3
ДЕЛОВАЯ ИГРА «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «МОЯ СИСТЕМА РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ПО ФЭМП»
Подготовила:
воспитатель гр. № 12
Вислогузова Н.Н.
дата проведения
28.01.2022 г.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания;
разработать перспективный план по использованию дидактических игр в образовательной деятельности и режимных моментах;
сделать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников.
Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал. Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, лабиринты, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. Сделала картотеку игр математического содержания.
Организация развивающей среды осуществлялась с посильным участием детей, что создало у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Большое значение в процессе формирования элементарных математических представлений уделяю дидактическим играм. Это связано прежде всего с тем, что их основная цель обучающая.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников использую следующие инновационные методы и приемы:
элементарный анализ (установление причинно-следственных связей). Для этого даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения:
сравнение; (например, в упражнении «Покормим белочек» предлагаю покормить белочек грибочками, маленьким белочкам – маленькие грибы, большим – большие. Для этого дети сравнивают размер грибов и белочек, делают выводы и выкладывают раздаточный материал в соответствии с заданием.
решение логических задач. Предлагаю детям задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск различий. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент.
воссоздание и преобразование. Предлагаю детям упражнения на развитие воображения, например, нарисовать какую-нибудь фигуру, по выбору ребенка и дорисовать ее.
здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с математической тематикой).
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками провожу в различных формах:
организованная образовательная деятельность
обучение в повседневных бытовых ситуациях;
самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Для определения эффективности своей работы провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр. Основная цель которой: выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Проанализировав результаты диагностики, выявила, что у детей достаточно низкий уровень усвоения знаний элементарных математических представлений. Решила, что для того, чтобы дети лучше усваивали программный материал, нужно использовать большее количество дидактических игр и упражнений.
Система работы.
Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
Проанализировав имеющиеся дидактические игры по формированию математических представлений разделила их на группы:
игры с цифрами и числами;
игры путешествия во времени;
игры на ориентировку в пространстве;
игры с геометрическими фигурами;
игры на логическое мышление.
Развитие элементарных математических представлений воспитанников будет протекать успешно, если в качестве средства целенаправленно использовать систематизированные, подобранные с учетом степени сложности и индивидуальных особенностей детей дидактические игры.
Свою работу начала с детьми второй младшей группы. Вначале привлекала детей к играм с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Вместе с детьми разбирала и собирала их, тем самым вызывала у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним. В организации дидактической игры активная роль принадлежит педагогу, который является организатором и активным участником игрового общения дошкольников. Объясняю детям игровые правила, показываю пример выполнения игровых действий. В процессе игры доброжелательно поощряю инициативу играющих. В этом возрасте необходимо помнить, что происходит знакомство ребенка не с наукой математикой, а с математическими характеристиками окружающего мира, с действиями (сравнение, упорядочивание по величине, установление соответствия наложением, приложением, обследование, группировка, подбор, ребенок формирует лишь элементарные математические представления). Играя, знакомлю воспитанников с математическими характеристиками окружающего мира. Учу детей находить группы предметов в обстановке знакомого помещения; знакомлю с явлениями природы, растениями, животными, что дает возможность в дальнейшем понять число. Каждый живой или неживой объект окружающего мира, который ребенок видит, щупает, нюхает, слышит, характеризуется цветом, величиной, формой, расположением в пространстве изменениями или постоянством во времени. Вольно или невольно малыш получает первые математические впечатления на основании которых у него формируются элементарные математические представления. Читаю воспитанникам потешки, песенки, стих, загадки, считалки, где есть название числительных, пространственных направлений, временных характеристик.
В средней группе обучаю детей, одновременно играя с ними, стремясь вовлечь всех детей, постепенно подводя их к умению следить за действиями и словами товарищей. В этом возрасте подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений. Подбор игр осуществляю с обязательным учетом наличия в них математического содержания и развивающей направленности, в соответствии тематике. Дидактические игры использую для организации кратковременной индивидуальной и групповой работы с детьми на протяжении всего пребывания ребенка в учреждении дошкольного образования.
Как учить старших дошкольников, чтобы обучение на занятиях, развивая детей, одновременно содействовало и формированию основ новой, чрезвычайно значимой для последующего основного этапа деятельности – учебной? Какая же форма обучения наиболее уместна на занятиях с воспитанниками 5 - 6 лет? Анализируя учебную программу дошкольного образования, образовательную область «Элементарные математические представления» пришла к выводу что переход дошкольника идет на более высокий этап развития. Не будем забывать – наши воспитанники хотя и старшие в детском саду, но еще дошкольники, и успешными в работе с ними будут те формы и методы, которые отвечают их возрастным особенностям. Важно вызвать у детей самую разную мотивацию – игровую, соревновательную, познавательную. Необходимо продолжить опираться на значимые для дошкольного возраста мотивы, прежде всего – игровые. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Дидактическая игра является помощником педагога в формировании предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. Таким образом, используя дидактические игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Назови соседей» дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Составь цифру», «Кто первый назовет, какой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях и в повседневной жизни с целью развития у воспитанников внимания, памяти, мышления. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Так же поставила задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Для закрепления знаний о геометрических фигурах и формах предметов провожу дидактическую игру «Геометрическая мозаика».
Дети старшего дошкольного возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Проблему формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр невозможно решать без участия родителей. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого, это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.