Слайд 1. Здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а также его доброжелательные отношения с окружающими, с природой и с самим собой.
Здоровье является условием гармоничного развития личности, её психического, духовно-нравственного, социального и физического совершенствования, а также становится залогом успешной и достойной жизни в дальнейшем. Инструктор по физической культуре в ДО может сделать для оздоровления дошкольника гораздо больше, чем любой врач. Его основная задача – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание внимательного отношения к своему организму и развитие в детях стремления быть физически сильными и развитыми.
Слайд 2. Цель применения здоровьесберегающих технологий в условиях детского сада — сохранение и укрепление здоровья, профилактика различных заболеваний и формирование у воспитанников мотивации к ведению здорового образа жизни.
Слайд 3 . Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий и одно из них — физкультурно-оздоровительное, где подразумевается развитие физических качеств, умений и навыков, реализация потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется мной, как инструктором по физкультуре, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей моей спортивной и физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
Слайд 4. С помощью здоровьесберегающих технологий инструктор по физкультуре в процесс своей деятельности в ДОУ решает следующие задачи:
обучение дошкольников жизненно важным двигательным навыкам и умениям;
содействие правильному физическому развитию детей;
укрепление здоровья и профилактика заболеваний воспитанников средствами физической культуры и двигательной активности
формирование мотивации у дошкольников к здоровому образу жизни.
Слайд 5. Применяя здоровьесберегающие технологии при планировании и ведении физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ, инструктором по физкультуре необходимо соблюдать следующие правила:
1. Использовать здоровьесберегающие технологии в комплексе и соответствии с требованиями СанПин и ФГОС;
2. Постоянно взаимодействовать с медицинским работником ДОУ, учитывать состояние здоровья детей и результаты медицинских осмотров;
3. Создавать оптимальное сочетание различных форм и методов физкультурно-оздоровительной деятельности, чередовать их с расслаблением и отдыхом, соблюдая при этом рациональную насыщенность занятий;
4. Включать в занятия краткие разъяснения, связанные со здоровьем и строением организма, способствующие формированию у дошкольников ценности здорового образа жизни и потребности в нем;
5. Применять методы и приёмы обучения, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения дошкольников;
6. Осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам и учитывать их личностные и физические возможности;
7. Создавать благоприятную атмосферу и положительный эмоциональный фон;
8. Наблюдать, анализировать и оценивать свою деятельность в течение каждого занятия или мероприятия, особенно в итоговой его части и на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.
9. Не допускать травм и состояния переутомления у детей;
10. Помнить, что развивая физические качества, нельзя забывать про психическое, социальное и духовно-нравственное воспитание ребенка.
11. Заботиться о здоровье детей необходимо каждый день и на каждом занятии, с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе;
12. Создавать искренние и доверительные взаимоотношений с воспитанниками — с одной стороны понимать и вникать во внутренний мир каждого ребенка, и с другой стороны, стремиться быть адекватно понятым детьми и каждым ребенком в частности.
Слайд 6. Для реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе в условиях ДОУ мною, как инструктором по физкультуре используются следующие формы и методы:
утренняя гимнастика;
индивидуальная работа;
физминутки;
подвижные и спортивные игры;
оздоровительный бег;
гимнастика после сна;
спортивные досуги и праздники;
физкультурные занятия;
дыхательная гимнастика;
корригирующая гимнастика;
пластические этюды;
самомассаж, точечный массаж;
стретчинг;
релаксация;
гимнастика для глаз;
пальчиковая гимнастика;
ритмопластика;
фитбол – гимнастика.
Немного расскажу о некоторых видах здоровьесберегающих технологий, применяемых в работе инструктора по физической культуре.
Слайд 7. Утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм. Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
Слайд 8. Подвижные и спортивные игры используются как часть физкультурного занятия и на физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Игры могут быть как малой так и средней степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков. Проводятся ежедневно, во всех возрастных группах. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Слайд 9. Гимнастика после сна проводится ежедневно воспитателями. Она состоит из нескольких упражнений, которые дети выполняют лёжа или сидя в постели поверх одеяла. затем встают на массажные коврики, идут по "дорожкам здоровья ", расположенным на полу, до умывальной комнаты.
Слайд 10. Дыхательная гимнастика - это комплекс упражнений, который направлен на укрепление иммунитета малышей. А если дети в группе отличаются гиперактивностью, которая в последнее время весьма распространена, то благодаря такой гимнастике, они учатся расслабляться. Дыхательные упражнения могут быть самыми разнообразными. Может применяться как в заключительной части, так и внутри занятия. Восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект.
«Бегемотик»
Рука на груди. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Язык «трубкой»
Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».
Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.
Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза - 3-5 секунд.
Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.
Слайд 11. Корригирующая гимнастика направлена на коррекцию и профилактику нарушений осанки используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
«Замок»
Свести руки сзади за спиной
«Забавный медвежонок»
И. п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.
В. – ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед – назад, вправо - влево. То же, кружась на месте вправо и влево.
Слайд 12. Пластические этюды или психогимнастика представляют собой комплекс упражнений, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройств психики. Психогимнастика наиболее доступна в применении так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
Игра – этюд «Угадай, что я делаю?»
Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.
1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.
2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.
3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.
4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.
Слайд 13. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
«Паровозик»
Дети встают друг за другом.
Паровоз кричит «Ду – ду – ду»,
Я иду, иду, иду! (поколачивают кулачками друг друга)
А вагоны стучат, а вагоны говорят
«Так – так – так! Так – так – так!»
(похлопывание ладошками)
«Пчела»
Ла – ла – ла
На цветке сидит пчела
(провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам)
Ул – ул – ул
Ветерок подул.
(провести пальцами по щекам сверху вниз)
Ала – ала – ала
Пчелка крыльями махала
(кулачками энергично провести по крыльям носа)
Ила – ила – ила
Пчёлка мёда наносила
(растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком).
Слайд 14. Стретчинг - серия акробатических растяжек проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 1 раз в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах. Стретчинг рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Обучение по этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Слайд 15. Активные игры обязательно чередуем с упражнениями на расслабление – релаксацией всех частей тела, во время которых активизирую у ребят воображение. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Вместе с детьми придумываем самые разнообразные сказочные образы. Релаксацию проводим обязательно под музыку, особенно эффективно использование спокойной классической музыки (Чайковский, Рахманинов), звуков природы.
Слайд 16. Пальчиковая гимнастика применяется в заключительной части занятий или для переключения внимания, улучшает координацию движений и мелкую моторику.
Осенний букет
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы, (Загибают большой палец).
Листья рябины, (Загибают указательный палец).
Листики тополя, (Загибают средний палец).
Листья осины, (Загибают безымянный палец).
Листики дуба мы соберем, (Загибают мизинец).
Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки).
Как живёшь?
- Как живёшь? - Вот так! (Показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («Шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (Протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (Кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (Помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (Щёки надули и руками лопнули)
Слайд 17. Фитбол – гимнастика упражнения с использованием мячей фитболов. В основном используется в кружковой работе. Способствует укреплению мышц торса, что является профилактикой нарушений осанки.
Слайд 18. Создание соответствующих условий и предметно-развивающей среды — приобретение спортивных снарядов, атрибутов, модулей, массажных ковриков и дорожек, тренажёров и других предметов, необходимых для проведения физкультурно-оздоровительной работы, создание различных картотек, разработка специальных оздоровительных комплексов, ведение физкультурно-оздоровительных кружков.
Слайд 19. Комплексное применение здоровьесберегающих технологий в моей работе повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.