СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение из опыта работы «Роль музыки в экологическом воспитании детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение из опыта работы "Роль музыки в экологическом воспитании детей".

Просмотр содержимого документа
«Сообщение из опыта работы «Роль музыки в экологическом воспитании детей»»


Сообщение из опыта работы «Роль музыки в экологическом воспитании детей»

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребенка. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности и к эмоциональному восприятию окружающего мира. Не случайно тема природы с давних времен привлекала музыкантов. Тема природы по-разному появлялась в поэзии и музыкальных произведениях в разные отрезки времени. Завывание вьюги, шум грозы и дождя, пение птиц, журчание ручейка и шум моря - все эти звуки нам подарила природа. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания.

Экологическая тематика проходит через все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры, игра на детских музыкально-шумовых инструментах. Начиная c начала учебного года, музыкальный репертуар всех возрастных групп составляю из музыкальных произведений об осенней зимней, весенней и летней природе, погоде, включаю песни, игры о животных, птицах, использую тематические танцевальные композиции, инсценировки, например: «Скворушка прощается» муз. Попатенко, «Дождик»  муз. Парцхаладзе, «Журавушка» муз. Зарицкой,  «Урожайная»  муз. Филиппенко, «У калинушки» - хоровод Михайленко, «По грибы» муз. Селезневой, «Расскажите, белочки» муз. Вихаревой, танцы с осенними листочками и многие другие произведения, которые способствуют формированию экологического воспитания. При выборе материала (как музыкального, так и экологического), я прежде всего исхожу из привлекательности этого материала для ребенка и только потом перехожу к его значимости, так как иначе привлечь внимание дошкольников практически невозможно. Весь материал при отборе должен быть доступен детскому пониманию и усложняться постепенно.

Все виды музыкальной деятельности между собой взаимосвязаны и как бы «перетекаются» один в другой.

Музыкальное воспитание и развитие не являются самоцелью в детском саду. Это лишь средство развития потенциальных возможностей детей. Поэтому разные виды музыкальной деятельности следует вводить в интегрированной форме.

Слушание музыки и стихов о природе – полезные элементы экологического воспитания ребенка. Дети более эмоциональны, чем рациональны, а музыка и поэтическое слово непосредственно воздействуют на их эмоции. Следовательно, при помощи музыки ребенку легче объяснить, что все растущее и движущееся вокруг нас – живое, требующее к себе бережное отношение.

Познание объекта природы начинается с наблюдения, которое проводит воспитатель. Затем эти наблюдения дополняются прослушиванием музыки, художественным словом, картинами, образными движениями (“Падают снежинки”, “Ходит котик”). Таким образом, музыка выступает как эмоциональный помощник, дополняет, уточняет увиденное детьми. Это способствует развитию детского внимания и сохранению устойчивого интереса к одной теме. Сформировать внимательность у детей за один раз невозможно. Закрепляю знания детей народных примет, обращая внимание детей на погоду за окном: «Посмотрите в окно, что происходит с природой осенью, какая сегодня погода; по каким приметам узнаете это время года?» Музыка помогает детям познать красоту природы, ощутить любовь ко всему живому. Услышать в музыке пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, значит мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.

Музыка изобразительна и выразительна, она даёт детям представление об окружающем их мире. Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой – либо картине природы, времени года, развивают у детей эстетические чувства, музыкальность, образную речь (применение эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, животных, птиц насекомых).

Игры проводятся с правилами и игровыми действиями, например: «Зайцы и медведь» муз. В.Ребикова, «Кошка и котята» муз. М.Раухвергера, дети выполняют простые танцевальные движения, детально отражая изменения характера музыки (прыгаем как зайчики, полетели как воробушки, ходим как медведи и т.д.). Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним.

Перед слушанием музыкального произведения, песни экологического содержания, использую художественное слово, иллюстрации (т. е прослеживаются межпредметные связи).

В течение учебного года во всех возрастных группах проводятся экологические праздники и развлечения («Осень, в гости просим»«Зима – это Новый год»«Весна-красна»«День рождения Земли»,  «Все мы друзья природы и др., где музыка играет ведущую роль.

Готовясь к праздникам и развлечениям, мы совместно с педагогами придумываем оформление зала, дидактический материал, организацию неожиданных игровых ситуаций, способы активизации и поощрения детей. Важная роль отводится разучиванию материала к празднику с детьми. Желание детей выступать на празднике, играть главную роль ведет к тому, что у детей возрастает интерес к разучиваемому материалу, а многократность повторения песен, движений, сценок ведет к более полному осмыслению экологических проблем и знаний. Эмоциональная окраска всего происходящего делает эти знания более долговременными.

При составлении сценариев  праздников я часто опираюсь на материал русского-народного творчества, т. е. на фольклор – это народные песни, частушки, игры. Русский фольклор отражает поэтический образ природы, воспевает красоту лесов, полей, рек. Все это прекрасно окрашивается музыкой

Музыка занимает значительное место в методике экологического воспитания.

Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка. В перспективе в целях экологического воспитания планируется более широкое использование русского народного творчества, многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней.

Наши души как растения: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко – и семечко проросло! Всем нужна забота – и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку.