Нравственное воспитание младших школьников.
Воспитание нравственности младших школьников — это одна из главных и наиболее сложных задач педагога. Для решения проблемы воспитания нравственности учителю необходимо не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на нравственное воспитание в организации учебной деятельности. В условиях современной действительности проблема воспитания нравственности является особенно значимой.
В педагогике одним из ведущих понятий является воспитание. Изначально под педагогикой понималась «наука о воспитании». Е. В. Бондаревская утверждает, что «воспитание — это родовое понятие в системе педагогического знания, поскольку педагогика определялась как наука о воспитании подрастающих поколений». Проблема воспитания нравственности всегда была и остается очень актуальной. Изменение ценностей и целей человека происходит в течение всей его жизни, а также в период разных исторических эпох. На современном этапе развития педагогики нет общепринятого определения понятия «воспитание». Одной из причин является то, что понятие это многозначно, и существует различное истолкование его содержания.
Современная отечественная педагогика определяет воспитание «эффективным взаимодействием воспитателей и воспитанников, ведущим к достижению указанной цели» .И. П. Подласый, определяет воспитательный процесс более подробно, подчеркивая, что это «процесс формирования, развития личности, который включает в себя не только целенаправленное воздействие извне, но и самовоспитание». Процесс формирования нравственной культуры личности — это важнейшее направление воспитания . В педагогическом Энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Нравственное воспитание — это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе».
Воспитание — это рациональная деятельность, и ей присуще различие между конечным результатом и ведущими к ней действиями (целью и средствами). При этом различии средства могут быть оправданы только в связи с данной целью. Нравственность — не обычная цель, которая может быть достигнута в заданный период времени с помощью определенных средств. Поэтому нравственность — это скорее не цель, а идеал — принцип и масштаб оценки человеческого поведения. Помимо своего основного назначения, любой социальный институт (семья, школа, трудовой коллектив и др.), также воздействуют на личность.
Существуют также следующие определения слова «Нравственность»: 1) совокупность норм, которые определяют поведение человека; 2) самое поведение человека; 3) моральные свойства.
Итак, исходя из различных толкований понятий «воспитание» и «нравственное», которые мы рассмотрели в педагогической литературе, можно констатировать следующее: — все ученые и педагоги, не имея однозначной трактовки понятий «воспитание» и «нравственное воспитание», сходятся на том, что воспитание — это целенаправленный процесс; — воспитание осуществляется во взаимодействии с процессом обучения; — целью нравственного воспитания может являться развитие личности нужной, общественно-полезной, адаптированной к жизни в определенном обществе; — нравственное воспитание понимается современными педагогами как процесс взаимодействия воспитателей и воспитуемых; — нравственное воспитание осуществляют социальными институтами, такими как семья, школа; — нравственное воспитание осуществляется на протяжении всей жизни человека, однако закладывание его основ происходит в раннем детстве.
Взаимодействуя со средой и целенаправленными воздействиями, ребенок социализируется, получает нужный опыт нравственного поведения. Ведущую роль в воспитании и обучении младших школьников, а также в подготовке их к жизни и социальному труду имеет педагог. Он должен являться для школьников эталоном нравственности и преданного отношения к труду. Нравственное воспитание отличается динамичностью и творческим подходом: педагоги часто корректируют его, тем самым совершенствуя.
Н. И. Болдырев утверждает, что специфической особенностью воспитания нравственности является невозможность выделить его в какой-то специальный воспитательный процесс. Развитие нравственного облика происходит в процессе всей разносторонней деятельности детей (в игровой, учебной), во всевозможных отношениях, в которые они вступают, в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми.
Одна из задач воспитания заключается в правильной организации деятельности воспитанника. В деятельности развиваются нравственные качества, а возникающие отношения воздействуют на изменение целей и мотивов деятельности, что воздействует на усвоение моральных норм. Деятельность человека выступает и как мерило его нравственного развития. Формирование морального сознания младшего школьника происходит через восприятие и понимание содержания воздействий, поступающих и от родителей и педагогов, окружающих людей, через переработку этих воздействий в связи с моральным опытом ребенка, его взглядами и ценностями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение и формирует субъективный взгляд на него, и в связи с этим создаются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Ориентация школьного воспитания и реальные поступки детей могут не соответствовать, но смысл воспитания заключается в достижении соответствия между требованиями соответствующего поведения и внутренней готовности к этому.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод в том, что важным элементом в процессе нравственного воспитания детей начальной школы является моральное просвещение, целью которого является сообщение ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах, которыми ему необходимо овладеть. Умение осознавать и переживать моральные принципы и нормы связывается с умением осознавать образцы нравственного поведения, способствуя формированию моральных оценок и поступков.
Вопросы:
В чем заключается суть нравственного воспитания?
Что такое нравственность?
Задания:
Придумайте интерактив на тему нравственного воспитания для детей 4 класса.
Составьте план мероприятий для детей 3 класса по нравственному воспитанию.
| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение на тему:
«Нравственное воспитание».
Выполнила:
студентка Ш-22 группы
Соболева Арина
Ейск, 2021г.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.
Поэтому цель школьного трудового воспитания направляется на воспитание психологической и практической готовности школьников к труду
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
1) осознание целей и задач труда;
2) воспитание мотивов трудовой деятельности;
3) формирование трудовых умений и навыков.
Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности — способности к труду.
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.
Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.
Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда.
Изменяется и структура трудового образования. Она становится комплексной, включает представления о технике и технологии, умения решить практические задачи, достигать качественных результатов. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход в решении нестандартных задач, стремление повысить технико-экономические и социальные показатели производства.
Изменения в классно-урочной деятельности по трудовому воспитанию обусловливают перестройку внеклассной и внеурочной воспитательной деятельности. Она становится личностно-ориентированной, максимально полезной человеку и обществу. В практику работы классных руководителей проникают активные воспитательные дела трудовой направленности, вызванные к жизни социально-экономическими процессами. Среди трудовых воспитательных дел есть традиционные и новые формы: вахта труда, праздник труда, выставка поделок, генеральная уборка, гуманитарная помощь, озеленение и благоустройство школы, турнир умельцев (помощниц мам, членов кружка «Умелые руки»), неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметический ремонт школы, акт добровольцев, шефская помощь, зоны заботы, разведка полезных дел, трудовой десант, ремонтная школьная бригада и д.
Методы трудового воспитания в начальных классах
В процессе трудового воспитания младших школьников выделяют три группы методов воспитания сознательной дисциплины:
Методы формирования сознания личности.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
Методы стимулирования поведения и деятельности.
Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.
Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.
Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся.
Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. К этой группе относят: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.
К третей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.
Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь школьникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии
Учащиеся познают в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний.
Очень важна организация коллективного труда, объединяющего интересы школьников, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде, устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, атмосферу высокой моральной и материальной ответственности, критики и самокритики.
Вопросы:
В чем заключается суть трудового воспитания?
Какие существуют методы по трудовому воспитанию в начальных классах?
Задания:
1)Придумайте интерактив на тему трудового воспитания для детей 2 класса.
2)Составьте план мероприятий для детей 4 класса на трудовому воспитанию.
| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение на тему:
«Трудовое воспитание».
Выполнила:
студентка Ш-22 группы
Соболева Арина
Ейск, 2021г.