СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соляная кислота и ее соли. Лабораторный  опыт №2.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока для 9 класса Соляная кислота и ее соли. Лабораторный  опыт №2. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами) к  учебнику Рудзитис Г.Е. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Е. Фельдман. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 208 с.: ил.

Цель урока: познакомить с химическими, физическими свойствами соляной кислоты, качественной реакцией на  соляную кислоту и её соли; рассмотреть применение кислоты и ее солей.

Задачи:

Образовательные: укрепить навыки проведения химического эксперимента, составления химических уравнений.

Развивающие: развивать умение делать выводы по результатам химических опытов, сравнивать химические свойства кислот.

Воспитательные: формировать  бережное отношение к здоровью, знаний правил техники безопасности при работе с кислотами, щелочами; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Соляная кислота и ее соли. Лабораторный  опыт №2.»


Учитель: Бандурова Татьяна Сергеевна

Место работы: Государственное бюджетное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Кировская средняя общеобразовательная школа № 2»

Предмет: химия

Класс: 8

Тема. Соляная кислота и ее соли. Лабораторный опыт №2. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами).

Цель урока: познакомить с химическими, физическими свойствами соляной кислоты, качественной реакцией на соляную кислоту и её соли; рассмотреть применение кислоты и ее солей.

Задачи:

Образовательные:

укрепить навыки проведения химического эксперимента, составления химических уравнений.

Развивающие:

развивать умение делать выводы по результатам химических опытов, сравнивать химические свойства кислот.

Воспитательные:

формировать бережное отношение к здоровью, знаний правил техники безопасности при работе с кислотами, щелочами; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты.

Предметные. Знать общие и специфические свойства соляной кислоты, уметь отличать от других неорганических веществ.

Метапредметные.

Регулятивные:

определять цели обучения, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Познавательные:

уметь самостоятельно делать выводы по результатам химических исследований, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами, составлять химические уравнения, решать задачи.

Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свое мнение, уважать мнение других, осознанно использовать речевые средства.

Личностные. Формировать научное мировоззрение, взаимосвязь химии и биологии.

Оборудование и материалы: таблица растворимости, периодическая система химических элементов, нитрат серебра, соляная кислота.

Методы обучения: наглядные – демонстрации, лабораторный опыт; интерактивные; практические: выполнение заданий.

Базовые понятия и термины: кислота, индикатор, качественная реакция на хлорид - ионы.

Тип урока: комбинированный

Урок разработан к учебнику Рудзитис Г.Е. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Е. Фельдман. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 208 с.: ил.


Структура урока

I. Организационный этап 2 мин

  1. Актуализация знаний 7 мин

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся…..2 мин

  3. Первичное усвоение новых знаний 19 мин

  4. Первичная проверка понимания и закрепление 4 мин

  5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.7 мин

  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 мин

  7. Рефлексия (подведение итогов урока) 2 мин


ХОД УРОКА

  1. Организационный этап

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Актуализация знаний

  • Работа по карточке у доски (решение задачи)

  • Какое химическое вещество мы изучали на прошлом уроке? (хлороводород)

  • Что такое хлороводород? (вспоминают физические и химические свойства)

  • Как его можно получить в промышленности и лаборатории? (в промышленности сжиганием водорода в атмосфере хлора; в лаборатории действием концентрированной серной кислоты на сухой хлорид натрия)

  • Какие вещества называются кислотами?

  • Рассмотрение решения задачи (проверка)

Какой объем хлороводорода можно получить в лаборатории действием концентрированной серной кислоты на хлорид натрия массой 25г?


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • Почему хлороводород «дымит» на воздухе? («дымит» во влажном воздухе, так как образует с водяным паром воздуха туман, который состоит из мелких капель соляной кислоты)


Сообщение темы урока, учащиеся формируют цели урока.

Эпиграф к нашему уроку.

Единственный путь, ведущий к знанию,

- это деятельность

Б.Шоу

Записывают тему урока.

  1. Первичное усвоение новых знаний

Для решения этих целей нам поможет план урока:

1.История открытия соляной кислоты

2. Получение соляной кислоты в лаборатории и в промышленности

3. Изучение физических свойств соляной кислоты

4. Химические свойства соляной кислоты

5.Значение и применение соляной кислоты и ее солей

6. Выполнение Л.о №2. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами).

С соляной кислотой мы сталкиваемся ежедневно. Соляная кислота, выделяющаяся в желудке, используется для процесса пищеварения. Под ее воздействием большинство бактерий быстро погибает.

1.Изучение физических свойств соляной кислоты

Впервые кислота упоминается в сочинениях алхимика Василия Валентина во второй половине XV в..

В XVI в. Андреас Либавий в усердных поисках чудодейственного жизненного эликсира сухой перегонкой смеси, состоящей из купороса, квасцов и поваренной соли получили продукт, который описали под названием «кислого спирта». Это и была знакомая соляная кислота, конечно, очень нечистая.

Для первых исследователей это было совершенно новое вещество, обладавшее свойствами, которые сильно поражали их воображение. Нюхая его, они задыхались и кашляли, «кислый спирт» дымил в воздухе. Пробуя на вкус, он обжигал язык и нёбо, металлы он разъедал, ткани разрушал.

В 1658 г. немецкий химик И.Р.Глаубер (1604–1670) нашел новый способ получения соляной кислоты, которую он назвал «соляным спиртом». Этот способ применяют и сейчас в лабораториях. Он нагревал поваренную соль с концентрированной серной кислотой и выделявшийся «дым» поглощал водой.

В 1772 г. английский химик Дж.Пристли (1733–1804) установил, что при действии

серной кислоты на поваренную соль выделяется бесцветный газ, который может быть собран над ртутью, газ обладает способностью растворяться в воде. Водный раствор этого газа получил название «соляной кислоты» (acidum muriaticum), а сам газ Пристли назвал «чистой газообразной соляной кислотой».

2. Получение соляной кислоты

в лаборатории в промышленности

3. Изучение физических свойств соляной кислоты

Откроем параграф §15 с. 56 учебника и ознакомимся с физическими свойствами соляной кислоты, запишем в тетрадь (с плотность 1,19 г/см3, раствор концентрированной соляной кислоты дымит на воздухе, сильная одноосновная кислота).

4. Химические свойства соляной кислоты

  • Как можно подтвердить, что данное вещество кислота?

  • Какие химические свойства имеют кислоты?

Демонстрация опыта, написание химических уравнений, использование интерактивного метода «Диаграмма Венна».



Реактивом на соляную кислоту и ее соли является раствор нитрата серебра, в результате реакции  образуется белый творожистый осадок хлорида серебра.

HCl + AgNO3 = AgCl↓ + HNO3

H+ + Cl - + Ag+ + NO3- = AgCl↓ + H+ + NO3-

Ag+ + Cl - = AgCl↓


5.Значение и применение соляной кислоты и ее солей

Рассмотрим слайд

Чтоб охотней покупали,

Чтобы был опрятный вид,

Все изделия из стали

Лучше никелем покрыть.

Удалим оксидов слой мы соляной кислотой,

А потом в особой ванне

Гальванируем металлы

Или если раковина

Ржавчиной покрыта,

Не поможет даже

Мистер мускул знаменитый

Лишь эта кислота

Помогает нам всегда

6. Выполнение Л.о №2.

Тема. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами).

Цель.

Оборудование.

Заполнить таблицу

Название соли

Формула

Применение

Хлорид натрия,

Натриевая соль соляной кислоты


NaCl

Известен в быту под названием поваренной соли, основным компонентом которой и является. Хлорид натрия в значительном количестве содержится в морской воде, придавая ей солёный вкус.

Хлорид кальция

CaCl2

Добавки Е509 в пищевой, фармацевтической промышленностях.

Хлорид калия, калиевая соль 

KCl

Эффективное калийное удобрение, используется стекольной и химической промышленности.

Хлорид алюминия 

AlCl3

Применяться в качестве деструктивного катализатора процесса разложения нефти на фракции,

Хлорид серебра

AgCl

Малорастворимая соль, используется в фотоработах

Вывод

.

  1. Первичная проверка понимания и закрепление

  • Выполните задание «Убери лишнее». Какие из указанных веществ будут реагировать с соляной кислотой? Составьте уравнения химических реакций

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

  • Осуществите превращения по схеме:
    HCl - Cl
    2 - AlCl3 - Al(OH)3 - Al2O3 - AlCl3 - Cl2


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Повторить п.14

Прочитать п.15

Выполнить задания №1,3, 4 параграф 15

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Давайте поделимся своими впечатлениями по уроку.

Ответьте на следующие вопросы:

- я узнал…

- я хотел узнать…

- я узнал…