«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ: ПОДХОДЫ И ПРИЁМЫ»
Чигарева Светлана Федоровна
учитель математики и физики высшей квалификационной категории
ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
– интернат I-II, V видов»
город Тирасполь, Приднестровье
Введение
Современное образование ориентировано не только на усвоение предметных знаний, но и на формирование у обучающихся умений применять знания в практической жизни. В связи с этим всё большее значение приобретает развитие функциональной грамотности, в том числе на уроках физики. Функционально грамотный ученик способен использовать физические знания для решения жизненных задач, критически мыслить, интерпретировать информацию, представленную в виде таблиц, графиков и схем.
Понятие функциональной грамотности
в контексте физического образования
Функциональная грамотность в физике включает:
умение читать и интерпретировать информацию, представленную в виде графиков, диаграмм, таблиц;
анализ и объяснение физических явлений, происходящих в реальной жизни;
решение практико-ориентированных задач с применением физических знаний;
способность делать выводы и обосновывать суждения, основываясь на экспериментальных данных или наблюдениях.
Эти умения формируются на протяжении всего курса физики с 7 по 11 класс, при условии целенаправленной методической работы учителя.
Методические подходы к формированию
функциональной грамотности
1. Контекстное обучение
Суть подхода — обучение через реальные жизненные ситуации. Задачи, поставленные в контексте повседневной жизни, активизируют мышление и способствуют переносу знаний в практику.
Пример (8 класс, тема «Сила тяжести»):
Задача: «Почему в транспорте рекомендуют крепко держаться за поручни при торможении?»
Учащиеся должны объяснить это явление через понятие инерции и силы.
2. Проблемное обучение
Создание ситуаций, в которых ученик сталкивается с противоречием или неполной информацией, стимулирует поиск решения.
Пример (9 класс, тема «Электрический ток»):
Ученикам предлагается схема электрической цепи с разными потребителями и задача: «Как правильно распределить электроприборы в доме, чтобы не перегружать сеть?»
Это развивает критическое мышление и понимание практической стороны темы.
3. Проектно-исследовательская деятельность
Формирует умения планировать деятельность, анализировать, сопоставлять данные и делать обоснованные выводы.
Пример проекта (10–11 класс):
Тема: «Измерение теплопроводности различных материалов подручными средствами».
Учащиеся разрабатывают методику, проводят эксперимент, анализируют результаты и делают выводы — это развивает не только предметные, но и метапредметные компетенции.
4. Использование графиков, таблиц и инфографики
Работа с визуальной информацией позволяет формировать читательскую и математическую грамотность, составляющие функциональной грамотности.
Пример (7 класс, тема «Равномерное движение»):
Задача: «По графику зависимости пути от времени определить скорость движения тела, начальный момент движения и сделать вывод о характере движения».
5. Моделирование жизненных ситуаций
Учитель создает учебные задачи, в которых физические знания требуются для объяснения или принятия решений.
Пример (11 класс, тема «Энергия»):
Ситуация: «Сравните расходы электроэнергии при использовании лампы накаливания и светодиодной лампы в течение месяца. Какая выгоднее и почему?»
Конкретные приёмы, используемые
на уроках физики
Анализ видеосюжетов из жизни (например, торможение автомобиля, работа микроволновки) с последующим обсуждением физических явлений.
Создание собственных задач учащимися на основе повседневных наблюдений.
Работа с текстами (например, отрывки из научно-популярных статей), где необходимо интерпретировать физическую информацию.
Математическое моделирование простых явлений (расчёт тепловых потерь в квартире и др.).
Обсуждение социальных и экологических последствий использования физических технологий (атомная энергия, электротранспорт и пр.).
Классы и темы, где эффективно формируется
функциональная грамотность
Класс | Тема | Пример задания/приёма |
7 | Давление в жидкостях и газах | Почему подводники используют скафандры? |
8 | Сила тока. Электроцепи | Как безопасно подключить удлинитель дома? |
9 | Работа и мощность | Рассчитайте экономию энергии при переходе на светодиоды |
10 | Механика | Постройте траекторию полёта мяча, запущенного под углом |
11 | Электромагнитные колебания | Почему радиосигнал может теряться при грозе? |
Заключение
Формирование функциональной грамотности на уроках физики требует системного подхода: интеграции практико-ориентированных заданий, проблемных ситуаций, проектной деятельности и цифровых ресурсов. Только в контексте реальных жизненных задач предметные знания обретают для учащихся смысл, а физика становится не просто учебным предметом, а инструментом для понимания окружающего мира.