Педагогический совет № 2
Тема: «Сохранять и укреплять здоровье детей дошкольного возраста посредством подвижных и спортивных игр»
октябрь 2023
Повестка дня:
«Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Опыт работы инструктора по физической культуре М. С. Лаврова
2. Тематический контроль «Организация физкультурно оздоровительной работы»
3. Смотр уголков и картотек по физвоспитанию в группах (презентация)
Проект решения предыдущего педсовета:
Работа за летний оздоровительный период признана удовлетворительной. Размещен на сайте фотоотчет о летних мероприятиях.
(Срок до 11.09.2023, ответственные Фомина Т.К.)
Принята образовательная программа на 2023-2024 учебный год.
Утвердждено расписание образовательной деятельности, график работы узких специалистов на 2023 –2024 уч. год (ст. воспитатель Мартынюк Т.В.)
Приведена рабочая документация в соответствие с утвержденными документами. (Срок до 12.09.2022)
Принят к реализации годовой план работы ДОУ на 2023 – 2024 уч. год. (В течение года, все педагоги ДОУ)
ЦЕЛЬ: формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов педагогов о подвижных играх, как средстве здоровьесбережения у дошкольников.
Вступительное слово: «Роль подвижной игры в жизни ребёнка».
Обращение старшего воспитателя к участникам педсовета.
«Минута вхождения в день». Звучит аудиозапись лирической музыки.
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Так хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Вдохните и почувствуйте свежесть воздуха, восхититесь красотой голубого неба, ощутите тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения. Бережно относитесь друг к другу.
"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью....
По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни. О том, как грамотно распорядиться этим количеством процентов распорядиться в условиях дошкольного учреждения пойдет речь на нашем педсовете.
В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит долго и эффективно, если не будет совершенствоваться и обновляться.
Актуальность проблемы охраны здоровья детей возрастает с каждым годом. Уже в дошкольном возрасте 15-20% детей имеют хронические заболевания, а более 50% дошкольников- те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья; 30-40% детей имеют отклонения в опорно-двигательном аппарате, 20-25% - со стороны носоглотки; невротические отклонения отмечены у 30-40%, у 10-23% дошкольников - аллергические реакции, 10-25% дошкольников имеют отклонения в сердечно-сосудистой системе. Воздействие неблагоприятных экологических факторов, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, неправильный образ жизни семьи, недостаточное содержание в пищевом рационе витаминов, патология беременности у матерей, злоупотребление алкоголем родителей, приводит к угнетению иммунобиологической реактивности организма и ухудшению состояния психического здоровья у дошкольников.
Социальная обусловленность здоровья ставит перед медицинскими работниками, педагогами дошкольного учреждения и родителями важные задачи:
- формирование здорового образа жизни у дошкольников;
- разработка инновационных оздоровительных технологий.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.
Поэтому в этом году мы и взяли годовую задачу о повышение эффективности физического воспитания дошкольников в ДОУ через организацию оптимального двигательного режима, подвижных и спортивных игр, для формирования культуры здорового образа жизни и любви к спорту.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень - его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими технологиями пользуются педагоги:
Какие вы знаете технологии сохранения и стимулирования здоровья?
Назовите Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика
Физкультурные занятия
Самомассаж.
Активный отдых
Назовите Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика,
Технология музыкального воздействия.
Сказкотерапия
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поговорим о подвижной игре, как о средстве здоровьесбережения и всестороннего развития ребенка дошкольника.
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.
Подвижная игра с правилами - это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующая точным и своевременным выполнением заданий, связанных обязательными для всех играющих правилами.
По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.
Подвижная игра - незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.
(сюжетные и бессюжетные: по двигательному содержанию (с бегом, прыжками, метанием, ходьбой); по степени физической нагрузки: большой подвижности ,средней подвижности, малой подвижности, с предметами, с элементами соревнований, игры-забавы, спортивные игры).
(Дети учатся действовать в коллективе, подчинятся общим требованиям. Правила игры ребята воспринимают как закон; сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности).
- 5-8 игр подвижных игр можно использовать в течение дня
3-5 минут длительность проведения подвижной игры
Перечень игр:
Игры группы раннего возраста: «Догони собачку», «Маленькие и большие», «Догони мяч», «Через ручеек», «Догони меня», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик»,
«Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках»
Игры для младшей группы: «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Поезд», «Лохматый пес», «С кочки на кочку», «Поймай комара»
Игры для средней группы: "У медведя во бору", «Самолеты», «Цветные автомобили», «Бездомный заяц», «Перелет птиц», «Найди и промолчи», «Ловишки»
Игры для старшей группы: «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси – лебеди», «Хитрая лиса», «Караси и щука», «Не оставайся на полу», «Пожарные на учениях», «Охотники и зайцы»
Игры для подготовительной группы: «Совушка», «Два Мороза», «Жмурки», «Волк во рву», «Горелки», «Перелет птиц», «Гори, гори ясно», «Лягушка и цапля», «Краски»
В какие игры играть с детьми и в какое время.
Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.
В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие
Как, по какому принципу подбираются подвижные игры?
Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:
-Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.
-Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.
-Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.
-В подборе подвижных игр и элементов соревнования необходимо учитывать индивидуальные особенности физического развития и здоровья детей.
- подбор подвижных игр и игровых упражнений разной степени интенсивности (малоподвижные, средней активности, высокой двигательной активности).
Опыт работы инструктора по физической культуре на тему: «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»
Итоги тематического контроля: «Организация физкультурно-оздоровительной работы»
Во-первых, хочу вас поздравить с успехом и победой. Во-вторых, мы пришли к общему мнению, что подвижная игра влияет положительно на личностное развитие детей, носит воспитывающий и оздоровительный характер, закрепляет физические качества ребёнка. Поэтому подвижная игра не просто забава, а жизненная необходимость.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, его ведущая деятельность и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой – неуемной потребности его в движениях. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует всестороннему их развитию. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Закончить хотелось бы словами американского психолога Эриха Фромма:
«Играя, дети учатся прежде всего развлекаться,
а это одно из самых полезных занятий на свете».
Решение педсовета
1.Продолжать расширять двигательный опыт детей в процессе ежедневного проведения подвижных игр.
Срок: постоянно. Ответственные: Воспитатели
2.Принять к исполнению рекомендации по результатам тематического контроля «Организация физкультурно-оздоровительной работы» Срок: постоянно. Ответственные: инструктор по физическому воспитанию, воспитатели.
3. Использовать во время утренней гимнастики бубен. Срок: постоянно. Ответственные: инструктор по физическому воспитанию, воспитатели
4. Разнообразить информацию в родительских уголках по воспитанию здорового ребенка.
Срок: ноябрь 2023г. Ответственные: воспитатели