СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение «Методика «RDI» по обучению и воспитанию детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития аутичного ребенка».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

RDI (Relationship Development Intervention) — подход, направленный на развитие межличностных отношений. Это семейная поведенческая терапия, ориентированная на развитие социальных и эмоциональных навыков. 

Просмотр содержимого документа
«Сообщение «Методика «RDI» по обучению и воспитанию детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития аутичного ребенка».»



Сообщение «Методика «RDI» по обучению и воспитанию детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития аутичного ребенка».


RDI (Relationship Development Intervention) — подход, направленный на развитие межличностных отношений. Это семейная поведенческая терапия, ориентированная на развитие социальных и эмоциональных навыков. 

Авторы: Стивен Гатстин и Рашель Шили (штат Техас). 

Цель: развить способность к динамическому мышлению, что позволит человеку строить отношения с другими людьми, самостоятельно решать жизненные задачи и жить независимой жизнью.

Некоторые особенности подхода:

Поэтапный подход к формированию мотивации ребёнка и обучению его необходимым социальным навыкам. План разрабатывается индивидуально, учитывает возраст, уровень функционирования, имеющиеся дефициты и включает пошаговые цели.

Основные проводники: родители ребёнка с рас, которые проходят интенсивное обучение.

Активное использование положительного подкрепления, которое может стать частью стратегии развития ребёнка, основанной на прикладном анализе поведения.

Этапы реализации

Методика RDI предполагает поэтапный подход. План разрабатывается индивидуально, учитывает возраст, уровень функционирования ребёнка и имеющиеся дефициты. 

Первый этап — построение «управляемых отношений» между родителем и ребёнком, где родитель выступает в роли наставника. Следующие этапы направлены на решение задач в повседневных жизненных ситуациях.

Примеры занятий

Некоторые элементы методики RDI, которые используются в занятиях:

Провоцирование визуального контакта — например, поднесение вещи к глазам, выдерживание паузы и ожидание реакции.

Использование невербальной коммуникации — работа над жестами, мимикой, интонацией. 

Взаимодействие через предметы — передача вещей, что-то совместное трогать, держать. 

Стимуляция выбора ребёнка — взрослый не командует, а чётко предлагает, управляя выбором ребёнка («мягкое подталкивание»). 

Аутенок не прошел все этапы нормально развивающегося ребенка. Нужно вернуться и восполнить пробелы. Ребенок с любой степенью аутизма, в любом возрасте может начать перезагрузку, вернутся в состояние ДО и выбрать другую дорогу.

Необходимо в ускоренном темпе пройти все данные этапы, а именно:
-контакт глазами
-обращать внимание на мимику, жесты, интонацию
— научиться делиться эмоциями, радостью
-предвкушать и желать совместных игр
-понимать и самому объясняться жестами мимикой
-научится улавливать и понимать реакцию другого человека
-следовать правилам, соблюдать очередность
-не зацикливаться на одном, быстро переключать внимание.

Цель метода заключается в том, чтобы ребенок стал получать удовольствие от общения. Научился объяснять что он хочет или не хочет без слов, а так же научился понимать других людей. Активно идет работа над визуальным контактом,невербальной коммуникацией, а далее разнообразное взаимодействие с родителями, рука в руку, но с необычными паузами, действиями, играми и нестандартными вариациями.


Не просто мыть посуду вместе, а спрятать тарелку и подождать что предпримет ребенок, положить губку на голову и вместе посмеяться. Позвать мыть посуду, но не дать стул, включить только холодную воду, не включить воду, добавить много или мало пены, не туда положить приборы и дать вместо полотенца шорты ребенка…Играйте и увидите ответную реакцию своего ребенка. Ему и вам такое общение обязательно понравится!

Задача RDI приглашать аутят к ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ, но заставлять их думать самостоятельно, RDI стимулирует мозг решать! Ребенок должен пройти все стадии которые пропустил и тем самым мозг будет развиваться в правильном, нужном нам направлении. Мы не будем заставлять ребенка следовать за нами бездумно и повторять наши действия, мы будем предлагать подумать и прореагировать. Это называется динамичный интеллект.

А от других методов RDI чем отличается?

Допустим, элемент ABA-терапия, тренировка навыков. Это хороший и нужный метод, который направлен на развитие статичных навыков: как себя здесь вести, как соотнести слово-действие.

Но они не учат динамическому действию. Например, «а как быть если взрослый рассердился, загрустил»? Обращать внимание на то, как он изменил своё положение в пространстве, на контекстные ситуации.

Например, на улице стемнело.

— Можно сказать: «Мы не пойдём гулять». 

— А можно сказать: «На улице сейчас темно». И таким образом постараться запустить мышление ребёнка, что на улице сейчас темно и что это значит. Так он начнёт самостоятельно мыслить, обрабатывать эту реальность.

Не через внешнее (показали инструкцию, как надо делать), а через внутреннее. Чтобы он сам выстроил инструкцию, наблюдая за реакцией взрослого.

Для кого рекомендован метод RDI?

RDI создавался для детей с расстройствами аутистического спектра, поэтому для них он имеет наибольшее воздействие. .

Источники: https://vk.com/wall-52294748_4406?w=wall-52294748_4406

https://центр-луч.рф/blog/rdi-metod-povedencheskoj-terapii/

https://rutube.ru/video/39b8df11d75812cc67ad1b820c2792bd/