СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соловецкий сборник (урок внеклассного чтения в 10 классе)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в 10 – 11 классе «Соловецкий сборник» учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 2» предлагается провести в форме заседания редакции, где четыре группы старшеклассников представляют книги соловецких узников («Я вспоминаю» Д.С. Лихачёва, «Погружение во тьму» О.В. Волкова, «Путь» О.Л. Адамовой – Слиозберг, «Неугасимая лампада» Б.Н. Ширяева) и аргументируют, почему то или иное произведение стоило бы (или не стоило) включить в общий сборник, цель которого – помочь современному читателю узнать правду о трагических событиях из истории Соловков в 20 – 30-е годы ХХ века. Знакомству старшеклассников с темой «Изображение сталинских репрессий в русской литературе ХХ века» помогут как архивные фотографии с сайта Соловецкого музея – заповедника, так и видеофрагменты с участием Д.С. Лихачева и О.Л. Адамовой – Слиозберг.

Просмотр содержимого документа
«Соловецкий сборник (урок внеклассного чтения в 10 классе)»

Дряхлицына М.Н., учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 2» г. Северодвинска


«СОЛОВЕЦКИЙ СБОРНИК»

(урок внеклассного чтения в 10 классе)

Цель урока: познакомить учащихся с темой «Изображение сталинских репрессий в русской литературе ХХ века».

Задачи урока:

обучающие - отрабатывать навыки самостоятельного анализа прозаического произведения,

развивающие – развивать умение учащихся аргументированно представлять свое мнение о самостоятельно прочитанном произведении,

воспитательные – показать важность нравственно - волевых усилий человека, гражданина.

Подготовка к уроку

Класс становится редакцией, которая отбирает материалы для «Соловецкого сборника». Учащиеся разделены на 4 редакционные группы. Задача каждой – представить и объяснить необходимость включения в сборник глав одной из четырех предложенных учителем книг: «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына, «Погружение во тьму» О.В. Волкова, «Я вспоминаю» Д.С. Лихачева, «Неугасимая лампада» Б.Н. Ширяева (рекомендуются рассказы «Первая кровь», «Приход отца Никодима», «И мы – люди»).

Каждая группа, изучив предложенную литературу, должна подготовить ответы на три вопроса:

1. Как связана с Соловками биография автора? (Источник информации о Соловках.)

2. Какие эпизоды произведения и почему произвели наиболее сильное впечатление?

3. Почему главы этой книги должны войти в «Соловецкий сборник»? (Определить тему, оценить убедительность подачи материала, силу воздействия на ум и чувства читателя, мастерство создания характеров героев, глубину авторской оценки событий и судеб.)

На уроке учащиеся садятся группами.

Оформление урока

На доске слева портреты А.И. Солженицына, О.В. Волкова, Д.С.Лихачева, Б.Н. Ширяева.

На доске в центре мелом нарисован Соловецкий монастырь, опутанный колючей проволокой.

На доске справа написан эпиграф: «Архипелаг, родившийся и созревший на Соловках, начал свое злокачественное движение по стране» (А.И. Солженицын).

Вдоль доски сверху – фотографии и открытки с изображением памятников и природы Соловецких островов.



Вступительное слово учителя

На карте нашего Отечества, нашей области есть место, при упоминании которого у многих вздрагивает сердце. Это Соловки – небольшой архипелаг в Белом море. Многими поколениями россиян Соловецкий монастырь воспринимался прежде всего как символ духовного подвижничества. Здесь, на холодном и скалистом берегу, сначала единицы, потом сотни тружеников каждодневно, в течение почти пяти столетий совершали свой невидимый миру подвиг. Их трудом поднялся из моря удивительный по красоте архитектурный ансамбль, ставший одновременно неприступной крепостью на северных морских рубежах.

Теперь мы знаем и о трагической судьбе Соловков нового времени. Оплот духовного и культурного возрождения России, поразительный по силе влияния на умы и сердца центр философской мысли, монастырь уже в первом десятилетии Советской власти был превращен в свою противоположность, стал местом уничтожения. Первая партия заключенных СЛОНа прибыла на острова в 1922 году. Последний пароход с заключенными (вывозили в Норильск, Воркуту, в тюрьмы Центральной России) ушел с Соловков в декабре 1939 года. СЛОН - лагерь для инакомыслящих, членов всевозможных бывших политических партий, для бывших офицеров, дворян, священнослужителей. Позднее – для крестьян, военных, интеллигентов, рабочих. Лагерь для граждан Страны Советов и для иностранцев.

История Соловецкого лагеря особого назначения ОГПУ – НКВД – чудовищная страница в летописи архипелага, строки которой написаны кровью тысяч безвинных жертв. Соловки превратились в раковую клетку, из которой развилась страшная опухоль – ГУЛАГ.

Тема эта долгие годы была запрещена. Следы лагерей на Соловках старательно уничтожались. Поиски материалов объявлялись посягательством на государственную безопасность. Теперь память о жертвах СЛОНа увековечена в музее, фильмах, книгах, воспоминаниях.

На Соловецком архипелаге рядом с белыми офицерами и уголовниками оказались тогда интеллигенты, которые, пока была возможность, продолжали научную работу (Соловецкое общество краеведения готовило материалы для большой научной монографии по истории, археологии, архитектуре, природе островов, а лагерная типография издала 30 сборников трудов), выпускали журнал и газету. Некоторые из этих заключенных, кому посчастливилось выжить, стали впоследствии авторами публицистических и художественных произведений о пережитом.

Мы создаем сегодня «Соловецкий сборник». Каждая редакционная группа должна аргументировать, почему предложенное ей произведение стоило бы (или не стоило) включить в общий сборник, цель которого – помочь современному читателю узнать правду о трагических событиях из истории Соловков в 20 – 30-е годы ХХ века.



А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ».

- Представьте автора, которого знает сегодня весь мир.

Александр Исаевич Солженицын (1918 - 2008) – известный во всем мире писатель, лауреат Нобелевской премии (1970), присужденной за «ту эпическую силу, с какой он развивает бесценные традиции русской литературы».

А.И. Солженицын сам прошел через сталинские тюрьмы и лагеря. Причина ареста – переписка со старым товарищем, в ходе которой друзья не останавливались перед критикой в адрес Сталина. Приговор – 8 лет лагерей. Потом были поселение в Казахстане, работа в Рязани, публикация повести «Один день Ивана Денисовича», прием в члены ССП. После завершения хрущевской оттепели – конфликт с властью, исключение из ССП, арест, выдворение из страны.

- Кого и почему писатель называет соавторами «Архипелага ГУЛАГ»?

Соавторами А.И. Солженицын называет 227 человек, поделившихся своими материалами, и посвящает книгу «всем, кому не хватило жизни об этом рассказать». Жертвами ГУЛАГа автор считает 66,7 миллиона человек. Трехтомное художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ» - потрясающая читателя правда о ГУЛАГе. Здесь показана сущность тоталитарной системы.

- Что и как в этом обширном исследовании говорится о Соловках?

В главе «Архипелаг возникает из моря» после исторической справки о Соловецком монастыре и древней тюрьме показаны порядки СЛОНа: первые потрясения вновь прибывших, бег карантинной роты вокруг столба, ужасы Секирной горы, расстрелы. Здесь же говорится и о клумбе с изображением слона перед Управлением лагеря, фантастичности существования соловецкого театра и общества краеведения, приезде Горького…

- Какое место может занять глава «Архипелаг возникает из моря» в «Соловецком сборнике»?

О.В. Волков. «Погружение во тьму».

- Какие факты биографии О.В. Волкова вас поразили?

Олег Васильевич Волков (1900 - 1996) – старейший русский писатель. 28 лет он провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. Его роман «Погружение во тьму» критики называют в одном ряду с «Архипелагом ГУЛАГ» А.И. Солженицына, отмечая и художественную силу, и родниковую языковую чистоту.

- Какими были первые впечатления О. Волкова о соловецких порядках?

- Как узнал О. Волков о массовом расстреле на Соловках в октябре 1929 года?

- Что пишет свидетель о составе соловецких заключенных?

- Что значили Соловки для О.В. Волкова?

Можно привести слова из главы «В краю непуганых птиц»: «Уже тогда я смутно предчувствовал, что Соловки станут зарубкой, вехой в истории России. Символом ее мученических путей», «…в начале шестидесятых несколько знакомых ученых усиленно уговаривали меня примкнуть к их туристской поездке на Соловки. Я отказался. Из-за ощущения, что этот остров можно посещать, лишь совершая паломничество. Как посещают святыню или памятник скорбных событий, национальных тяжких дат. Как Освенцим или Бухенвальд».

Д.С. Лихачев. «Я вспоминаю».

- Какую информацию можно было бы поместить в визитную карточку Д.С. Лихачева?

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906 – 1999) – историк культуры, профессор, член – корреспондент АН СССР, академик, председатель Советского (с 1991 года - Российского фонда культуры), Председатель Пушкинской комиссии Академии наук, иностранный член многих европейских академий наук, лауреат Государственных премий (1969, 1991), обладатель многих российских и зарубежных орденов.

- Что стало причиной ареста и отправки на Соловки?

В 1923 - 1928 годах Д.С. Лихачев был студентом факультета общественных наук ЛГУ. За доклад о старой русской орфографии на заседании студенческой «Академии космических наук» его арестовали, обвинили в контрреволюционной деятельности, осудили на 5 лет, отправили на Соловецкие острова, а потом на строительство Беломоро – Балтийского канала.

- Чем отличается повествование Д.С. Лихачева о Соловках от других?

Свои впечатления учащиеся могут подкрепить словами Д. Гранина: «В рассказах о Соловках, где он сидел в лагере, нет описания личных невзгод. Что он описывает? Интересных людей, с которыми сидел, рассказывает, чем занимался. Грубость и грязь жизни не ожесточали его и, похоже, делали его мягче и отзывчивее».

- Что вы узнали о Соловках, прочитав одноименную главу из книги Д.С. Лихачева «Я вспоминаю»?

Здесь первые впечатления от Кемпункта и Соловков, история научной статьи «О картежных играх уголовников», воспоминания о поэтах В. Кемецком и Ю. Казарновском, рассказ о самой страшной соловецкой ночи, когда расстреляли 300 заключенных и когда едва не погиб сам Д.С. Лихачев.

Б.Н. Ширяев. «Неугасимая лампада».

- Познакомьте с вашим автором. Как в его жизнь ворвались Соловки?

Борис Николаевич Ширяев (1889 – 1959). Окончил Московский университет, занимался педагогической деятельностью. Два раза был приговорен к смертной казни. В 1918 году - за попытку перехода границы (ему удалось бежать за несколько часов до исполнения приговора). В 1922 году смертная казнь была заменена десятью годами концлагеря на Соловках. Срок позже был сокращен, а после отбытия наказания Ширяев отправлен в ссылку в Среднюю Азию, в 1930 очутился в Ставрополе, до войны жил на Северном Кавказе, после оккупации оказался в лагере в Германии, в 1945 году судьба забросила его в Италию. Автор книги «Неугасимая лампада», впервые вышедшей в 1954 году в Нью-Йорке. Это серия рассказов о наиболее ярких событиях и встречах на соловецкой каторге.

- Расскажите историю создания книги «Неугасимая лампада» (сообщение заранее готовится одним из учащихся).

Книга начата еще на Соловках. Б. Ширяев писал ночами, потом уничтожал написанное. Когда окончился срок и проверявший документы чекист сказал: «Прощай, не поминай лихом», Ширяев подумал, что сделать этого не сможет. Снова принялся писать в Средней Азии и потом зарывал написанное в горячий песок. Соловецкая каторга была для него, как и для каждого, прошедшего через нее, «страшной, зияющей ямой, полной крови, растерзанных тел, раздавленных сердец…, над навсегда покинутым святым островом смерть, только смерть простирала свои черные крылья».

- Как в рассказе «Первая кровь» раскрывается трагический смысл фразы одного из начальников: «У нас здесь власть не советская, а соловецкая!»?

Принимая заключенных, начальник Ногтев говорит им эти слова. Он лично убивает одного из только что прибывших арестантов, чтобы «внедрить в них сознание полной бесправности, безвыходности, пресечь в корне попытки протеста, сковать их волю, установить полное автоматическое подчинение «закону соловецкому».

- Как показаны в рассказах «Приход отца Никодима», «И мы - люди» немногие возможности сохранить в себе человеческое в нечеловеческих условиях: вера и искусство, неистребимое стремление людей к красоте и добру?

- Что дадут читателю нашего «Соловецкого сборника» рассказы

Б.Н. Ширяева?

Заключительное слово

Лишь к четырем авторам обратились мы сегодня. Если бы действительно вышел этот сборник из отобранных вами произведений, то каждой своей страницей он бы напоминал, говоря строчками В. Шаламова:

Любой рассказ наш – сборник бед,

Оставленный в веках,

Как зыбкий, слабый чей-то след

В глухих песках.

Надо читать «сборники бед», чтобы беды не повторялись. Надо, чтобы даже слабые и зыбкие следы чьих-то судеб оставляли отпечаток в нашем сознании. С Соловков началось распространение злокачественной опухоли ГУЛАГа по стране. Но здесь же появились и первые примеры несгибаемой стойкости, сохранения в себе человечности и стремления к науке и искусству, вопреки всему окружающему. Соловецкие годы будущего историка культуры Д.С. Лихачева, писателей и поэтов Б. Глубоковского, О.Волкова, Б. Ширяева, Ю. Казарновского, Н. Литвина, В. Кемецкого, А. Панкратова, поэта и ученого Г. Кузебая, драматурга и режиссера А. Карбаса, священника и философа П. Флоренского - тому подтверждение.


Литература

Тексты

  1. Волков О.В. Погружение во тьму. – М., «Советская Россия», 1992.

  2. Лихачев Д.С. Я вспоминаю. – М., «Прогресс», 1991.

  3. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. - М., «Инком», 1991.

  4. Ширяев Б.Н. Неугасимая лампада. – М., издание Сретенского монастыря, 1998.

Статьи

  1. Аверинцев С.С. Памяти Д.С. Лихачева. – Литературная газета, 1999,

№ 40.

  1. Адрианова – Перетц В.П., Салмина М.А. – Д.С. Лихачев. 3 – е изд. М.,

«Наука», 1989. – С. 11 – 42.

  1. Об авторе (Б.Н. Ширяеве). – «Неугасимая лампада». – М., издание Сретенского монастыря, 1998. – С. 3 – 9.

  2. Опульская Л.Д. Памяти Д.С. Лихачева. – Новый мир, 1999, № 12, с. 239 – 240.

  3. Рак И. «Озабоченный правдой» (об А.И. Солженицыне). – В сб. «Новое в школьных программах. Современная русская проза». – М., издательство МГУ, 1999. – С. 87 – 95.


7