СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на методобъединении "Работа с отстающими учениками на уроках русского языка (из опыта работы)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык - весьма сложная дисциплина.. Поэтому проблема неуспеваемости по русскому языку проявляется особенно остро. Эта тема всегда будет актуальной в связи с многообразием причин, ее порождающих. Все причины учителю знать невозможно, т.к. они очень индивидуальны. Но нужно их по возможности выявлять и устранять всеми возможными способами. Без выявления причин трудностей в обучении детей по русскому языку   невозможна эффективная работа по их преодолению, и в конечном итоге, повышению успеваемости учащихсям

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на методобъединении "Работа с отстающими учениками на уроках русского языка (из опыта работы)"»

Работа с отстающими учениками на уроках русского языка

(из опыта работы)

   Ни для кого не секрет, что отстающие ученики есть в каждом классе.  Эта проблема всегда волновала педагогов. В настоящее время система образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. Этой проблемой интересовались и занимались многие ученые, педагоги и психологи: К.Д. Ушинский, Л.В. Занков, В.Г. Горецкий, В.И. Цыпулина, Е.В. Вельдина, В.Н. Селиверстова и др. Русский язык - весьма сложная дисциплина.. Поэтому проблема неуспеваемости по русскому языку проявляется особенно остро. Эта тема всегда будет актуальной в связи с многообразием причин, ее порождающих. Все причины учителю знать невозможно, т.к. они очень индивидуальны. Но нужно их по возможности выявлять и устранять всеми возможными способами. Без выявления причин трудностей в обучении детей по русскому языку невозможна эффективная работа по их преодолению, и в конечном итоге, повышению успеваемости учащихся

Как сделать так, чтобы все дети успевали на уроках русского языка. Прежде всего надо выяснить, почему ребёнок не успевает. Есть несколько причин отставания в обучении.

Современные психологи выделяют следующие:
1. Социальные причины -  неблагополучная семья, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребёнка, материальное положение семьи;
2.  Физиологические причины – частые болезни, болезни нервной системы, общая слабость  здоровья  и  т.д.

3. Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребёнка, недостатки в развитии мотивации обучения.

4. Нежелание учиться.

   На устранение причин, которые  влияют на неуспеваемость учащихся,  должны быть направлены усилия всех учителей-предметников. Надо помнить, что отстающий ученик испытывает больше трудности в работе, чем успевающий, поэтому с таким ребёнком уместна индивидуальная работа, его задания должны быть меньше по объёму. Со стороны учителя  таким ученикам требуется постоянный контроль.
   Организуя индивидуальную работу учеников, нужно вызвать у него интерес к знаниям, вселить веру в свои силы. Надо помнить, что желание учиться формируется в процессе успешной работы над заданием, поэтому важно организовать работу так, чтобы ребёнок чувствовал своё продвижение вперёд. Любая похвала со стороны учителя окрыляет ребёнка, повышает интерес к знаниям, а это обеспечит ему усвоение материала.        

 Индивидуальные задания неуспевающим

- залог усвоения программного материала, такие  работы необходимо проводить ежедневно, иначе нетрудно растерять знания и умения, приобретённые ранее. Можно проводить и групповые занятия.
   Из своего опыта знаю, что групповые занятия лучше проводить с небольшим количеством учащихся, в основном с теми, которые пропустили занятия по какой-либо причине.

    Опрос слабоуспевающих детей обычно провожу в письменной форме. Во время подготовки ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. Это даёт возможность ребёнку лучше сосредоточиться, а если он ответил неверно, то остальные не будут знать об этом. Оставив ребёнка после урока, разбираем  допущенные им ошибки, подсказываю, на что нужно обратить внимание.

   У всех учащихся в классе есть особая тетрадь, куда записываем все изученные орфограммы. Слабым учащимся можно разрешить воспользоваться этой подсказкой во время проверочной работы. Это развивает ещё и орфографическую зоркость.

  В работе с неуспевающими оправдывает себя и работа в парах. Такая работа вселяет ребятам уверенность в свои силы, они чувствуют ответственность к порученному делу, более тщательнее готовятся к урокам.
Перед написанием диктанта разбираем в классе «трудные» слова и орфограммы, можно дать  эти слова на дом для запоминания.
    На уроках часто использую следующий метод: «найди и исправь ошибку». Ребята получают карточки с неправильно написанными словами и предложениями. Они должны не только найти ошибки, но исправить и доказать свою правоту, т.е. рассказать правило.
   Часто привлекаю к работе с неуспевающими более сильных ребят. Это так называемые «консультанты» Они подсаживаются к слабым после объяснения нового материала и помогают им. «Консультанта» может позвать любой ученик, если у него возникли трудности в выполнении задания.
  Особое внимание следует уделить объяснению домашнего задания. С такими учениками разбираю задание досконально: какое правило использовать, где его найти, как применить его в ходе выполнения домашнего задания.

  Стараюсь использовать в своей работе и современные технологии- проектно-исследовательскую деятельность.
Такая работа заставляет ребёнка работать не только с книгой, но и привлекать к работе родителей. Совместные занятия приносят свои плоды.
  Хороших результатов в работе с отстающими можно добиться только в тандеме с родителями. С ними необходимо поддерживать постоянный контакт. Только совместными усилиями мы справимся с неуспеваемостью.
Для  родителей неуспевающих  составлены некоторые  советы:

- постараться избегать отрицательных оценок при неудачах;
-не сравнивать с другими детьми;

- -радоваться с ним его маленьким победам;
-научить ребенка работать с книгой;

- дарить детям книги;

- читать книги вместе с ребенком, обсуждать с ним прочитанное;
- пусть ребёнок чаще видит читающих родителей.
Книга расширяет словарный запас, а это значительно облегчает поиск проверочных слов и при выполнении  творческих работ. Читающие ученики более успешны. Об этом надо помнить и детям и их родителям. 

Правила для учителя при работе со «слабоуспевающими учениками:

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходимо время, чтобы он понял пройденный материал. Нельзя торопить его.

3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со «слабоуспевающими» учениками.

4. Вселяя детям надежду в то, что они запомнят, поймут материал, чаще давайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

5. Работа со «слабоуспевающими» детьми – это огромный труд и терпение. Постепенное развитие памяти, логики, мышления, интереса к учению.

6. Не гонитесь за большим количеством новой информации. Выбирайте из изучаемого материала главное, многократно повторяйте и закрепляйте его.

7. Умейте расположить таких детей к себе. Общение - главная составляющая любой методики. Только тогда получите и результат обучения.
           Используемая литература:

  1. Афонина Е.А. Некоторые пути преодоления неуспеваемости

  2. Бардин К.В. Педагогика. Чтобы ребёнок  успешно учился  М., 1998

  3. Божович Л.И. Отношение школьника к учению как психологическая проблема М АПП РСФСР 1995

  4. Гельмонт А.М. Психология О причинах неуспеваемости и путях их преодоления
    М.Просвещение,2004

  5.  Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога Знание2002

  6. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. Альфа. 2003

  7. Магомедов К. Работа Со слабоуспевающими детьми. Дагучпедгиз,2008

  8. . Менчинская Н.И. Как предупредить неуспеваемость у школьник




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!