| Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
ОЛИМПИАДА КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выполнила:
студентка Ш-31 группы
Гальченко Диана Валерьевна
Преподаватель:
Великановская Людмила Анатольевна
г. Ейск
2023 год
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита страны.
С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основе его лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления одарённых детей. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет важнейшую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость и развить его способности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности.
Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является развитие способностей во внеурочной деятельности: участие в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.
Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний. Они не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить и применить знания, умения, компетенции и навыки по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.
Важная цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.
Целесообразно проводить олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учителем предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.
Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. Задания для младшего школьника не могут быть столь многообразны, как в старших классах. Характер заданий определяется, прежде всего, оптимальным объёмом умений и навыков по предметам для каждого класса. Но они не должны дублировать материал учебника, быть стандартными. Необходимо, чтобы задания вызывали интерес учащихся. Полезно в задачах прибегать к образам из окружающего мира, иногда и к сказочным сюжетам.
При составлении заданий, как правило, выполняется ряд требований:
- несколько заданий должно быть посильно для большинства участников;
- часть заданий должна допускать несколько подходов к поиску решения;
- обязательно должны быть включены задания творческого характера, так как именно они способствуют выявлению одаренных учащихся;
- все задания подбираются так, чтобы учащиеся могли творчески использовать базовые знания программы данного класса (комбинаторные, логические, развивающего характера, на сообразительность);
- участник олимпиады должен покинуть соревнования, не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые;
- объём самостоятельной работы планируется так, чтобы выполнение заданий не занимало больше часа.
Олимпиада - это нестандартная ситуация, в которую попадает каждый участник. Экстремальные условия работы, необычное содержание заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить - всё это создаёт определённые трудности, которые должен учитывать учитель или организатор олимпиад.
Хочется отметить несколько важных принципов в организации олимпиад и конкурсов:
Доступность и массовость Каждый ребенок может принять участие в предметной олимпиаде (на школьном уровне и в заочных конкурсах) с начальной школы. Тем самым на более ранних ступенях развития раскрываются способности учащихся и появляются возможности для их самореализации.
Укрепление интереса. Если учитель выявил одаренного ребенка, то необходимо поддерживать интерес, привлекая и предлагая ему участие в разных новых олимпиадах или конкурсах.
Поощрения. Каждый ученик нуждается в похвале, а уж тем более тот, который принимает участие в олимпиадах. Любое достижение должно быть оценено по достоинству (выставление дополнительных оценок за участие и победу, получение дипломов для Портфолио).
Посильность. Учащиеся участвуют в олимпиадах среди сверстников. Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения предметом, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, что соответствует требованиям федерального стандарта и является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Обязательным этапом олимпиады является финальный разбор и комментирование заданий сразу после сдачи работ всеми участниками, для того, чтобы ученики могли оценить уровень своего выступления и удовлетворить своё любопытство «по горячим следам».
Олимпиады занимают важное место в развитии одаренных детей. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы.