СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему "Применение памяток на уроках истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному российскому обществу необходим человек, обладающий не только прочными, глубокими знаниями, но и способный к саморазвитию, самостоятельности, самореализации творческих возможностей.

Научно-технический прогресс предъявляет высокие требования к совершенствованию учебного процесса. Эти требования обуславливают необходимость повышения эффективности обучения, вооружению обучающихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний.

Таким образом, преподавание предмета «история» в школьном курсе должно внести свой вклад в решение указанных задач.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему "Применение памяток на уроках истории"»

Сообщение «Применение памяток на уроках истории»


Современному российскому обществу необходим человек, обладающий не только прочными, глубокими знаниями, но и способный к саморазвитию, самостоятельности, самореализации творческих возможностей. (2 слайд)

Научно-технический прогресс предъявляет высокие требования к совершенствованию учебного процесса. Эти требования обуславливают необходимость повышения эффективности обучения, вооружению обучающихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний.

Таким образом, преподавание предмета «история» в школьном курсе должно внести свой вклад в решение указанных задач.

Учеба — это сложный умственный, творческий труд. Успех ее во многом зависит от умения школьников правильно организовать свой учебный труд, умственную деятельность, чтобы с наименьшими затратами сил, энергии, времени достичь наивысших результатов. Организация непрерывного образования в РФ ставит перед каждым школьником задачу овладения навыками самостоятельной работы с источниками знаний (книгой, учебником, словарем и т. д.), общеучебными умениями: анализировать, обобщать, систематизировать изученный материал, использовать наиболее эффективные способы и приемы записи и т. п. (3 слайд)

В настоящее время издаётся очень много учебников, научных и научно–популярных книг по истории, стремительно растёт и число исторических сайтов в Интернете. Обучающийся, заинтересовавшийся какой-либо исторической проблемой или поставленный перед необходимостью углубленного изучения отдельной темы (например, для написания реферата), обычно не испытывает дефицита в источниках исторической информации. Иное дело - овладение способами работы с этой информацией, определёнными умениями и навыками, абсолютно необходимыми для её действительного, а не формального усвоения.

Самостоятельность - внешнее условие самореализации личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности, а главное, является неприемлемым условием для реализации условий ФГОС. Но она вызывает у многих затруднения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнений, переживаний.

Самостоятельная работа учащегося используется не только на уроке, но и при выполнении различных заданий дома: подготовка доклада, анализ исторического источника, составление схем и диаграмм, составление простого и сложного плана, и т.д.

Анализ процесса обучения, собеседование, анкетирование обучающихся показали что у них: (4 слайд)

недостаточно сформированы умения работать с информацией по различным источникам;

не могут самостоятельно выполнять практические работы по заданной теме;

не умеют анализировать графики, схемы и таблицы в учебниках истории;

недостаточно развиты мыслительные способности к синтезу цифровых показателей;

учащиеся не могут устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения;

не могут четко выражать свою мысль и тем более анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными.

Конечно, затруднения стимулируют активность, а могут стать причиной отрицательного опыта, прививающего нелюбовь к предмету и нежелание выполнять задание. Всё это усиливает потребность в руководстве со стороны учителя.

Несомненный «плюс» памяток – это возможность работы по алгоритму для детей с разными способностями, развивают коммуникативные компетенции обучающегося.(5 слайд)

Примерный перечень ключевых компетенций, которыми должны овладеть школьники:

Изучать:

организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

самостоятельно заниматься своим обучением.

организовывать свои собственные приемы изучения;

уметь решать проблемы;

уметь извлекать пользу из опыта;

Искать:

запрашивать различные базы данных;

опрашивать окружение;

консультироваться у эксперта;

получать информацию;

уметь работать с документами и классифицировать их.

Адаптация обучающихся  к условиям учебного процесса при использовании памяток проходит несравнимо в более благоприятных условиях. Усовершенствует учебную деятельность, систематизирует, выводит на более высокий исследовательский, научно-поисковый уровень.

Самостоятельная работа поможет формированию у обучающихся системы ценностей, которая соответствует социально-обусловленным приоритетам, способности к творчеству и саморазвитию. Также развиваются критический ум, любознательность. Памятки облегчат учащимся осознание сложного материала, формирование в памяти четких образов исторических событий, созданию ассоциативных связей по историческим аналогиям, систематизацию знаний.

Памятки могут быть использованы: (6 слайд)

- для групповых заданий

- для индивидуальной работы

- на семинарских занятиях, собеседованиях, экзаменах.

Правила и рекомендации по работе с исторической информацией, а также рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности, (конференция, практикум, семинар, практическая работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен и др.) должны быть в любой момент доступны для каждого ученика и постоянно обновляться.

Таким образом, систематизация разнообразных памяток поможет школьникам овладеть искусством чтения, развивать память, освоить умение фиксировать услышанное и прочитанное — записывать лекции, составлять планы, тезисы, конспекты, рефераты и т. д. (7 слайд)

Классификация памяток:

Памятки по подготовке к контролю знаний, умений и навыков:

1. Памятки для подготовки к устному и письменному ответу

2. Памятки по подготовке домашнего задания

3. Памятки по подготовке к зачету

4. Памятки для подготовки к единому государственному экзамену

5. Памятки по овладению приемами и способами написания эссе

Памятки по самостоятельной работе с источниками информации.

1. Памятки по организации работы с источниками (книгой, учебником, словарем, периодической печатью и т.д.)

2. Памятки по работе с текстом

3. Памятки по составлению плана

4. Памятки по составлению тезисов

5. Памятки по составлению конспекта

6. Памятки по организации работы с источниками (книгой, учебником, словарем, периодической печатью и т.д.)

Памятки по систематизации и обобщению знаний.

1. Памятки по формированию у школьников приемов логического мышления

2. Памятки по выполнению различных видов самостоятельных работ

3. Памятки по составлению плана

4. Памятки по составлению тезисов

5. Памятки по составлению конспекта

6. Памятки по организации работы семинара

7. Памятки по оцениванию ответа товарища, доклада, книги

8. Памятки по работе над докладом, сообщением

Памятки по выполнению творческих и самостоятельных работ.

1. Памятки по подготовке устных выступлений

2. Памятки по организации работы с проектами

3. Памятки по написанию отчета о выполнении проекта

4. Памятки по работе над творческими проектами

5. Памятки по работе с рефератами

Памятки по формированию умений и навыков по истории.

1.Памятки по общей организации учебного труда

2. Памятки по формированию умений и навыков по истории

3. Памятки для анализа исторической информации

Самостоятельной деятельностью учащихся должен руководить учитель. Мы не можем положить текст памятки и оставить учащихся один на один с ней. Ещё в 5 классе необходимо научить детей работать с памяткой. На первых уроках учитель организует совместную работу класса с памяткой. В дальнейшем можно дать задание по самостоятельной работе по памятке по парам в классе, затем на домашнее задание. (8 слайд)

Таким образом, мы выяснили, что самостоятельная работа играет важную роль в процессе преподавания истории в средней школе. Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с источниками знаний. (9 слайд)

В системе образования на первый план выходит не обучение учащегося предметным знаниям, а обучение способам деятельности, обеспечивающим учащимся способность активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории в процессе организации самостоятельной работы с историческими документами описывает один из возможных вариантов практической реализации идеи обучения через исследование.