Ейск, 2022 г.
3) осуществлять самооценивание, вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки с учетом сделанных ошибок.
5) уметь анализировать, делать вывод (с помощью учителя).
4) уметь слушать и понимать других.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация, самоопределение к деятельности | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Николай Александрович, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. - Начнем урок с орфографической минутки. | - приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | - Откройте свои тетради. Запишите число, сегодня 15 февраля. На следующей строчке – классная работа. На третьей строке под диктовку запишем четверостишие. - Послушайте внимательно стихотворение и приступайте к записи (2 раза читаю полностью, 3 раз диктую по строчке). Ставит дождь на окнах точки. А по крыше без конца Барабанят молоточки, Лужи зябнут у крыльца. - Подчеркните орфограммы. Определите падеж имен существительных. - Проверим и сравним написанное со слайдом презентации (слайд 1) - если есть ошибки, исправьте и в следующий раз будьте внимательнее. - Разберем по составу слово «молоточки». Один ученик будет работать у доски, комментируя - остальные в тетрадях. | - работа в тетрадях (слушают стихотворение и записывают под диктовку) Дождь – И.п.; на окнах – Т.п.; точки – В.п. По крыше – Д.п.; без конца – Р.п. Молоточки – И.п.; лужи – И.п. - осуществляют проверку со слайдом, исправляют ошибки, если есть - один ученик работает у доски, другие в тетрадях Молоточки. Окончание - и. Основа слова – молоточк Корень – молот Суффикс - очк |
3. Выявление места и причины затруднений | - Выпишите грамматические основы по схеме: подлежащее – сказуемое. Назовите их (слайд 2) - Молодцы. Определите число имен существительных. - Что обозначают имена существительные в единственном числе? Во множественном? - Какую часть речи называют глаголом? -Что вы можете сказать о числе, в котором употреблены глаголы в стихотворении? - Можно ли сказать, что глаголы в единственном числе обозначают действие, которое происходит быстро, а глаголы во множественном числе – действия, которые длятся долго? - Кто догадался чем сегодня будем заниматься на уроке? (слайд 3 – с темой урока) | - выписывают, называют: дождь ставит, молоточки барабанят, лужи зябнут - дождь (ед.ч), молоточки (мн.ч), лужи (мн.ч) - один предмет; много предметов - которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? или что сделать? - высказывают свои предположения - слушают, аргументируют свои ответы - сегодня на уроке будем изменять глаголы по числам |
4. Построение проекта выхода из затруднений | - Посмотрите на слайд с предложениями (на слайде 4: Гуси летят. Дельфины плавают. Олени пьют) - Измените предложения, чтобы в них действовал один предмет (Гусь летит. Дельфин плавает. Олень пьет) - Что изменилось в предложениях? Что произошло с глаголами? -Что изменилось в словах? - Какой вывод можем сделать? - Откройте учебники на с.77, упр.141. Прочитайте задание. Выпишите глаголы парами из предложений левого и правого столбиков по образцу и выделите окончания. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. -Могут ли, изменятся глаголы по числам? -Какое действие обозначают глаголы в единственном и множественном числе? - Прочитайте рубрику «Узелки на память» на с.77. Подтвердились ли наши наблюдения? - Что изменяется у глаголов при изменении по числам? | - читают предложения, устно выполняют задание - существительные и глаголы стали единственного числа - в словах изменилось окончание - при изменении числа меняется окончание слов - открывают учебники, читают задание, приступают к выполнению Поет – поют, приплывет – приплывут, звенел – звенели - да, глаголы могут изменяться по числам - глаголы в ед.ч. - обозначают действие 1 предмета, а глаголы во мн.ч. - действие нескольких предметов - окончание |
5. Реализация проекта выхода из затруднений | Работа с учебником на упр.142 с.78 - Прочитайте текст. Поработаем устно. По цепочке читаем предложение, определяете время и число глагола. - Молодцы, ребята! - Мы хорошо потрудились, нам нужно немного и отдохнуть! Встаньте из-за парт и повторяйте движения. Физминутка (видео) | Устное выполнение упражнения, по цепочке называют глаголы, указывают время и число Тает (наст.вр.,ед.ч.), шумят (наст.вр, мн.ч.), летят (наст.вр, мн.ч.), улыбается (наст.вр., ед.ч.), вьют (наст.вр., мн.ч.), льются (наст.вр., мн.ч.) - выполняют движения физминутки |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Присаживайтесь на свои места. Упр.143 (письменно) - Прочитаем задание упр.143. Что нам нужно сделать в упражнении? 1. Утенок убежал (ед.ч), и все остальные утята убежали (мн.ч) тоже. 2. Плывет (ед.ч) по реке большой корабль, и маленькие корабли тоже плывут(мн.ч) с ними рядом. 3.Летит (ед.ч) впереди огромный самолет, а самолеты поменьше летят (мн.ч) позади него. - Выделите окончания глаголов. - Понаблюдайте, как связаны слова в предложении. Если изменить число имени существительного, изменится ли число глагола, обозначающего действие этого существительного? Упр.145 – устно выполняют | - читают текст задания - в упражнении надо поставить глаголы в нужную форму и записать полученные предложения, указать число глаголов - слова в предложении связаны по смыслу, число глаголов зависит от имени существительного, действие которого называет глагол |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - У каждого из вас на парте лежит карточка, подпишите ее. Предлагаю вам проверить свои знания и выполнить задание: найти глаголы и определить число. На выполнение у вас 5 минут. Найдите глаголы и определите число. Светит(ед.ч) солнышко. Тают (мн.ч) снега. Плачут (мн.ч) сосульки. На реке треснул(ед.ч) лёд. Над водой кружат(мн.ч) белые чайки. Проснулся (ед.ч) медведь. Звонко стучат(мн.ч) дятлы. - Итак, обменяйтесь работами с соседом по парте. На слайде вы видите правильные ответы (слайд 5). Если у вашего соседа все правильно, на полях поставьте +. - С последних парт соберите и передайте мне карточки. | - слушают задание, приступают к выполнению - обмениваются карточками, проводят взаимопроверку со слайдом презентации |
8. Включение в систему знаний и повторений | - Какой признак глагола мы изучали на уроке? -Что вы узнали о числах глагола? -Ребята, на партах у вас лежат бумажные круги, если вы довольны своей работой на уроке, нарисуйте веселый смайлик, если на уроке вы работали не плохо, но были трудности при выполнении заданий нарисуйте грустный смайлик. | - мы изучали число глагола, научились определять единственное и множественное числа - глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета, а глаголы во множественном числе-действие нескольких предметов |
9. Рефлексия | - А наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. - Какую цель на урок мы с вами поставили? - От чего у нас зависит число глаголов? - Откройте дневники и запишите домашнее задание: упр.144 на с.79 в учебнике. - Спасибо вам за урок! Вы сегодня очень активно и продуктивно поработали! До свидания! | - подводят итоги совместно с учителем - научиться определять число глаголов, наблюдать за изменением окончаний - число глаголов зависит от имени существительного, действие которого называет глагол - записывают домашнее задание в дневники - до свидания! |