Духовно-нравственная культура учителя как основа развития нравственности обучающихся.
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто,
духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель,
и видит в своем ученике друга, единомышленника.
Такой учитель знает самые сокровенные уголки
сердца своего воспитанника, и слово в его устах
становится могучим орудием воздействия на
молодую, формирующуюся личность.
От чуткости учителя к духовному миру
воспитанников как раз и зависит создание
обстановки, побуждающей к нравственному
поведению, нравственным поступкам».
В.А.Сухомлинский
В настоящее время Россия переживает один из сложных исторических периодов. И самая большая опасность, которая угрожает нашему обществу сегодня, не в политических и экономических сферах, даже не возможности развязывания третьей мировой войны, а в разрушающейся идеологии, в искажении сознания людей, а особенно молодых людей - школьников. А ведь от подрастающего поколения и зависит наше будущее!
Сегодня подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безнравственности, агрессивности. А разве только молодые люди виноваты в этом? В современном обществе материальные ценности взяли верх над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме и других морально-нравственных качествах. Кто должен помочь детям и их пытливым умам обрести все те качества, которые присуще нравственному человеку? На чьи плечи возлагается ответственность за этическое будущее нашей страны?
В формировании личности ребенка многое зависит от влияния семьи, социума, от средств массовой информации, но главнейшая роль всегда принадлежала и принадлежит личности воспитателя, учителя, который и несет ответственность за формирующуюся душу. Это влияние составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни нотациями, ни системой наказаний и поощрений.
Необходимо изучить ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, которые четко обозначают актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания и поэтому образовательные организации просто обязаны определять в своих образовательных программах приоритеты духовно-нравственного развития и социализации личности обучающихся.
«Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности…», - пишет основоположник педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский.
Одним из главных «факторов» результативности процесса духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, безусловно, является педагог как носитель духовных ценностей.
Педагог – это отнюдь не «урокодатель», не тот, кто просто преподаст лекцию по биологии, физике или другому предмету и покинет класс, не затронув проблем личности школьника. Это – просветитель, наставник, духовник и друг. Таковы лучшие учителя.
Проблема духовно-нравственного здоровья педагога как основы формирования личности ученика остается актуальной вот уже не одно тысячелетие. Как и чему учить ? Какие нравственно-духовные ценности воспитывать в детях?
Чтобы учить не только словом, но и делом, необходимо учителю и самому следовать духовно-нравственным принципам, быть примером для подражания ученикам, подобное воспитывается только подобным, и личность ученика может воспитать только личность учителя.
А.Дистервег , выдающийся немецкий педагог считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Учитель должен четко отдавать себе отчет в том, что кроме конкретного материала, в сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с коллегами, с обучающимися. Воспитатель, учитель требует от обучающихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат всей учебной деятельности.
Учебная деятельность, постижение азов различных наук не будет состоятельным и результативным, без определенного запаса морально-нравственных качеств. Епископ Православной Российской Церкви Феофан Затворник подтверждает этот тезис:
«Наука может раздолбить скалу, сплюснуть глыбу металла, но смягчить жестокое, чёрствое сердце человека ей не дано… Наука бессильна против нравственного зла. Основой, стержнем процесса усвоения знания, на который «нанизываются» научные знания, должны стать духовные, нравственные и моральные ценности».
Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется не только самостоятельность принятия решения, но и нравственный выбор.
В одной притче спросили лозу, может ли она дорасти до солнца. «Дайте мне опору – и я дорасту до солнца»,- ответила лоза. Такой опорой и должен стать учитель. Помочь маленькому человечку превратиться в Человека, набраться сил и раскрыться – вот истинное предназначение учителя.
«В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность Учителя» – гласит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Отсюда возникает вопрос: какую задачу должен решать педагог – проводить инструктаж по определенному предмету, или, все-таки оказывать «педагогическую поддержку самоопределения личности» учащегося?
На самом деле, мы понимаем, что просто напичкать информацией головы наших детей недостаточно, это понимают и авторы Концепции.
«Как же может повлиять учитель-предметник на духовно-нравственную среду учащихся, если он преподает, к примеру, химию в девятом классе?».
На этот вопрос еще в свое время замечательно ответил К. Д.Ушинский: «Каждый педагог-практик может и должен уже в своей скромной деятельности оценивать относительную важность и значение для жизни человека каждого знания, которое придется ему сообщать».
Вообще при сообщении каждого сведения преподаватель должен непременно иметь в виду пользу воспитанника, нравственную или материальную, и избегать всего того, что только заваливает память, оставаясь в ней бесполезным камнем.
Само собой разумеется, что в том, что сообщается ученикам, не должно быть ничего безнравственного, и если, например, сообщаются какие-нибудь безнравственные поступки отдельных личностей или народов, то они должны быть сообщаемы так, чтобы они возбуждали негодование, отвращение, презрение, а никак не восторженное удивление. Воспитатель должен пользоваться всяким случаем, чтобы через ученья закинуть в душу ребенка какое-нибудь доброе семя и связывать хорошее чувство с всяким представлением, с которым оно только может быть связано.
Патриарх Алексий II, говорил: «Судьба России, ее будущее – в руках педагогов, воспитателей и учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвенной, а труд ее – безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь определенную сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».
Учитель сеет зерна разума и доброты, а прорастают они не скоро, не вдруг. Но если после урока обучающиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной!