СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему:"Хохлома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему:"Хохлома"»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»









Сообщение на тему:

«Хохломская роспись»















Выполнила:

студентка Ш-32 группы

Соболева Арина













Ейск, 2022 г.

Ремесло появилось в небольших селениях и деревнях Заволжья. Хохлом принято было называть место сбыта ручных изделий, расписанных умельцами. Отсюда и появилось название росписи. Для промысла свойственна особенность, отличающая его от других типов искусства: хохлома предполагает проведение золочения, после чего осуществляется декорирование всевозможными орнаментами. Мастера в процессе работы применяли своеобразную манеру «свободной кисти». Так, одновременно выполнялась фоновая роспись с последующим нанесением верховой композиции.

Город Хохлома расположен в Нижегородской области. Раньше на левом побережье Волги находилось множество селений, коренные жители которых специализировались на росписи деревянных изделий. В центр рукотворные предметы свозились из других поселений: Шабаши; Глибино; Хрящи. Ученые склоняются к версии, что окрашивание предметов «под золото» связано с заволжскими старообрядцами. Они жили обособлено и расселялись на удаленных лесных территориях, изолированных от остальных людей. Среди представителей старой веры выделялись талантливые живописцы. Они кистевым тонким изображением писали иконы, отделывали книги. В целом жители Заволжья были настоящими умельцами, смогли освоить и совершенствовать резьбу по дереву, токарное дело. Совмещение этих направлений, возможно, и положило начало росписи.

Классические предметы выглядят изящно и привлекательно. Непонятно до сих пор, как умельцы, имея минимальный набор красящих компонентов, могли создавать уникальную роспись. При наличии скудной палитры на деревянные изделия наносили уникальные узоры, соединяющиеся в причудливые композиции. Применение специальной золотистой основы придавало шик и роскошь, в результате получалась удивительная фактура. Яркий оттенок выступал фоном или же использовался для нанесения центральных деталей. Обязательно наличие красного и черного цвета. Многогранность и глубина готового орнамента обеспечивалась вкраплением в композицию охры или белого тона. В исключительных случаях хохлома создавалась на красной, оранжевой, изумрудной или бирюзовой основе. Главная задача заключалась в том, что сочетающиеся между собой цвета должны выражать идею мастера через сложную игру между разными мазками.

Промысел предполагает наличие фонового и верхового письма. В последнем случае орнамент наносится на золотистый фон, он представлен белыми, красными и черными цветами. Через хохломскую роспись с уникальной подачей раскрывается настоящая русская душа. Она демонстрирует наивное и слегка романтичное восприятие реальности целой нацией. Небывалые шедевры из насыщенных оттенков и весьма деликатных мазков представлены колосками, травинками, элементами натюрмортов. Природные узоры раскрываются особенными мотивами «под осоку». В старинном варианте присутствуют на серебряной основе: специальные мазки; завитки; небольшие по размеру ягоды; колоски.

Отдельные травинки переплетаются, создавая подобие курочки или петушка, они мирно восседают среди густых зарослей на ветке. Листья и ягоды создаются довольно жирными мазками. Общая картина наполняется растительными довольно громоздкими формами. Часто на практике используются орнаменты в виде виноградных гроздьев, вишневых, малиновых, земляничных ягод. Известны работы, на которых россыпь астр или тюльпанов сверху украшена смородиной или рябиной.

Деревянная заготовка хорошо просушивается, после чего проводится грунтовка с применением жидкой глины, вапы. Сохнет предмет в среднем около 7−8 часов, после чего тщательно покрывается олифой. Процедуру положено несколько раз повторить. На следующем этапе проводится лужение, в ходе которого специальный алюминиевый порошок втирается в древесину. Это исключительно ручная работа с применением кожаного тампона. По завершении процедуры поверхность становится блестящей, она полностью подготовлена к нанесению краски. Этот момент следует обозначить в докладе о хохломской росписи. Нанесение узоров осуществляется тонкими кистями, отличающимися размерами. Завершенный орнамент должен полностью высохнуть, после чего на него наносится лак. Последний этап представлен закаливанием предмета в специальной печи, где задается температура +160 градусов. Только после этой процедуры появляется характерная золотая пленка.