СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение»

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА КАК КОМПЛЕКС ТЕЛ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕЕ

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА КАК КОМПЛЕКС ТЕЛ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕЕ

Общие характеристики планет

Общие характеристики планет

По физическим характеристикам восемь планет Солнечной системы можно разделить на две группы: планеты земной группы: Земля, Меркурий, Венера и Марс; планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. планеты земной группы: Земля, Меркурий, Венера и Марс; планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Разделение планет на группы прослеживается сразу по трем характеристикам (размерам, плотности и массе), причем по плотности – наиболее чётко. Венера Юпитер Меркурий Уран Земля Марс Сатурн Нептун

По физическим характеристикам восемь планет Солнечной системы можно разделить на две группы:

  • планеты земной группы: Земля, Меркурий, Венера и Марс; планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
  • планеты земной группы: Земля, Меркурий, Венера и Марс;
  • планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Разделение планет на группы прослеживается сразу по трем характеристикам (размерам, плотности и массе), причем по плотности – наиболее чётко.

Венера

Юпитер

Меркурий

Уран

Земля

Марс

Сатурн

Нептун

Различие плотности тел двух групп планет объясняется различием их химического состава и агрегатного состояния. Большая часть массы планет земной группы приходится на долю твердого состояния вещества – оксидов и других соединений тяжелых химических элементов: железа, магния, алюминия и других металлов, а также кремния и других неметаллов. В твердой оболочке нашей планеты (литосфере) приходится свыше 90% её массы на долю железа, кислорода, кремния и магния. Самыми многочисленными являются атомы кислорода. Венера Юпитер Меркурий Уран Земля Марс Сатурн Нептун

Различие плотности тел двух групп планет объясняется различием их химического состава и агрегатного состояния.

Большая часть массы планет земной группы приходится на долю твердого состояния вещества – оксидов и других соединений тяжелых химических элементов: железа, магния, алюминия и других металлов, а также кремния и других неметаллов.

В твердой оболочке нашей планеты (литосфере) приходится свыше 90% её массы на долю железа, кислорода, кремния и магния.

Самыми многочисленными являются атомы кислорода.

Венера

Юпитер

Меркурий

Уран

Земля

Марс

Сатурн

Нептун

Различие плотности тел двух групп планет объясняется различием их химического состава и агрегатного состояния. Малая плотность планет-гигантов (у Сатурна она меньше плотности воды) объясняется тем, что значительная часть их массы находится в газообразном и жидком состояниях. В составе планет-гигантов преобладают водород и гелий. Этим они похожи на звезды. Атмосфера планет-гигантов содержит различные соединения водорода, в частности метан и аммиак. Венера Юпитер Меркурий Уран Земля Марс Сатурн Нептун

Различие плотности тел двух групп планет объясняется различием их химического состава и агрегатного состояния.

Малая плотность планет-гигантов (у Сатурна она меньше плотности воды) объясняется тем, что значительная часть их массы находится в газообразном и жидком состояниях.

В составе планет-гигантов преобладают водород и гелий. Этим они похожи на звезды.

Атмосфера планет-гигантов содержит различные соединения водорода, в частности метан и аммиак.

Венера

Юпитер

Меркурий

Уран

Земля

Марс

Сатурн

Нептун

Планеты-гиганты быстрее вращаются вокруг оси, чем планеты земной группы

Планеты-гиганты быстрее вращаются вокруг оси,

чем планеты земной группы

На четыре планеты земной группы приходится всего 3 спутника, на четыре планеты-гиганта – 158. Нептун Уран Марс Сатурн Земля Венера Юпитер Меркурий 63 1 2 56 13 0 0 26 Число известных спутников

На четыре планеты земной группы приходится всего 3 спутника,

на четыре планеты-гиганта – 158.

Нептун

Уран

Марс

Сатурн

Земля

Венера

Юпитер

Меркурий

63

1

2

56

13

0

0

26

Число известных спутников

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

Согласно наиболее разработанной гипотезе, выдвинутой советским академиком Отто Юльевичем Шмидтом, Солнечная система сформировалась в результате длительной эволюции огромного холодного газопылевого облака. Образование планет по теории О. Ю. Шмидта

Согласно наиболее разработанной гипотезе, выдвинутой советским академиком Отто Юльевичем Шмидтом, Солнечная система сформировалась в результате длительной эволюции огромного холодного газопылевого облака.

Образование планет

по теории О. Ю. Шмидта

В пользу гипотезы Шмидта свидетельствуют многие научные данные. В последние годы вокруг нескольких звезд были обнаружены газопылевые облака, из вещества которых могут образовываться планеты. Часть газопылевой туманности в созвездии Орла Большая туманность Ориона Исследования далекого прошлого Земли говорят о том, что наша планета никогда не была полностью расплавленной. Появление континентов

В пользу гипотезы Шмидта свидетельствуют многие научные данные.

  • В последние годы вокруг нескольких звезд были обнаружены газопылевые облака, из вещества которых могут образовываться планеты.

Часть газопылевой туманности в созвездии Орла

Большая туманность Ориона

  • Исследования далекого прошлого Земли говорят о том, что наша планета никогда не была полностью расплавленной.

Появление континентов

Все тела, которые в настоящее время составляют Солнечную систему, образовались примерно 4,5 - 5 млрд лет тому назад Возраст наиболее древних пород, которые обнаружены в составе метеоритов, составляет примерно 4,5 млрд лет. Породы такой же древности обнаружены в доставленных на Землю образцах лунного грунта. Расчеты возраста Солнца дали близкую величину – 5 млрд лет. Железный метеорит Лунный метеорит

Все тела, которые в настоящее время составляют Солнечную систему, образовались примерно 4,5 - 5 млрд лет тому назад

Возраст наиболее древних пород, которые обнаружены в составе метеоритов, составляет примерно 4,5 млрд лет.

Породы такой же древности обнаружены в доставленных на Землю образцах лунного грунта.

Расчеты возраста Солнца дали близкую величину – 5 млрд лет.

Железный метеорит

Лунный метеорит

Облако, из которого образовались тела Солнечной системы, представляло собой смесь частиц, которые относились к трем компонентам: скальному, ледяному и летучему. Именно из этих трех компонентов в различных соотношениях и состоят все тела Солнечной системы.

Облако, из которого образовались тела Солнечной системы, представляло собой смесь частиц, которые относились к трем компонентам: скальному, ледяному и летучему.

Именно из этих трех компонентов в различных соотношениях и состоят все тела Солнечной системы.

Вначале сжатие облака гравитационными силами привело к образованию центрального горячего ядра – будущего Солнца. Оно захватило себе основную часть массы облака – примерно 90%.

Вначале сжатие облака гравитационными силами привело к образованию центрального горячего ядра – будущего Солнца.

Оно захватило себе основную часть массы облака – примерно 90%.

Тяготение образовавшегося Солнца воздействовало на форму оставшейся части облака: оно становилось все более и более плоским диском. В результате столкновений между собой частицы или разрушались, или объединялись в более крупные. Возникали зародыши будущих планет и других тел.

Тяготение образовавшегося Солнца воздействовало на форму оставшейся части облака: оно становилось все более и более плоским диском.

В результате столкновений между собой частицы или разрушались, или объединялись в более крупные.

Возникали зародыши будущих планет и других тел.

Эволюция облака привела к тому, что основная масса вещества оказалась сосредоточенной в немногих крупных телах – больших планетах.

Эволюция облака привела к тому, что основная масса вещества оказалась сосредоточенной в немногих крупных телах – больших планетах.

Под влиянием сильного нагрева из окрестностей Солнца улетучивались газы (в основном это самые распространенные во Вселенной – водород и гелий) и оставались лишь твердые тугоплавкие частицы. Из этого вещества впоследствии сформировались Земля, ее спутник – Луна, а также другие планеты земной группы.

Под влиянием сильного нагрева из окрестностей Солнца улетучивались газы (в основном это самые распространенные во Вселенной – водород и гелий) и оставались лишь твердые тугоплавкие частицы.

Из этого вещества впоследствии сформировались Земля, ее спутник – Луна, а также другие планеты земной группы.

Вдали от Солнца летучие вещества намерзали на твердые частицы, относительное содержание водорода и гелия оказалось повышенным. Объем периферийных частей облака был больше, а стало быть, больше и масса вещества, из которого образовались далекие от Солнца планеты.

Вдали от Солнца летучие вещества намерзали на твердые частицы, относительное содержание водорода и гелия оказалось повышенным.

Объем периферийных частей облака был больше, а стало быть, больше и масса вещества, из которого образовались далекие от Солнца планеты.

Не всё вещество протопланетного облака вошло в состав планет и их спутников. Оставшаяся его часть – это малые тела, одни «мигрируют» внутри планетной системы, другие – кометы – находятся в основном за ее пределами. 12 ноября 2014 на комету Чурюмова-Герасименко сел зонд Philae Пылевой и ионный хвосты кометы Хейла-Боппа

Не всё вещество протопланетного облака вошло в состав планет и их спутников.

Оставшаяся его часть – это малые тела, одни «мигрируют» внутри планетной системы, другие – кометы – находятся в основном за ее пределами.

12 ноября 2014 на комету

Чурюмова-Герасименко

сел зонд Philae

Пылевой и ионный хвосты кометы Хейла-Боппа

Согласно современным представлениям, образование протопланетного облака связано с процессом формирования звезд.

Согласно современным представлениям, образование протопланетного облака связано с процессом формирования звезд.

Вопросы (с.82) По каким характеристикам прослеживается разделение планет на две группы? Вопросы (с.85) Каков возраст планет Солнечной системы? Какие процессы происходили в ходе формирования планет?

Вопросы (с.82)

По каким характеристикам прослеживается разделение планет на две группы?

Вопросы (с.85)

  • Каков возраст планет Солнечной системы?
  • Какие процессы происходили в ходе формирования планет?
Домашнее задание 1) § 15, 16. 2) Задание 12 (с.82) На основе данных приложения VI: определите, по какой из физических характеристик планеты наиболее чётко разделяются на две группы; сформулируйте основные отличительные особенности каждой группы планет. определите, по какой из физических характеристик планеты наиболее чётко разделяются на две группы; сформулируйте основные отличительные особенности каждой группы планет.

Домашнее задание

1) § 15, 16.

2) Задание 12 (с.82)

На основе данных приложения VI:

  • определите, по какой из физических характеристик планеты наиболее чётко разделяются на две группы; сформулируйте основные отличительные особенности каждой группы планет.
  • определите, по какой из физических характеристик планеты наиболее чётко разделяются на две группы;
  • сформулируйте основные отличительные особенности каждой группы планет.
Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл. : учебник/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. - М.: Дрофа, 2013. – 238с CD-ROM «Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия, 9-10 классы». ООО «Физикон». 2003 http:// bluenationreview.com/wp-content/uploads/2015/04/solarsystem1.jpg  http:// kristof-blog.ru/picture14.png?i=8112&k=solnechnaya-sistema-kartinki  http :// xreferat.com/image/1/1304729046_1.png  https:// shyamsundar1988.files.wordpress.com/2012/12/planets.jpg http:// www.universetoday.com/wp-content/uploads/2009/06/dn9824-1_831.jpg https:// userscontent2.emaze.com/images/891fc095-aaec-4e13-ae03-c674251ae812/0e98c8e3ac477e7282d33fc1c32e8850.jpeg http:// osiktakan.ru/astr1/gipotez_shmidt2.jpg https:// upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/96/Schmidt_OYu.jpg/330px-Schmidt_OYu.jpg http://www.infuture.ru/filemanager/pristine-example-second-stage-star-formation-lg(1). jpg http:// osiktakan.ru/astr1/big_nebul_orion_M42_and_M43.jpg http:// osiktakan.ru/astr1/M16_NGC_661_Eagle_sm.jpg http:// all-astrology.ru/wp-content/uploads/Zem1.jpg http:// ufonews.su/news49/785.jpg http:// interesnik.com/wp-content/uploads/2014/07/bscap00061-300x170.jpg http:// galspace.spb.ru/index382.file/1.jpg https://3.bp.blogspot.com/- LgacQjLFhv4/ToscqACuk1I/AAAAAAAAAB8/sH-sgw7F98E/s400/r361307_1667742.jpg http:// v-kosmose.com/wp-content/uploads/2016/01/lm_nwa2998b.jpg http:// v-kosmose.com/wp-content/uploads/2016/01/buddhism07_04.jpg http:// lfly.ru/wp-content/uploads/2015/12/sun5.jpg http://astrolog42.com/d/798590/d/21_system__solar__21__ 2000.jpg http:// solareclipse.org.ru/cosmos/wp-content/uploads/2011/06/062_BirthOfTheSun1.jpg http:// coldspringobservatory.org/NGC-2403-Web-File.jpg http:// v-kosmose.com/wp-content/uploads/2017/05/ZHiznennyiy-tsikl-zvezd.jpg
  • Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл. : учебник/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. - М.: Дрофа, 2013. – 238с
  • CD-ROM «Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия, 9-10 классы». ООО «Физикон». 2003
  • http:// bluenationreview.com/wp-content/uploads/2015/04/solarsystem1.jpg
  • http:// kristof-blog.ru/picture14.png?i=8112&k=solnechnaya-sistema-kartinki
  • http :// xreferat.com/image/1/1304729046_1.png
  • https:// shyamsundar1988.files.wordpress.com/2012/12/planets.jpg
  • http:// www.universetoday.com/wp-content/uploads/2009/06/dn9824-1_831.jpg
  • https:// userscontent2.emaze.com/images/891fc095-aaec-4e13-ae03-c674251ae812/0e98c8e3ac477e7282d33fc1c32e8850.jpeg
  • http:// osiktakan.ru/astr1/gipotez_shmidt2.jpg
  • https:// upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/96/Schmidt_OYu.jpg/330px-Schmidt_OYu.jpg
  • http://www.infuture.ru/filemanager/pristine-example-second-stage-star-formation-lg(1). jpg
  • http:// osiktakan.ru/astr1/big_nebul_orion_M42_and_M43.jpg
  • http:// osiktakan.ru/astr1/M16_NGC_661_Eagle_sm.jpg
  • http:// all-astrology.ru/wp-content/uploads/Zem1.jpg
  • http:// ufonews.su/news49/785.jpg
  • http:// interesnik.com/wp-content/uploads/2014/07/bscap00061-300x170.jpg
  • http:// galspace.spb.ru/index382.file/1.jpg
  • https://3.bp.blogspot.com/- LgacQjLFhv4/ToscqACuk1I/AAAAAAAAAB8/sH-sgw7F98E/s400/r361307_1667742.jpg
  • http:// v-kosmose.com/wp-content/uploads/2016/01/lm_nwa2998b.jpg
  • http:// v-kosmose.com/wp-content/uploads/2016/01/buddhism07_04.jpg
  • http:// lfly.ru/wp-content/uploads/2015/12/sun5.jpg
  • http://astrolog42.com/d/798590/d/21_system__solar__21__ 2000.jpg
  • http:// solareclipse.org.ru/cosmos/wp-content/uploads/2011/06/062_BirthOfTheSun1.jpg
  • http:// coldspringobservatory.org/NGC-2403-Web-File.jpg
  • http:// v-kosmose.com/wp-content/uploads/2017/05/ZHiznennyiy-tsikl-zvezd.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!