СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СООБЩЕНИЕ НА МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «Особенности сенсорного восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество отличается многообразием сенсорной информации, которую должен воспринимать индивид. Сегодня взаимодействие человека в социуме во многом зависит от его возможностей целостного восприятия информационной среды, что определяется сенсорным восприятием

Просмотр содержимого документа
«СООБЩЕНИЕ НА МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «Особенности сенсорного восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»»

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 3»  МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ  КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ               СООБЩЕНИЕ НА МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «Особенности сенсорного восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»       Подготовила учитель начальных классов: Хон Э.В            

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 3» МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ    

СООБЩЕНИЕ НА МО УЧИТЕЛЕЙ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

«Особенности сенсорного восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»

 

  

Подготовила учитель начальных классов: Хон Э.В

 

 

 

 

 

 

Современное общество отличается многообразием сенсорной информации, которую должен воспринимать индивид. Сегодня взаимодействие человека в социуме во многом зависит от его возможностей целостного восприятия информационной среды, что определяется сенсорным восприятием. Сенсорное восприятие является важнейшим процессом для развития личности – благодаря сенсорным процессам происходит формирование представлений и понятий, которые складываются в картину мира и служат ориентиром для человека в окружающей действительности.
  • Современное общество отличается многообразием сенсорной информации, которую должен воспринимать индивид. Сегодня взаимодействие человека в социуме во многом зависит от его возможностей целостного восприятия информационной среды, что определяется сенсорным восприятием. Сенсорное восприятие является важнейшим процессом для развития личности – благодаря сенсорным процессам происходит формирование представлений и понятий, которые складываются в картину мира и служат ориентиром для человека в окружающей действительности.

«Сенсорная интеграция детей с РАС в образовательном процессе» обусловлена, прежде всего, тем, что в специальной литературе не достаточно освещена тема помощи детям с нарушением обработки и интеграции сенсорных сигналов. А между тем нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с расстройством аутистического спектра. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение ребенка с расстройством аутистического спектра: стереотипии, ритуалы, самостимуляции, аутоагрессия, эхолалия.  С помощью такой защиты, ребенок старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем уникальном мире.

Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной.

Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР, в том числе и с РАС, являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь. В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств. Люди с дисфункцией сенсорной интеграции имеют моноканальный характер восприятия: они вычленяют их широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР, в том числе и с РАС, являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь. В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств. Люди с дисфункцией сенсорной интеграции имеют моноканальный характер восприятия: они вычленяют их широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:   1. ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;   2. ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать. В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляющаяся как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях и т.д. С целью избегания дискомфортных впечатлений ребёнок пытается оградить себя от направленных воздействий, выстраивая систему пассивных отрешённость или активных сопротивление защит от внешнего вмешательства и формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам: в центре его внимания оказывается то, что он не любит, не принимает, боится. Например, ребёнок избегает зрительного контакта,

Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:

  1. ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;

  2. ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать.

В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляющаяся как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях и т.д. С целью избегания дискомфортных впечатлений ребёнок пытается оградить себя от направленных воздействий, выстраивая систему пассивных отрешённость или активных сопротивление защит от внешнего вмешательства и формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам: в центре его внимания оказывается то, что он не любит, не принимает, боится. Например, ребёнок избегает зрительного контакта,

боится большого скопления людей, не переносит некоторые звуки и прикосновения, отказывается от ношения определённой одежды, скован и осторожен в движениях и др. У ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления. Таким образом, дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра.

боится большого скопления людей, не переносит некоторые звуки и прикосновения, отказывается от ношения определённой одежды, скован и осторожен в движениях и др.

У ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления. Таким образом, дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра.

Основой диагностики дисфункции сенсорной интеграции является наблюдение за поведением ребёнка, которое осуществляется либо непосредственно, либо опосредованно с помощью опроса его ближайшего окружения. Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами. 

Целью нашей  работы  является обогащение чувственного опыта детей, создание связей в головном мозге, путем экспериментирования, игр, продуктивной деятельности с песком, сыпучими, природными материалами, знакомство со свойствами предметов, снижение двигательного беспокойства,   решение задач сенсорной интеграции детей в условиях образовательного процесса.  В своей работе я ставлю следующие  задачи: 1.  Развивать осознание ребенком положение собственного тела в пространстве

2.  Развивать и совершенствовать у детей  все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт  3.  Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, мелкую и крупную моторику детей

4.  Повышать уровень знаний родителей о сенсорном воспитании

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ БИЗИБОРД- это развивающая игрушка на которой закреплены различные элементы для развития сенсорного восприятия. Цели.  1. Формирование ручных умений: включать и выключать выключатель, задвигать шпингалет, закрывать крючок, закрывать и открывать замок, крючок. 2. Коррекция предпосылок мышления на основе сравнительных и практических  действий с предметами. 3. Воспитание положительных реакций на новую деятельность. Набор элементов может быть разным : кнопки, вентели, колеса, замки, дверцы, шестеренки, переключатели и т.д. Бизиборды бывают различных видов: на доске, мягкие, пластиковые. В нашем классе имеется пластиковый бизиборд в виде домика.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

  • БИЗИБОРД- это развивающая игрушка на которой закреплены различные элементы для развития сенсорного восприятия.
  • Цели. 
  • 1. Формирование ручных умений: включать и выключать выключатель, задвигать шпингалет, закрывать крючок, закрывать и открывать замок, крючок.
  • 2. Коррекция предпосылок мышления на основе сравнительных и практических  действий с предметами.
  • 3. Воспитание положительных реакций на новую деятельность.
  • Набор элементов может быть разным : кнопки, вентели, колеса, замки, дверцы, шестеренки, переключатели и т.д. Бизиборды бывают различных видов: на доске, мягкие, пластиковые.
  • В нашем классе имеется пластиковый бизиборд в виде домика.
Упражнения на развитие мелкой моторики Некоторым нашим учащимся тяжело даются самые простые действия по самообслуживанию: мытье рук, вешать свою одежду на плечики, расстёгивать пуговицы, молнию и т.д. Упражнение: «Стираем вещи»,«Повесь платье на вешалку», «Сушим платье» и т.д. Цели. 1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания. 2. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. 3. Воспитывать интерес к новому виду деятельности.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  • Некоторым нашим учащимся тяжело даются самые простые действия по самообслуживанию: мытье рук, вешать свою одежду на плечики, расстёгивать пуговицы, молнию и т.д.
  • Упражнение: «Стираем вещи»,«Повесь платье на вешалку», «Сушим платье» и т.д.
  • Цели.
  • 1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.
  • 2. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
  • 3. Воспитывать интерес к новому виду деятельности.
Игры с прищепками.     Игра «Солнышко» Цели. 1. Формирование ручных умений: прицеплять прищепки. 2. Коррекция зрительно-слухового внимания на основе сосредоточения на речи  и действиях взрослого. 3. Воспитание чувства радости от правильно выполненного задания. Оборудование и материалы:  6-7 прищепок, заготовка солнышка без лучиков.

Игры с прищепками.

Игра «Солнышко»

Цели.

1. Формирование ручных умений: прицеплять прищепки.

2. Коррекция зрительно-слухового внимания на основе сосредоточения на речи  и действиях взрослого.

3. Воспитание чувства радости от правильно выполненного задания.

Оборудование и материалы:  6-7 прищепок, заготовка солнышка без лучиков.

Гимнастика и массаж для кистей рук  (Орехи, палочки)

Гимнастика и массаж для кистей рук (Орехи, палочки)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ