Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: «Петриковская роспись»»
| Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
Сообщение на тему: «Петриковская роспись»
Выполнила студентка
Ш-31 группы Хрипаченко Ксения
Преподаватель: Конева А.В.
Г. Ейск, 2023 год
Издревле люди верили, что любое изделие, украшенное орнаментом, служит оберегом их жилищ, результатов их трудов, да и их самих. Поэтому и не мудрено, что практически все народы, живущие на земле, имеют свои традиционные обереги, пришедшие из глубины веков. Так и уникальная петриковская роспись, зародившаяся более двух веков тому назад, является визитной карточкой Украины. Сегодня вас ожидает знакомство с работами известного мастера по росписи - Александра Опария, о котором говорят не только в стране, но и далеко за ее пределами.
Происхождение петриковской росписи связывают с казачеством и заселением Днепровщины выходцами из Полтавщины, Слобожанщины и Подолья в конце XVIII и вначале XIX века. Хотя достоверно неизвестно, где и когда впервые зародились и развились традиции, которые легли в основу этого уникального направления народной живописи.
Историки утверждают, что изначально она получила свое развитие в виде настенной живописи, а позже народные умельцы стали делать бумажные «малёвки» для оформления интерьеров и расписывать домашнюю утварь.
И уже к концу XVIII века жители центральной Украины повсеместно декорировали дома, одежду, изделия ручной работы и предметы повседневного обихода яркими узорами. Особенно развилась декоративная роспись по дереву - подлаковая роспись. По народным поверьям считалось, что такие расписные вещицы привлекают к хозяину удачу, защищают его от несчастий, стихийных бедствий и злых сил, улучшают здоровье. Причем каждый элемент подобных изображений нес в себе скрытое, символическое значение. К примеру, кисть винограда была пожеланием плодовитости, дуб служил олицетворением мужской энергии, храбрости и отваги, красные маки были воплощением семейной памяти и силы рода; молодость, развитие, рост - олицетворял барвинок. А еще, изображая пару птиц, призывали в дом любовь и гармонию, а изображения цветущих деревьев служили оберегами от болезней и дарили крепкое здоровье.
В старину петриковской росписью украшали камины, печи, окна, позже - кухонные доски, черпаки, миски, инвентарь, сбрую, одежду, используя яркие самодельные краски. Изначально это были цветные глины и всевозможные растительные красители, позже - анилиновые, масляные, акварельные, акриловые краски, а также темпера и гуашь с добавлением яичного желтка и молока.
Что же касается инструментов то, разумеется, в ту пору не было в широком обиходе подходящих профессиональных кистей, поэтому мастера из народа мастерили кисти самодельные. Для этого брали пучки кошачьей шерсти, срезанные у домашних кошек и наматывали на отточенный черенок. Несколько витков нити — и кисточка для сложных узоров готова! Да причем такая, что не уступала фабричной. А еще в ход также шли и камышовые палочки, и рогоза, и пипетки, и даже пальцы (ими удобно изображать ягоды).
Стоит отметить, что петриковская роспись очень разнообразна. Почти у каждого мастера есть свой собственный почерк, манера письма, приемы в стилизации, своя трактовка традиционных элементов росписи и свой излюбленный колорит. Отсюда и роспись на светлом, цветном или чёрном фоне. И поэтому рисунки на одинаковую тематику, выполненные двумя живописцами, могут кардинально отличаться в подаче и по колориту.