Ланин Б.А. Методика преподавания литературы. М.: Юрайт, 2018.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Современное понимание проблемы
Когда мы говорим о том, что изучение литературы способствует общему развитию личности ребенка, то как раз и имеется в виду то, что он не только становится более начитанным и узнает больше литературоведческих терминов. Ценно и то, что развиваются его речевые навыки. Методика накопила широкий арсенал технологий развития ученической речи. Ниже мы предлагаем один из последовательных и продуманных опытов.
Печ. по: Соколов Н. М. Устное и письменное слово учащихся. — Л., 1927. — С. 50—55.
МЕТОДИКА ОПИСАНИЯ Описания, как самостоятельная литературная форма, гораздо реже встречаются, чем повествования или даже чем рассуждения, играющие такую влиятельную роль в науке и повременной прессе. С этой точки зрения казалось бы лишним упражнять учащихся в составлении описаний: не было ли бы составление описаний работою, исполняемой только по традиции, по слепому подражанию прошлому, когда описания играли такую важную роль в стилистических упражнениях, что с них начинали курс письменных упражнений в младших классах средних школ и уделяли много времени и на дальнейших ступенях (Ср. хрестоматии 60—90 гг. Галахова, Поливанова, Козмина и другие, представляющие собою не только и не столько книги для чтения, сколько словесные атласы для ведения письменных работ, для усвоения литературного русского языка и литературных форм сочинения. В них описаниям отводится значительное место. Имеется описательный материал и в новейших хрестоматиях, хотя они и не преследуют подобных целей).
Чтобы ответить на этот вопрос, мы, прежде всего, условимся различать описания художественного типа от описаний делового, научного типа. Первые обращаются преимущественно к воображению и эмоциям, не игнорируя иногда и нашей рассудочной способности; вторые имеют в виду именно последнюю. Первые встречаются преимущественно как элемент в эпических произведениях, а также в путешествиях и исторических сочинениях, не чуждающихся изобразительно-художественных приемов. Такие описания английские и американские теории литературы называют иногда descriptory description, то есть описания в собственном смысле слова, в отличие от explanatory description — научного типа; немецкие — Beschreibung, французские — description и для описания внешности людей — portraits1. Все они стремятся давать образы предметов и вызывать эмоции, настроения, синтезирующие детали словесных картин. В художественных эпических произведениях описания вызывают у читателей представления о фоне действия, дают характеристики; ту же приблизительно роль играют они и в путешествиях и в исторических сочинениях.
Однако они встречаются и самостоятельно, особенно в стихотворной форме, являясь словесными пейзажами, иногда — портретами. Таким образом, существование этого рода сочинения в школьной практике прежде всего оправдывается постольку, поскольку школа поддерживает ведение ученических сочинений повествовательного типа в более разработанном виде. Однако такой подход к решению вопроса был бы слишком односторонним. Дело в том, что сочинение описаний, как и рассказов и рассуждений, преследует прежде всего воспитательно-познавательные цели. С одной стороны, описания основаны на деятельности туго, медленно развиваемой способности точно видеть, слышать, вообще — воспринимать и воспроизводить в связной форме впечатления от виденного.
С другой стороны, мы учимся у мастеров слова разным приемам и разным манерам живописать предметы, пейзажи, людей, то есть усваиваем такие свойства литературной речи, которые менее разрабатываются в других литературных жанрах. Кроме того, уменье рисовать фон и пр. в повествованиях — художественного ли, географического или исторического характера — предполагает специальные и обособленные упражнения в разработке описаний разных типов.
Каковы же методы работы над описанием? Было время, когда в основу этой работы было положено подражание литературному образцу. Вместо того чтобы наблюдать подлинные предметы и явления, учащиеся изучали их прошедшими сквозь сознание большого художника, наблюдали его словесные приемы, не видя его материала, его объекта, подвергавшегося с его стороны очень сложной и тонкой художественной переработке. Иначе говоря, начинали с изучения того, чем должны были бы кончить. Художественное описание прочитывалось несколько раз (в классе и дома); изучался его план, даже не как схема для дальнейших наблюдений над жизнью, а как канва для пересказа этого же описания. Иногда, охваченный своеобразным эстетическим порывом педагог-словесник после «логического» разбора вырабатывал для данного описания сложный план и восхищался изяществом и стройностью разбираемого отрывка, заключающего «многое в малом». Но, в конце концов, по этому же плану, устно или письменно, все-таки излагался образец. Несколько более свободною работою являлся пересказ по аналогии с переменою главного предмета и обстановки. Словесные материалы (слова и обороты) оставались почти те же, но место, изображенное в разобранном отрывке, заменялось более близким; например, в подражание описанию Московского Кремля Лермонтова или Загоскина — описание Новгородского, Псковского, Нижегородского, тульского и других кремлей. Еще более свободным является такое описание виденного объекта, например, избы, комнаты, усадьбы, когда учащимся предлагается изучить два-три готовых, обыкновенно художественных описания на ту же тему, избрать план одного из них, наиболее подходящего к данному объекту (например, комната победнее или побогаче; роща утром, а не днем или вечером), или же, на основании их всех, составить свой план, применительно к своему объекту, но пользуясь планами литературных описаний.
В сущности, два последних типа работы и являются наиболее распространенными в школе. Однако далеко не во всех них фигурирует подлинный объект для наблюдения. Очень часто пособия подобного типа составляются так, что учащиеся приглашаются описывать воображаемое здание или воображаемую местность, при чем выдвигается, как особое задания, — полнота описания. Здесь мы встречаемся с очень спорным, часто даже вредным упражнением. Дело в том, что при нем нередко смешиваются два разных типа описания, художественный и наукообразный. Один рассчитан на передачу впечатления от предмета или явления; поэтому в нем выдвигается какая-нибудь одна характеризующая его черта, передающая его «сущность» или точнее подчеркивающая сущность того сильного впечатления, которое было произведено им на художника. Последний не заботится о полноте (если только не сама полнота впечатлений являлась характерною — сравните, например, гоголевское описание — «инвентарь» двора Плюшкина или угощения Коробочки, Петуха). Такое описание отнюдь не инвентарь. Оно экономно на слова, но изобразительно и выразительно, — оно «ударно». Соединять подобные описания, компилировать из них какое-то суммированное описание воображаемого дома, рощи, озера — это значит проделывать чисто схоластическую работу.
«Искусство описывать, — говорит выдающийся французский стилист А. Альбаля, — заключается в выборе нескольких поражающих подробностей, в нескольких избранных идеях и в выпуклости изображения. Нечего гнаться за количеством, нужно искать силы... Описание хорошо, когда оно жизненно, а жизненно оно только тогда, когда оно реально, видимо материально, вызывает иллюзию». Он ссылается на очень тонкое замечание Тэна: «Когда Менелай был ранен стрелою, — говорит он, — Гомер сравнивает его белое тело, забрызганное алою кровью, со слоновою костью, которую Кариянка окунула в пурпур...» И, приведя это сравнение, он добавляет: «Это было видено, видено живописцем и скульптором; Гомер забыл и боль, и опасность, и драматический эффект, — так он поражен цветом и формою»2. Нельзя не согласиться с этими совершенно верными соображениями, вполне применимыми к любому художественному описанию и у русских мастеров.
... работа ученика должна быть самостоятельной не только по содержанию, но и по слогу, а это возможно только при работе над небольшими вопросами, когда, после чтения, учащийся может выработать свое отношение к теме, свои взгляды. Тогда он позабудет чужую манеру говорить и скажет то же, что разными стилями выражено в двух-трех книжках, но скажет по-своему, своим языком.
Еще в большей степени надо охранять самостоятельность и самодеятельность учащихся при сочинении ими описаний художественного типа. Чтобы провести строго эвристический метод в сочетании с наглядностью (то есть лабораторный метод), мы обращаемся к экскурсионному методу. Предположим, что готовим в 5, 6, 7 отделениях (в 5-м они могут не удаться) описания подлинного уголка рощи, леса или парка осенью. Перед походом мы ставим коротенькую беседу на тему о том, что и как наблюдать. Дети стремятся обыкновенно смотреть только на кроны деревьев и думают, что этим исчерпывается задача. Мы уславливаемся посмотреть на рощу сперва издалека (общее впечатление — «в багрец и золото одетые леса»), затем подойти и определить тона ее вблизи: однотонную желтизну или пестроту окраски; установить, меняется ли яркость тонов при углублении взором внутрь рощи, в каком отношении эти тона находятся к небесному тону, к траве (очень часто еще совершенно зеленой); она кажется ярко-изумрудною, благодаря буро-желтому тону фона). Далее — освещение всего пейзажа и отдельных его частей; форма «уголка» рощи (может быть, его уютность, или отчетливо-резкий выступ вперед); оживляющие пейзаж звуки (гул, птицы и т. д.). Пахнет ли осенью? Ветрено — тихо, холодно — тепло... Перед походом можно условиться о точке зрения: рассматривать ли уголок рощи с неподвижной или движущейся точки зрения. В заключение руководитель предлагает во время дискуссии искать такую точку, откуда уголок показался бы особенно красивым...
На дом задается написать черновой набросок и принести в класс на следующий урок. Педагог просматривает наброски и отбирает, так что класс выслушивает два-три средних эскиза, затем еще два-три резко отличающихся, обсудит их и еще раз получит задание написать, но на этот раз набело. Эти беловые описания сравниваются с подходящими описаниями Тургенева («Я сидел в березовой роще...»; «Лес и степь»; «И как этот же самый лес хорош...»); Бунина («Листопад», «Лес точно терем расписной...»); Толстого...
При этом мы обращаем внимание на то, что нового внесли, сравнительно с нашими школьными описаниями, писатели. Изучаем строение описания и отдельные приемы. Так как программа наблюдений была подготовлена на основании этих описаний природы, то резкого расхождения (кроме очень субъективного отрывка из «Леса и степи») нет.
Таков тип работы, наиболее удобный для начала упражнений в описаниях природы. Далее мы можем уже меньше вмешиваться в процесс собирания материала и тем более его планирования... Но задача наша — в сообщении учащимся метода, а не в проработке описаний рощи и летом, и зимою и т. д. Необходимо поработать над описанием и комнат, и зданий и т. д.3 И каждый новый тип работ удобнее всего начинать вышеописанной работой.
Одним из наиболее ценных плодов этих стилистических усилий и дальнейшего штудирования литературного образца будет то, что подростки совершенно иначе начнут относиться к литературному тексту. Как и при создании их собственных рассказов, они будут введены в самую лабораторию художественного творчества, оценят литературные образцы не только по силе их общего художественного впечатления, но и в деталях: они будут чувствовать изобразительную силу отдельных приемов и силу экспрессии в целом. Поэтому, по окончании работы над «Уголком рощи» мы можем смело браться за тургеневскую «Лес и степь» в целом или брать другие художественно ценные произведения из разных хрестоматий4. В интересной книге М. А. Рыбниковой «Работа словесника в школе»5 автор разрабатывает тему именно об описаниях природы, начиная с возраста 13-14 лет.
Вспомним, например, что в одной из лучших хрестоматий 80-х гг. XIX в., в «Русской хрестоматии» Л. Н. Поливанова мы находим для начала работы в V классе (теперешний 7-ой год обучения) следующие описания. Две статьи: «Классная комната» Толстого и комната Тургенева, «Постоялый двор» Тургенева, а потом — Урал, Рейн, Волга, Плавание по Нилу, Баобаб, Гиппопотам, Крокодил, Гагара, Новая земля, Африканские пустыни, Водопад Майпуре!.. Да и дальше — немного спустя — Византия, Софийский храм, мечеть в Кордове, два описания Севильского собора, пирамиды и пр. Эти темы могут еще дразнить воображение, но вызывать искренние задушевные творческие порывы у всех детей они не могут. Получатся или ходульные описания, с нездоровым гиперболизирующим стилем, или то есть общие описания, которые так едко высмеивает у Фенелона французский методист Альбаля и на которые указывает в своей статье Рыбникова. А что же кроме бесцветных общих мест или заимствований, согретых чужим огнем, может дать рядовой ученик, если он пишет «из головы», а не описывает виденное и пережитое?
[У] П. В. Шаблиовского мы находим ряд тем, явно рассчитанных на творческое воображение, которое поможет подросткам писать лирические пейзажи или опыты описательно-повествовательного рода. Таковы темы:
«Молодые елочки, окутанные инеем, стоят неподвижно»;
«Веселая ночь была так светла, что я мог прочитать письмо без огня»;
«Больной метался в сильном жару; его дыхание было тяжело и горячо»;
«Вот пустое гнездышко птички, которая давно уже улетела в теплые страны»;
«Дорога узкой лентой тянулась по необозримой степи и пропадала где-то за горизонтом»;
«Солдаты с ружьями и мешками на плечах медленно шагали по пыльной дороге».
Эти темы рассчитаны на некоторый субъективизм, и потому должны предлагаться по три-четыре сразу, и притом разнообразные, чтобы обеспечить за учениками более широкую свободу. Чтение их работ на то есть или другую тему заканчивается чтением литературного образца, из которого они взяты и, если педагог пожелает, составленного им лично.
Гораздо спорнее были задания на так называемые фантастические темы, которые были в ходу среди школяров еще при Квинтилиане. Школяры и тогда одобряли их за то, за что, с педагогической точки зрения, их следовало бы осудить самым строгим образом: ученикам нравилось то, что они могли разнуздывать свое воображение, писать много о том, чего они не знают и не видели. Естественно, что их работа выражалась преимущественно в заимствованиях и грубых подражаниях мифологическим поэтам. Насколько жизненнее, например, тема, предложенная М. А. Рыбниковой: «Какие бывают облака?» или целый дневник весенний или осенний!..
Рядом с дневником, для того, чтобы открыть простор ученической инициативе, я ставлю и работу над небольшою повестью или несколькими рассказами, в которые надо ввести описательный элемент для передачи фона и обстоятельств. В данном случае описания будут функционировать в общепринятой для них форме, как элемент в повествовательно-описательном сочинении. Но и здесь я предпочел бы видеть описания того, что хотя бы частично было пережито.
1 Впрочем, portrait является и психологической характеристикой. Roustan, La description et le portrait.
2 Albalat. L’art d’ecrire, XIV и XV lecons.
3 Вот примерный перечень тем для описаний с натуры. Комната, изба, внешний вид, внутренность, нежилое здание более крупных размеров, например, мельница, красивый небольшой дом, дача, дом отдыха, вагон, переход, мост, какое-нибудь животное...
4 Например, «Наша речь» Я. И. Душечкина, «Наш мир», «Живое слово» А. Я. Острогорского, Н. М. Соколов «Русский язык», ч. I, II и т. д., где дается много описаний, жизненных и реальных в лучшем значении этого слова.
5 Рыбникова М. А. Работа словесника в школе. — М., 1922. «Школьные сочинения», особенно с. 123 (и след.).