СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение из опыта работы для воспитателей ДОУ «Обучение пению детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение      из      опыта работы для воспитателей ДОУ

«Обучение пению детей дошкольного возраста

с использованием игровых технологий»

Просмотр содержимого документа
«Сообщение из опыта работы для воспитателей ДОУ «Обучение пению детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»»


Терещенко Елена Анатольевна,

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Раздольненский детский сад № 5 «Сказка»

Республика Крым


январь 2025г





Сообщение из опыта работы для воспитателей ДОУ

«Обучение пению детей дошкольного возраста

с использованием игровых технологий»



Введение.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально- сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально- дидактических пособий и игр.

Опыт моей работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку.

Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову.

Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.

В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации.

Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре.

Поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях зависит только от педагога

Цель: формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских навыков детей, совершенствование певческого голоса и вокально-слуховой координации.

Задачи:

- Обучать речевым и певческим навыкам с помощью игровых распевок.

- Развивать координацию между слухом и голосом, звуковысотный и тембровый слух, активизировать артикуляционный аппарат.

- Развивать умение анализировать свое пение и пение товарищей.

- Воспитывать интерес к певческой деятельности.



Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа.

1 Этап. Речевой.

Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием, а так же формирование речевого и певческого дыхания, умения изменять высоту и силу голоса, умения изменять интонацию голоса, воспроизведение речевого и певческого материала в разном темпе и ритме. Артикуляционная гимнастика.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

1) артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

2) игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный.

3) развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.

4) речевые зарядки, цель которых – подготовить голоса детей к речи и пению; в содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание.

5) ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

2 Этап . Певческий:

Целью второго этапа является формирование и развитие певческой интонации, песенного творчества, а также работа над разучиванием песенного материала.

Основные виды деятельности:

1) формирование и развитие певческой интонации;

2) песенное творчество;

3) работа над разучиванием песенного материала. Самое главное на первом году обучения пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.

3 этап: Игровое разучивание песни

в соответствии с её содержанием с использованием музыкальных инструментов, образных движений и театрализации.

4.Результат применения технологии:

Дети с удовольствием поют и разучивают песенный материал, владеют правильным дыханием, выразительностью исполнения.

Приемы работы над отдельным произведением:

-пение песни с полузакрытым ртом;

-пение песни на определенный слог;

-проговаривание согласных в конце слова;

-произношение слов шепотом в ритме песни;

-остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;

-пение без сопровождения;

-зрительная, моторная наглядность.

Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.

Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря многофункциональности игрового распевания работа над развитием певческих навыков у старших дошкольников обеспечивает эффективность и результативность:

- возрос интерес к певческой деятельности: дети стали эмоциональнее, активнее, способные к сопереживанию,

- заметно улучшилась координация между слухом и голосом, активизировался артикуляционный аппарат,

- у детей развиты речевые и певческие навыки с помощью игровых распевок,

- сформировалось умение анализировать свое пение и пение товарищей.

Приложение;


1) Артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

а) «Взял пальто в прихожей

    Раз-два-три, и я – прохожий

    Я по улице иду у прохожих на виду

    Ни толкаюсь, ни кричу, быть я вежливым хочу».

(Стихотворение для общей организации, дети ходят в произвольном порядке).

б) «Град, а Град? Ты чему так рад?                   Ударяют пальцами по голове

     Прыгаешь, смеёшься, да ещё дерёшься?»    

     Отвечает град: «Я совсем не рад                           по щекам

     Просто солнца луч просверлил бока у туч.

     И я вывалился, лечу, с досадой всех колочу!»     по бровям

    (Цокают 4-5 раз, руками имитируя работу с лошадиными поводьями)

в) «Катя, Катя, ха-ха-ха                                              «щёлкают» языком

    Оседлала петуха

    Петух заржал

    На базар побежал»

(«Тпрррр» - 2-3 раза)

г) «Федя-медя, требуха                                         кусают кончик языка

    Съел корову и быка

    Съел пятнадцать поросят

    Только хвостики торчат»

(Резко размыкают губы на вдохе – 2-3 раза)

д) «Сказка про язык»:

«Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано. Постучал в зубки (стучат языком в зубы), в губки (стучат языком в губы), постучал в щёчки (стучат языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высовывают язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх), посмотрел на травку (язычок вниз), на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех (дразнят друг друга языком)».


2) Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. 

У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный; 

а) лёжа на спине, положить руки на диафрагму, дышать ровно, глубоко;

б) встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались;

в) вдох – на 3 счёта, пауза – на 2 счёта, выдох – 5. Тренировать дыхание по таблице:

3 – 2 – 5               3 – 2 – 10

4 – 3 – 5               3 – 2 – 15

5 – 4 – 5               3 – 2 – 20

5 – 5 – 5              (выдыхая, произносить звуки: С, Ш, Ф, У).


3) Развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты. 

Педагог                                                                                Дети

«Лес ночной – он полон звуков                                         х-х-х……

Кто-то «укал»                                                                    у-у-у……

Кто-то хрюкал                                                                     хрю-хрю…..

Кто мяукал                                                                           мяу…….

Кто-то топал                                                                        топают

Кто-то крыльями захлопал                                                 руками по телу

И кричал «Ау»                                                                     «А-ууууу…..»

И глазищами вращал                                                          штробас

Лес не спал                                                                          наперебой говорят

                                                                    всё, что хотят из вышесказанного.

Ну а кто-то тихо-тихо                                              говорят на высоких тонах

Тонким голосом молчал»

4) Речевые зарядки, цель которых – подготовить голоса детей к речи и пению; в содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание. 

Вместе с педагогом рассказывают стихотворение с максимальной мимикой.

«Ехал странный пассажир

Вёз в кошёлке рыбий жир              выделяют слово «жир» (с отвращением)

Чуть трамвай притормозит,

Пассажир вперёд спешит                 наклон вперёд

Чуть трамвай прибавит ход

Пассажир назад ползёт                     наклон назад

Все, кто ехал с пассажиром

Вышли смазанные жиром»  выделяют слово «жиром» (с отвращением)

 

5) Ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

 

а) вместе с педагогом рассказывают стихотворение с выразительной жестикуляцией:

   «Ванна – море                                         руки в сторону

   Я – пароход                                             руки перед собой в «замок»

   Полный назад                                         шаг назад

   Полный вперёд                                       шаг вперёд

   Права руля                                              руки вправо

   Лево руля                                                руки влево

   Мчусь я по морю                                   вращают руками перед собой

   Руками бурля 

  Я бы доплыть да Австралии смог              плавательные движения перед собой

  Жаль, что на кухне протёк потолок»     меняют высоту голоса от «писка» до баса                                                                   

б) стихотворение на свободу жестикуляции и мимики.

Рассказывают вместе с педагогом. 

«Мне Катька язык показала, а я ей – карман оторвал.

Она всё отцу рассказала, и вышло, что я – хулиган.

Зачем я с ней только связался, стою вот в углу и реву

(шёпотом) Второй-то карман ведь остался

(громко) Я завтра его оторву!!!





Список литературы.

Евтодьева А.А. «Учимся петь, играя»

Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению»

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» М.1981г.

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. «Музыкальные занятия в детском саду» Москва 1981г.