Терещенко Елена Анатольевна,
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Раздольненский детский сад № 5 «Сказка»
Республика Крым
январь 2025г
Сообщение из опыта работы для воспитателей ДОУ
«Обучение пению детей дошкольного возраста
с использованием игровых технологий»
Введение.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально- сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально- дидактических пособий и игр.
Опыт моей работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку.
Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову.
Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.
В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации.
Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре.
Поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях зависит только от педагога
Цель: формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских навыков детей, совершенствование певческого голоса и вокально-слуховой координации.
Задачи:
- Обучать речевым и певческим навыкам с помощью игровых распевок.
- Развивать координацию между слухом и голосом, звуковысотный и тембровый слух, активизировать артикуляционный аппарат.
- Развивать умение анализировать свое пение и пение товарищей.
- Воспитывать интерес к певческой деятельности.
Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа.
1 Этап. Речевой.
Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием, а так же формирование речевого и певческого дыхания, умения изменять высоту и силу голоса, умения изменять интонацию голоса, воспроизведение речевого и певческого материала в разном темпе и ритме. Артикуляционная гимнастика.
Основными видами деятельности на речевом этапе являются:
1) артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.
2) игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный.
3) развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.
4) речевые зарядки, цель которых – подготовить голоса детей к речи и пению; в содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание.
5) ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.
2 Этап . Певческий:
Целью второго этапа является формирование и развитие певческой интонации, песенного творчества, а также работа над разучиванием песенного материала.
Основные виды деятельности:
1) формирование и развитие певческой интонации;
2) песенное творчество;
3) работа над разучиванием песенного материала. Самое главное на первом году обучения пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.
3 этап: Игровое разучивание песни
в соответствии с её содержанием с использованием музыкальных инструментов, образных движений и театрализации.
4.Результат применения технологии:
Дети с удовольствием поют и разучивают песенный материал, владеют правильным дыханием, выразительностью исполнения.
Приемы работы над отдельным произведением:
-пение песни с полузакрытым ртом;
-пение песни на определенный слог;
-проговаривание согласных в конце слова;
-произношение слов шепотом в ритме песни;
-остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
-пение без сопровождения;
-зрительная, моторная наглядность.
Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.
Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря многофункциональности игрового распевания работа над развитием певческих навыков у старших дошкольников обеспечивает эффективность и результативность:
- возрос интерес к певческой деятельности: дети стали эмоциональнее, активнее, способные к сопереживанию,
- заметно улучшилась координация между слухом и голосом, активизировался артикуляционный аппарат,
- у детей развиты речевые и певческие навыки с помощью игровых распевок,
- сформировалось умение анализировать свое пение и пение товарищей.
Приложение;
1) Артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.
а) «Взял пальто в прихожей
Раз-два-три, и я – прохожий
Я по улице иду у прохожих на виду
Ни толкаюсь, ни кричу, быть я вежливым хочу».
(Стихотворение для общей организации, дети ходят в произвольном порядке).
б) «Град, а Град? Ты чему так рад? Ударяют пальцами по голове
Прыгаешь, смеёшься, да ещё дерёшься?»
Отвечает град: «Я совсем не рад по щекам
Просто солнца луч просверлил бока у туч.
И я вывалился, лечу, с досадой всех колочу!» по бровям
(Цокают 4-5 раз, руками имитируя работу с лошадиными поводьями)
в) «Катя, Катя, ха-ха-ха «щёлкают» языком
Оседлала петуха
Петух заржал
На базар побежал»
(«Тпрррр» - 2-3 раза)
г) «Федя-медя, требуха кусают кончик языка
Съел корову и быка
Съел пятнадцать поросят
Только хвостики торчат»
(Резко размыкают губы на вдохе – 2-3 раза)
д) «Сказка про язык»:
«Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано. Постучал в зубки (стучат языком в зубы), в губки (стучат языком в губы), постучал в щёчки (стучат языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высовывают язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх), посмотрел на травку (язычок вниз), на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех (дразнят друг друга языком)».
2) Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание.
У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный;
а) лёжа на спине, положить руки на диафрагму, дышать ровно, глубоко;
б) встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались;
в) вдох – на 3 счёта, пауза – на 2 счёта, выдох – 5. Тренировать дыхание по таблице:
3 – 2 – 5 3 – 2 – 10
4 – 3 – 5 3 – 2 – 15
5 – 4 – 5 3 – 2 – 20
5 – 5 – 5 (выдыхая, произносить звуки: С, Ш, Ф, У).
3) Развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.
Педагог Дети
«Лес ночной – он полон звуков х-х-х……
Кто-то «укал» у-у-у……
Кто-то хрюкал хрю-хрю…..
Кто мяукал мяу…….
Кто-то топал топают
Кто-то крыльями захлопал руками по телу
И кричал «Ау» «А-ууууу…..»
И глазищами вращал штробас
Лес не спал наперебой говорят
всё, что хотят из вышесказанного.
Ну а кто-то тихо-тихо говорят на высоких тонах
Тонким голосом молчал»
4) Речевые зарядки, цель которых – подготовить голоса детей к речи и пению; в содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание.
Вместе с педагогом рассказывают стихотворение с максимальной мимикой.
«Ехал странный пассажир
Вёз в кошёлке рыбий жир выделяют слово «жир» (с отвращением)
Чуть трамвай притормозит,
Пассажир вперёд спешит наклон вперёд
Чуть трамвай прибавит ход
Пассажир назад ползёт наклон назад
Все, кто ехал с пассажиром
Вышли смазанные жиром» выделяют слово «жиром» (с отвращением)
5) Ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.
а) вместе с педагогом рассказывают стихотворение с выразительной жестикуляцией:
«Ванна – море руки в сторону
Я – пароход руки перед собой в «замок»
Полный назад шаг назад
Полный вперёд шаг вперёд
Права руля руки вправо
Лево руля руки влево
Мчусь я по морю вращают руками перед собой
Руками бурля
Я бы доплыть да Австралии смог плавательные движения перед собой
Жаль, что на кухне протёк потолок» меняют высоту голоса от «писка» до баса
б) стихотворение на свободу жестикуляции и мимики.
Рассказывают вместе с педагогом.
«Мне Катька язык показала, а я ей – карман оторвал.
Она всё отцу рассказала, и вышло, что я – хулиган.
Зачем я с ней только связался, стою вот в углу и реву
(шёпотом) Второй-то карман ведь остался
(громко) Я завтра его оторву!!!
Список литературы.
Евтодьева А.А. «Учимся петь, играя»
Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению»
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» М.1981г.
Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. «Музыкальные занятия в детском саду» Москва 1981г.