| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение на тему: «Особенности адаптации обучающихся к условиям НОО. Оказание педагогической поддержки в процессе адаптации детей»
Подготовила:
Малькова Оксана
студентка Ш-22 группы
Ейск, 2020 г.
В жизни каждого ребенка наступает период, когда ему приходится выходить за рамки своего привычного окружения и попадать в новые для него условия развития. Чаще всего это связано с возрастными этапами становления личности. Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне системы общественных отношений и коллектива. Таким образом, ему очень часто на протяжении жизни приходится сталкиваться с необходимостью адаптации к новым условиям.
Различают: биологическую, физиологическую и социально-психологическую адаптации. Нас в большей степени интересует последняя.
Социально-психологическая представляет собой приспособление к социальной среде.
Существует 3 переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и переход из средней в старшую.
С поступлением в школу в жизни ребенка происходят значимые изменения, он не только входит в фазу младшего школьного возраста, когда ведущей деятельностью становится учебная деятельность, но коренным образом меняется социальная ситуация развития. В этот период появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе.
Именно младшая школа является наиболее важным периодом в формировании школьного коллектива. В школьных стенах ребенок знакомится со своей первой учительницей, которая в последствие оценит его, со своими будущими одноклассниками и на основании собственных достижений в учебе и набору личностных качеств формируется его новый социальный статус.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.
Немаловажным фактором периода адаптации является и поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Главное, помнить о том, что ведущим видом деятельности на всём протяжении детства является игра. Образовательный процесс необходимо строить с опорой на игровые методы.
Важно воздействовать на эмоции и чувства ребёнка посредством проявления интереса к детскому мнению по тому или иному вопросу, создание ситуации, попадая в которые ребёнок будет чувствовать себя непринуждённо, свободно, будет ощущать свою значимость.
Обязательным условием общения с учениками является создание благоприятной эмоциональной атмосферы, улыбка и уравновешенность, исключение повелительного наклонения в обращении к ним и авторитарного стиля общения (По О. Соболевой).
Для успешной адаптации обучающихся нужно придерживаться некоторых правил:
1. Чаще хвалите вашего ученика. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать».
2. Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.
3. Почаще говорите с учеником. Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. 4. Научите ребенка делиться своими проблемами. Для этого – обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми, но не допытывайтесь; искренне интересуйтесь его мнением.
5. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если можете, разумную помощь в его выполнении. Содержательная помощь (решение с ребенком задач и т.п.) нежелательна. Основная функция - помочь обнаружить и зафиксировать трудность в тетради для того, чтобы обсудить ее на следующий день на уроке. Не изматывайте детей, не читайте им морали. Главное – возбудить интерес к учению.
Вопросы и задания:
Что собой представляет социально-психологическая адаптация?
Какие значимые изменения происходят в жизни ребенка с поступлением в школу?
Придумайте и запишите 2-3 рекомендации, которые помогут учителю в работе с адаптацией младших школьников.