы поведения. Это приводит его к осмыслению и восприятию духовно-нравственных принципов, идей добра, красоты, блага, истины, справедливости.
Определенная работа по сохранению духовных, исторических и культурных ценностей проводится и в школе. В школе работает музей истории родного края. Музей необходим, т.к. он дает развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско-патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: любовь и уважение к родному селу; бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; приумножение исторического наследия, сохранение исторической памяти.
Огромную роль в изучении истории родного края, обычаев, традиции являются интегрированные уроки, классные часы, также проведение мероприятий « Сагаалган», «Сурхарбан»,« Пасха».конкурсов « Дангина» и « Гэсэр»
Традицией становится проведение встречи выпускников в нашей школе.
В школе работает научное общество, и учащиеся разработали и представили научные проекты, такие как: « Моё село – Ташелан», « Моя родословная», « Моё любимое село – Нарын», « Приметы и суеверия народов Германии и России», « Символика числа «три» в бурятском героическом эпосе « Гэсэр», в которых раскрыты духовные и исторические ценности, память и наследие.
Итогом работы по всем направлениям является воспитание нравственно-духовных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножить лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.
Этапы реализации программы:
1 этап- мониторинг предпочтений школьников
2 этап- воспитание гордости за свою Родину через изучение родного города, села, семьи, школы, знаменитых земляков, родителей и выпускников школы.
3 этап – обобщение опыта работы учителей, родителей, учащихся по формированию гражданской позиции личности через приобщение к отечественным, духовно-нравственным и патриотическим традициям.
Предполагаемые результаты.
Развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения;
Создание условий для развития духовной личности;
Поддержка инновационной деятельности педагогического коллектива, оптимизация учебного процесса, создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья детей;
Повышение компетентности в области нравственности;
Рост социального оптимизма подрастающего поколения.
Конечным результатом реализации Программы должна стать положительная динамика роста патриотизма, гражданственности.