Музыкальный руководитель
(специалист высшей квалификационной категории)
МБДОУ «Ясли-сад № 352 г. Донецка»
Сильвестрова Елена Юрьевна
email:[email protected]
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС Дошкольного Образования»
Донецк 2023
Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует пересмотра устоявшихся в теории и практике целевых установок, содержания, методов и форм работы с детьми. Система условий реализации ФГОС ДО раскрывается в качестве ключевой предпосылки формирования интеллектуальных, физических и личностных качеств развития детей дошкольного возраста, а также направленности организационно-методического сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на работу с детьми в зоне ближайшего развития и на организацию самостоятельной деятельности воспитанников.
Новые требования актуализировали пересмотр основных принципов и подходов к организации образовательного процесса в дошкольном образовании:
полноценное проживание ребенком дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится активным субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности художественно-эстетического развития;
сотрудничество педагогов с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».
Ещё в древние времена педагогам было известно, какие огромные
возможности воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в
интеграции различных видов художественной деятельности. Вдумайтесь, Платон говорил: «Воспитание музыкой надо считать самым главным». Ритм и гармония глубоко внедряются в душу, овладевают её и наполняют её
красотою и делают тело человека прекрасно мыслящим. Он будет с радостью
восхищаться прекрасным и воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой ритм.
Игровое творческое развитие ребёнка, его природные и музыкальные способности к творческому самовыражению – вот главная наша цель для дальнейшей самореализации его в жизни. Мы знаем, что существуют музыкальные методы и приёмы, которые мы можем спокойно использовать в своей деятельности с воспитанниками, (даже не имея музыкального образования).
В заключении хотелось бы отметить что, педагог не только направляет
учебный процесс, он живёт на занятиях вместе с детьми, помогает и
радуется их начинаниям. Это называется педагогика сотрудничества, при
которой нужно найти правильную эмоциональную волну, в которой будет
комфортно и педагогу, и воспитаннику. При этом дети не будут чувствовать
страх, дискомфорт, скованность, а наоборот - будут весёлые и раскованные.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей
лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Литература:
1. Будже Т.А., Докукина О.С., Никитина Т.А. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: Московский центр качества образования, 2014.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2007.
3.Жигалик М.А. Журнал Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. / Выпуск №79 – 2014.
4. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения: Тезисы докладов. – М., 1948. С. 73
Приложение 1
Приложение 2
Рисуем музыку
Работа в парах, подгруппах, малых группах