Сообщение из опыта работы «Организация и руководство сюжетно – ролевой игрой в разных возрастных группах»
детский сад "Серповской"
Филина С.В.
Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра способствует всестороннему развитию личности ребенка.
А.П. Усова подчеркивала: «Опыт общественного воспитания показывает, а исследования подтверждают, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее точно активизируется их общественная жизни. В процессе наблюдения за играми детей мы отметили, что между детьми часто возникали ссоры из – за игрушек, дети не могли самостоятельно распределять роли, не берегли игрушки, атрибуты, не доводили игру до конца.
В разговоре с родителями выяснили, чтобы при покупке игрушек, они учитывали возраст детей, предназначение игрушки.
Анализ игровой деятельности позволил нам составить план углубленной работы с детьми.
Мы определили следующие задачи:
- научить детей объединяться в небольшие группы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, соблюдать в игре элементарные правила поведения.
- развивать у детей умения: придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий « лечить, готовить обед, накрывать на стол».
- поощрять попытку детей самостоятельно подбирать атрибуты для своей роли.
Тема игры в течении четырех лет стала темой наших планов по самообразованию.
Свою работу мы начали с того, что определили сюжетно ролевые игры для наших детей.
Выбрали следующие игры: «Парикмахерская», «Больница», «День рождение куклы», «Поезд», «Семья».
Провели родительское собрание со следующей повесткой дня: «Игра в жизни вашего ребенка». На этом собрании определились, кто какую помощь окажет в изготовлении атрибутов.
Папа Светы А. – сделает газовую плиту, Игоря З. – пианино, Оли Т. – умывальник с раковиной, Кости Ст. – медицинский шкаф, другие родители сделали медицинские инструменты: градусник, шприц, трубочку, пульт управления для машиниста.
Стали собирать шапочки для машиниста, проводника, контролера, дежурного. Мамы стали шить халаты и медицинские шапочки. Сшили новое кукольное белье и одежду.
Родителям были даны рекомендации, организовать и устроить дома игровой уголок, как поощрять добрые чувства детей.
Для того, чтобы дети имели четкие представления о некоторых профессиях мы проводили экскурсии в парикмахерскую, медицинский кабинет, на железнодорожный вокзал. Обращали внимание детей на вежливое обращение людей друг с другом.
Для закрепления знаний о некоторых трудовых операциях в различных профессиях, мы вносили картины из серии «Кем быть», «В парикмахерской», «В больнице», и другие.
Для того, чтобы дети уверенно чувствовали себя в играх, первую роль на себя брали мы – взрослые. Позже стали предлагать детям: «Кто хочет быть парикмахером? врачом? машинистом? мамой, папой, детьми…
Так как желающих брать на себя роль стало больше, мы предложили детям выбрать двух мастеров парикмахеров (женского и мужского). А для того, чтобы длительное время поддерживать интерес к игре «парикмахер», работал не только со своими сверстниками, но и с куклами.
Для этого объединили игры в «Семью» и «Парикмахерскую». Интерес к этой игре поддерживался красивыми бантиками на резиночке для кукол, салфетками «балеро», заколками, лентами.
Мужской зал пополнился пластмассовыми ножницами.
В беседе с детьми выяснили, что маленькие дети боятся парикмахерской. Чтобы они не плакали, мамы отвлекают их. Вот и мы предложили своим девочкам «клиентам» принести погремушку или другую игрушку.
Материалы постоянно обновлялись, менялись для того, чтобы не пропадал интерес детей к игре.
С большой радостью брала на себя роль «парикмахера» Кристина Ш. Причесывая « клиента» она спрашивала: «Вам не больно?» - старалась развлечь маленького ребенка погремушкой. Все дети пробовали себя в этой роли.
По такому же принципу были поставлены игры в «больницу», «день рождения куклы».
В конце младшей группы наши дети уже научились играть небольшими группами. В игре они были особенно дружны и доброжелательны друг к другу. Хотя вне игры это не всегда наблюдалось. Самостоятельно подбирали атрибуты для роли.
В средней группе задачи по игре усложнились.
Мы взяли следующие задачи: поощрять и развивать инициативу детей в выборе игры, развивать ее замысел, развивать и поддерживать с положительным содержанием.
После этих экскурсий у детей возникло желание отразить в игре то, что они увидели и узнали – труд людей, их взаимоотношения. Дети играли с большим увлечением и долго, связывали игру в «Поезд» с играми в «Больницу», «Парикмахерскую»."Библиотеку".
Мы провели игру «Поездка к кукле на день рождения».
Наша работа очень заинтересовала родителей, у них возникло много вопросов по поводу возможности использования игры в воспитательных целях.
Постоянно проводили консультации и беседы с родителями с целью помочь им организовать полноценную жизнь ребенка в игре. Советовали при посещении магазина, парикмахерской, детской консультации обращать внимание детей на положительные, добрые взаимоотношения людей этих профессий, на результат их труда.
Особую тревогу вызывала группа детей: Семен Ц., Тимофей Р. Они были неорганизованны, драчливы, все оборачивали только для себя.
При посещении семей выяснилось, что все им позволено, разрешено.
Советовали родителям этих детей пересмотреть свое отношение к детям, по возможности повысить к ним требования, давать определенные посильные задачи (убирать уголок).
Дети стали приносить в группу игрушки: Алина К.,Никита М. ,Радомир С. и другие стали делиться ими.
Мы заметили, что наши дети изменились в характере поведения. Дети стали более организованными, стали считаться с интересами своих товарищей, помогать друг другу.
Наши дети перешли в старшую группу. В этой группе важное место в работе с детьми по формированию игровой деятельности мы уделили внимание развитию у детей навыков самоорганизации.
В этой группе нами были усложнены задания. Дети должны: уметь самостоятельно выбрать тему и роль, продумать содержание игры и ее ход, определить, какое оборудование необходимо для осуществления задуманного.
Мы понимали, что чем длительнее поведение ребенка в игре, чем она длительнее , чем больше приносит ему радости, тем глубже он постигает социальную сущность деятельности и отношений людей, тем лучше усваивает смысл общественных явлений.
Поэтому вначале дети под нашим руководством распределяли роли с учетом интересов, возможностей и желаний каждого. Дети объединялись в небольшие группы по 3 – 4 , 5 – 6 человек.
В процессе игры мы учили детей создавать игровые коллективы.
Мы стремились пополнять знания детей, чем больше дети имеют знаний, чем раньше они приобщаются к игровой традиции и овладевают способами построения игры, тем более они свободны в своей игре – конструировании и реализации игрового замысла, построении своего мира.
Через игру происходит приобщение ребенка на ранних этапах детства к культуре общества. В игре происходит осознание ребенком различного рода отношений между людьми, осознание самого себя и своего места в мире, умение раскрыть себя и понимание другого.
Информация, которую мы давали детям, о деятельности взрослых обеспечила основное содержание игры. И чем больше узнавали дети, тем тщательнее готовились к игре и роли, которую брали на себя.
Особенно широко использовали в играх знания о деятельности взрослых – «Игра в космос», «Д/сад», «Школа», «Поликлиника», «Библиотека», «Космонавты».
В подготовительной группе наших ребят на много дней увлекла игра в «космонавтов». В начале отсутствие знаний, тормозило развитие игры, и дети засыпали нас вопросами: из чего сделана ракета? Как налаживают связь? Почему далеко, а на земле слышно? Детей интересовало все: что должен делать космонавт? Как он готовится к полету?
Мы читали рассказы о космонавтах, рассматривали альбомы о космонавтах. Делали вырезки из газет о космонавтах. Каждый день беседовали о том, что показывали
По телевизору о космонавтах, собирали значки о космосе.
Полученные знания давали новые направления. Например, « космонавты» перед полетом «тренировались», занимались на комплексе, учились прыгать через скакалку и т.д. То есть вырабатывали в себе физические качества, необходимые космонавтам. Появились «конструкторы», которые из строительного материала, пробок, обрезков картона – устанавливали связь с Землей.
Ролевая игра вызывает речевую активность детей, сговор, игровые контакты с товарищами, передача своего настроения, замысла – все это положительно влияло на развитие связной речи. А в процессе игры происходило уточнение и активизация словаря. Так в игре «космонавт» появились слова: «стыковка», «космодром», «невесомость» и т. д.
Чувство любви к Родине, как одно из высших нравственных чувств формируется на протяжении многих лет. У малыша оно начинается с любви к матери, членам семьи, д./саду.
В подготовительной группе дети знакомятся с героическим прошлым и настоящим нашей страны. Полученные знания они отражают в играх «Путешествия», «Пограничники».
В коллективной игре обычно есть организаторы, благодаря которым осуществляется замысел детей. Организаторов дети выбирают сами.
Наша цель – каждого ребенка к выполнению организаторских функций в различных творческих играх. Так, медлительных, неуверенных в себе ребят мы приучали организовывать игры с детьми такими же по характеру, как они сами. Это позволило быстрее им приобрести уверенность в своих организаторских способностях.
Для сообщения детям знаний о труде мы проводили экскурсии на почту, в школу, библиотеку и т. д. Ребята наблюдали за: трудом взрослых. Мы обращали их внимание не только на внешнюю сторону труда взрослых, но и поясняли как взрослые относятся к своему делу, как организован их труд.
Ни одна сюжетно – ролевая игра не проходит без подготовки. Дети сами изготовляли атрибуты к играм, веночки для концерта, билеты, защитную маску для космонавтов, тетради для игры в «школу» и т. д.
Сюжетно – ролевая игра стала богаче, когда мы включили знакомые детям персонажи. Обыграли сказки по программе нашей группы: «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев». Дети сами выбирают для себя роль, учат ее, готовят атрибуты.
Проделанная работа позволяет сделать вывод, что при целенаправленной организации работы и при тесном контакте с родителями можно добиться положительных сдвигов в поведении детей через игру.