СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение «Алгоритм создания электронного учебника».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение «Алгоритм создания электронного учебника».»

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»













СООБЩЕНИЕ

МДК 05.02. Применение интерактивных средств в проектной деятельности младших школьников

«Алгоритм создания электронного учебника»











Выполнила: студентка

3 курса группы «Б»

__________Акатова Е. И.

Проверил:

преподаватель

__________Коржова А.П.









Астрахань, 2025

Введение.

Одной из проблем, волнующей современное общество является овладение информационно-коммуникационными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. А именно создания электронных учебников.

В связи с этим возникает потребностью в разработке новых подходов и совершенствовании существующих общедидактических, лингвистических и методических основ создания и применения электронных учебников как интерактивно- мультимедийного приложения.

Что такое электронный учебник?

Электронный учебник – это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

Каковы основные формы электронного учебника?

Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

  1. Тест. Внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.

  2. Энциклопедия. Это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.

  3. Задачник. Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.

  4. Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом.

  5. Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной специальности, конкретного студента. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.

  6. Невербальная среда. Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием "делай как я". Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

Перечисленные формы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла "автора". Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как он "впишется" в учебный процесс ОУ.

Каковы основные этапы разработки электронного учебника?

  1. Выбор источников;

  2. Разработка оглавления и перечня понятий;

  3. Переработка текстов в модули по разделам;

  4. Реализация гипертекста в электронной форме;

  5. Разработка компьютерной поддержки;

  6. Отбор материала для мультимедийного воплощения;

  7. Разработка звукового сопровождения

  8. Реализация звукового сопровождения;

  9. Подготовка материала для визуализации;

  10. Визуализация материала.

Классификация средств создания электронных учебников.

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы:

  • традиционные алгоритмические языки;

  • инструментальные средства общего назначения;

  • средства мультимедиа;

  • гипертекстовые и гипермедиа средства;

Разберём каждое средство отдельно.

  1. Традиционные алгоритмические языки.

Характерные черты электронных учебников, созданных средствами прямого программирования:

  • разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура ЭУ, способ подачи материала и т.д.);

  • сложность модификации и сопровождения;

  • большие затраты времени и трудоемкость;

  • отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания ЭУ, ориентированного на имеющуюся в наличие техническую базу.

  1. Инструментальные средства общего назначения

Инструментальные средства общего назначения (ИСОН) предназначены для создания электронного учебника пользователями, не являющимися квалифицированными программистами. Они, как правило, обеспечивают следующие возможности:

  • формирование структуры ЭУ;

  • ввод, редактирование и форматирования текста (текстовый редактор);

  • подготовка статической иллюстративной части (графический редактор);

  • подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов);

  • подключение исполняемых модулей, реализованных с применением других средств разработки и др.

  1. Средства мультимедиа.

Еще давно эксперты выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его объема. Если информация была представлена визуально – около 1\3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.

Итак, мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) - в интерактивный продукт.

Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты. Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя. В видеоинформацию входят элементы статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика (рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме) и фото (фотографии и сканированные изображения). Динамический видеоряд практически всегда состоит из последовательностей статических элементов (кадров). Здесь выделяются три типовых элемента: обычное видео, квазивидео, анимация.

  1. Гипертекстовые и гипермедиа

Гипертекст – это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.

Структурная организация электронного учебника.

На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции "вменяются ему в обязанность". Традиционное построение электронного учебника: предъявление учебного материала, практика, тестирование.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

  1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.

  2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видеовиде ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.

  3. Текстовая информация может дублировать некотор. часть живых лекций.

  4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия и т.д.).

  5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации. (возможно подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области).

  6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.

  7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

Заключение.

Электронные учебники существенно повышают качество визуальной информации, она становится ярче, красочнее. Поэтому возможности электронных учебников не ограничиваются только изложением и демонстрацией материала, они призваны заинтересовать ученика в этом, и состоит актуальность данной темы.