СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ: ПОДХОДЫ И ПРИЁМЫ»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование ориентировано не только на усвоение предметных знаний, но и на формирование у обучающихся умений применять знания в практической жизни. В связи с этим всё большее значение приобретает развитие функциональной грамотности, в том числе на уроках физики. Функционально грамотный ученик способен использовать физические знания для решения жизненных задач, критически мыслить, интерпретировать информацию, представленную в виде таблиц, графиков и схем.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ: ПОДХОДЫ И ПРИЁМЫ»»

«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ: ПОДХОДЫ И ПРИЁМЫ»

Чигарева Светлана Федоровна

учитель математики и физики высшей квалификационной категории


ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

– интернат I-II, V видов»

город Тирасполь, Приднестровье




Введение

Современное образование ориентировано не только на усвоение предметных знаний, но и на формирование у обучающихся умений применять знания в практической жизни. В связи с этим всё большее значение приобретает развитие функциональной грамотности, в том числе на уроках физики. Функционально грамотный ученик способен использовать физические знания для решения жизненных задач, критически мыслить, интерпретировать информацию, представленную в виде таблиц, графиков и схем.

Понятие функциональной грамотности

в контексте физического образования

Функциональная грамотность в физике включает:

  • умение читать и интерпретировать информацию, представленную в виде графиков, диаграмм, таблиц;

  • анализ и объяснение физических явлений, происходящих в реальной жизни;

  • решение практико-ориентированных задач с применением физических знаний;

  • способность делать выводы и обосновывать суждения, основываясь на экспериментальных данных или наблюдениях.

Эти умения формируются на протяжении всего курса физики с 7 по 11 класс, при условии целенаправленной методической работы учителя.

Методические подходы к формированию

функциональной грамотности

1. Контекстное обучение

Суть подхода — обучение через реальные жизненные ситуации. Задачи, поставленные в контексте повседневной жизни, активизируют мышление и способствуют переносу знаний в практику.

Пример (8 класс, тема «Сила тяжести»):
Задача: «Почему в транспорте рекомендуют крепко держаться за поручни при торможении?»
Учащиеся должны объяснить это явление через понятие инерции и силы.

2. Проблемное обучение

Создание ситуаций, в которых ученик сталкивается с противоречием или неполной информацией, стимулирует поиск решения.

Пример (9 класс, тема «Электрический ток»):
Ученикам предлагается схема электрической цепи с разными потребителями и задача: «Как правильно распределить электроприборы в доме, чтобы не перегружать сеть?»
Это развивает критическое мышление и понимание практической стороны темы.

3. Проектно-исследовательская деятельность

Формирует умения планировать деятельность, анализировать, сопоставлять данные и делать обоснованные выводы.

Пример проекта (10–11 класс):
Тема: «Измерение теплопроводности различных материалов подручными средствами».
Учащиеся разрабатывают методику, проводят эксперимент, анализируют результаты и делают выводы — это развивает не только предметные, но и метапредметные компетенции.

4. Использование графиков, таблиц и инфографики

Работа с визуальной информацией позволяет формировать читательскую и математическую грамотность, составляющие функциональной грамотности.

Пример (7 класс, тема «Равномерное движение»):
Задача: «По графику зависимости пути от времени определить скорость движения тела, начальный момент движения и сделать вывод о характере движения».

5. Моделирование жизненных ситуаций

Учитель создает учебные задачи, в которых физические знания требуются для объяснения или принятия решений.

Пример (11 класс, тема «Энергия»):
Ситуация: «Сравните расходы электроэнергии при использовании лампы накаливания и светодиодной лампы в течение месяца. Какая выгоднее и почему?»

Конкретные приёмы, используемые

на уроках физики

  • Анализ видеосюжетов из жизни (например, торможение автомобиля, работа микроволновки) с последующим обсуждением физических явлений.

  • Создание собственных задач учащимися на основе повседневных наблюдений.

  • Работа с текстами (например, отрывки из научно-популярных статей), где необходимо интерпретировать физическую информацию.

  • Математическое моделирование простых явлений (расчёт тепловых потерь в квартире и др.).

  • Обсуждение социальных и экологических последствий использования физических технологий (атомная энергия, электротранспорт и пр.).


Классы и темы, где эффективно формируется

функциональная грамотность

Класс

Тема

Пример задания/приёма

7

Давление в жидкостях и газах

Почему подводники используют скафандры?

8

Сила тока. Электроцепи

Как безопасно подключить удлинитель дома?

9

Работа и мощность

Рассчитайте экономию энергии при переходе на светодиоды

10

Механика

Постройте траекторию полёта мяча, запущенного под углом

11

Электромагнитные колебания

Почему радиосигнал может теряться при грозе?


Заключение

Формирование функциональной грамотности на уроках физики требует системного подхода: интеграции практико-ориентированных заданий, проблемных ситуаций, проектной деятельности и цифровых ресурсов. Только в контексте реальных жизненных задач предметные знания обретают для учащихся смысл, а физика становится не просто учебным предметом, а инструментом для понимания окружающего мира.